12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Natali202165
Россия, Саратовская обл., Садовый, Саратовская область, Татищевский район

Современное образование: теория, методика и практика

Школа – важный этап в жизни каждого человека, ведь она не только дает знания по предметам, но и предоставляет возможность совершенствовать их и применять на практике.

Основными целями современной школы являются следующие: подготовить учащихся к трудовой деятельности выработать навыки, способные помочь детям в решении поставленных задач; формировать у обучающихся понимание социальных норм поведения и установок на решение социальных проблем; сохранить физическое и психическое здоровье школьников.

Для достижения этих целей педагогу необходимо решить ряд задач, в числе которых развитие способностей, которые позволяют ученику принимать решения и быть готовыми к ответу за них, развитие творческих способностей, формирование теоретических и практических знаний в соответствии с накопленным опытом и современными достижениями науки и техники, формирование моральных и культурных ценностей.

Цель современной школы, опирающейся на ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты, обеспечивает основную компетенцию – научить ученика учиться, самостоятельно добывая знания. И основная задача учителя заключается в том, чтобы предоставить ученику эту возможность и дать обучающемуся правильное направление на пути к новым знаниям. Для этого используются разнообразные способы, методы и ресурсы.

Выделяют три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические. Какие именно использовать на конкретном уроке, определяет учитель в зависимости от поставленных целей, задач и планируемых результатов. Это могут быть лекции, беседы, дискуссии, игры, обыгрывание проблемных ситуаций, лабораторные работы, театрализация. Немаловажную роль играют используемое на уроке стимулирование ученика к учебе, словесное и письменное (похвала, оценка, ситуация успеха). Значительную степень свободы ученику в самостоятельном «добывании» и систематизации знаний дает применение проектной деятельности, которую можно использовать при изучении любого школьного предмета.

Я хочу поделиться своим опытом работы на уроках русского языка. Например, я часто использую моменты, которые нравятся, учащимся всех возрастов. Нужно лишь подобрать подходящие задания. Игровые моменты я применяю во всех своих классах. Мы разгадываем загадки, решаем кроссворды, которые помогают обучающимся сформулировать тему урока, определить для себя его цели. Подобные формы работы – шарады, ребусы, кроссворды и другие – успешны как при постановке темы и определений целей, так и на этапах закрепления изученного материала, повторения.

Периодически на уроках мы «заглядываем» в нашу «волшебную шкатулку», в которой в зависимости от темы и задач урока лежат «наводящие вопросы», задания для индивидуальной и коллективной работы. С этой же целью я использую на уроке «ромашки», на лепестках которых написаны вопросы по теме, задания для работы. «Ромашка» выручает меня и на этапах закрепления материала, когда обучающиеся получают задания подготовить задания для одноклассников. После выполнения задания лепесток прикрепляется к «серединке», в результате в конце урока у нас получается целый букет цветов.

На уроках русского языка я часто использую прием нахождения учениками ошибок в заданном тексте. Такое задание способствует орфографической зоркости обучающихся и самоконтролю. С этой же целью применяю метод, когда проверку выполненного учеником у доски задания выполняют его одноклассники с объяснением ошибки и выставлением соответствующей оценки. Примечательно, что в роли учителя мечтают хотя бы раз побывать все ученики. И я с удовольствием предоставляю им эту возможность.

Уроки литературы предоставляют большие возможности для развития речи, дискуссий, проведения дебатов, когда каждая группа отстаивает свою точку зрения, а также игр, конкурсов, соревнований, для победы в которых необходимо хорошее знание материала. При изучении фольклора вместе с детьми по картинкам и фотографиям мы подбирали пословицы и наоборот. Делали зашифрованные коллажи на тему пословиц, сказок, которые предстояло «разгадать» детям.

Учитывая, что мы живем в век современных технологий и гаджетов, к выполнению задания в обязательном порядке подключаем компьютеры, телефоны и доступ в интернет.

Одной из популярных и, на мой взгляд, любимых форм работы для обучающихся является работа над проектами. Так дети получают опыт созидательной деятельности, приобретают уверенность в своих силах. Благодаря проектной деятельности, у учеников формируется привычка самостоятельно искать пути решения проблем в любых условиях. Они могут полнее раскрыть свой творческий потенциал, развить ораторское мастерство.

В зависимости от изучаемой темы форма деятельности при подготовке и защите проектов может быть разнообразной. Нередко ее определяют сами обучающиеся, учитывая свои способности и возможности. Так, в пятом классе, изучая русские народные сказки, обучающимся предлагалось сочинить свою волшебную сказку с соблюдением всех ее «составляющих». Все ребята подошли по-разному к выполнению задания: одни писали сочинения, другие представляли инсценировки отрывков сказки. Итоговой работой одного ученика стало создание самодельной книги с иллюстрациями, которую мы потом преподнесли в дар первоклассникам. Также дети очень любят готовить вопросы и задания к викторинам и творческим конкурсам.

Шестиклассникам при изучении лексики я предложила исследовать лексику окружающих. Для этого необходимо было при помощи диктофона в телефоне выполнить запись разговора родственников, друзей, а затем произвести ее анализ, дать характеристику используемого говорящим набора слов. При изучении стилей речи обучающиеся получили задание подготовить презентацию по конкретному стилю. С желающими вместе после уроков занималась в кабинете информатики. Примечательно, что в работу активно включился ученик с низкой учебной мотивацией, которого трудно заинтересовать учебным процессом. В результате, он подготовил презентацию хорошего уровня и достояно защитил вой проект. Полученная высокая оценка работы стала хорошим стимулом для ученика, и он начал проявлять себя на уроке. И это я считаю своей пусть и небольшой, но победой.

Мне очень нравится мудрость, высказанная Конфуцием: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Поэтому в своей работе я стараюсь больше обращать внимание обучающихся на самостоятельную работу, поиск проблем и их решение.

Также я использую и другие технологии, которые позволяют быть «на одной волне» со своими учениками и при этом мотивировать интерес к обучению. Даже постоянное времяпрепровождение детей в телефонах (одна из проблем современности) я постаралась использовать в своих педагогических и образовательных целях. Зарегистрировав учеников на портале «Яндекс.Класс», я на этом сервисе формирую для них проверочные работы по изученным темам и делаю им рассылку. Данное задание не является для учеников обязательным. Но интерес и возможность проверить свои силы и заодно посоревноваться с одноклассниками берут свое. Примечательно, что активность в выполнении таких заданий проявляют и обучающиеся с крайне низкой учебной мотивацией. В результате школьники занимаются русским языком, повторяют и закрепляют пройденные темы и получают за них определенные баллы, которые затем превращаются в отметку в дневнике и классном журнале. Подобная форма работы, я считаю, является хорошим стимулом в обучении. И меня радует, что мои ученики просят новые задания. Значит, им это интересно.

Большим подспорьем для современного учителя в решении поставленных целей и задач являются готовые видеоуроки по предметам, представленные на многих образовательных ресурсах. Популярностью пользуются и представленные в занимательной форме задания на «Яндекс.Классе», «Яндекс.Учебнике», «Учи.ру», интерактивной рабочей тетради Skysmart, использование интерактивных тестов. Они позволяют не только осуществлять контроль знаний, но и дают прекрасную возможность ученикам самим постигать новое.

Р. Олдингтон сказал: «Всему что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу…». Я в силу своих возможностей стараюсь показать моим ученикам верное направление, потому что хочу, чтобы они выросли не только грамотными, но и хорошими людьми.

 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.