Статья «Современное образование: теория, методика и практика в преподавании химии»
«Современное образование: теория, методика и практика в преподавании химии»
В последнее время в современном образовании просматривается снижение интереса школьников к естественным наукам. Причины этих изменений могут быть связаны с возрастанием сложности программного материала и с сокращением учебного времени на его изучение, а также неполным обеспечением учебно-воспитательного процесса специальным оборудованием для преподавания химии. Также перед современным учителем стоит задача, как повысить интерес учащихся к уроку, ведь качество знаний школьников во многом определяется их интересом к данному учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) решают эту задачу. Поэтому, провожу уроки с использованием ИКТ. Это необходимо, так как такие уроки – это наглядно, ярко, насыщенно информацией, интерактивно, сохраняет время учителя, дают возможность каждому ученику работать на уроке в своём ритме, позволяет учителю работать со школьниками индивидуально, группами, всем классом, дает возможность эффективно и быстро контролировать и оценивать результаты обучения, помогают с помощью тестового контроля подготовить учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Также использование компьютерных технологий в процессе обучения повышает познавательную активность учащихся по предмету, увеличивает качество образования. Ведь на уроках под руководством учителя школьники учатся использовать компьютерные технологии в образовательных целях для получения информации при решении учебных, а в будущем и более широкого круга задач, приобретают навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей своей жизни.
При изучении химии используются различные формы ИКТ, ведь их применение подходит под структуру любого урока, активизирует поисковую, исследовательскую деятельность школьников, формирует учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.
1) Компьютерное моделирование, которое используется при изучении химических процессов и реакций, которые мы не можем наблюдать на практике. Например, при изучении темы «Получение и применение серной кислоты» можно наглядно посмотреть в движении процессы, происходящие при получении серной кислоты.
Рисунок 1. Демонстрация динамической модели оборудования для получения серной кислоты в промышленности
2)При контроле и оценке знаний, умений и навыков. Для объективного, быстрого оценивания ЗУН, формирование навыков работы с компьютером, формирование навыков коллективной работы и самостоятельного исследования использую ЭОР. Часто использую Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
Рисунок 2. Использование ЭОР по данной теме
3) Готовые изобразительные средства (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук), которые делают учебный материал более наглядным и занимательным: при изучении темы «Соединения железа» рассматривается применение соединений железа.
Рисунок 3. Демонстрация динамического рисунка по теме «Соединения железа»
4) Демонстрирование реакций со взрывчатыми или ядовитыми веществами. Также при проведении практических работ (при изучении токсичных веществ или если в кабинете отсутствует необходимое оборудование): например, при изучении химических и физических свойств концентрированной серной кислоты.
Рисунок 4. Демонстрация реакции с концентрированной серной кислотой
5) Обучающие игры, кроссворды делают усвоение предмета химии более эмоциональным, увлекательным, что способствует лучшему усвоению материала.
Рисунок 5. Игра «Подбери пару» и кроссворд на химическую тематику
В целом, в современном образовании никак не обойтись без использования информационных технологий в преподавании химии. Ведь это создаёт на уроке благоприятную обстановку для активизации исследовательской деятельности учащихся, повышает интерес ребёнка к химии, раскрывает творческие задатки школьников, способствует саморазвитию, самоанализу, а также личностному развитию каждого учащегося.