Методическая разработка «Создание единого образовательного пространства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Методическая разработка
«Создание единого образовательного пространства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, средствами художественно-эстетического развития»
Гракова Ирина Валерьевна
Воспитатель МБДОУ Детский сад № 136
г. Иваново
Аннотация.
В методической разработке рассматривается система образовательного пространства, созданного для формирования элементарных математических представлений у дошкольников средствами художественно-эстетического развития. Выделяется особая роль музыкально-театрализованной деятельности.
В теории и практике дошкольного образования существуют различные подходы к организации обучения детей дошкольного возраста математике и определению его содержания. Математическое развитие все чаще связывается с познавательным и умственным развитием ребенка, а в исследованиях последних лет оно уже понимается как «процесс развития основных свойств и качеств математического стиля мышления» (А.В. Белошистая). Меняются подходы к обучению детей математике, его цели и содержания. Приоритетным оказывается не формирование математических представлений и понятий, а развитие математического стиля мышления, что обеспечивает успешное усвоение ребенком математического содержания в детском саду и школе, способствует его умственному и личностному развитию.
В современном образовании, важное значение, придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения.
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития мышления, творческих способностей, образного восприятия у детей дошкольного возраста особая роль отводится театрализованной деятельности. Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки знаний, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Игра - ведущий вид детской деятельности.
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, познания, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит познавательное и речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности. Образовательные возможности театрализованной игры огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
Проанализировав содержание образовательных областей, было решено, что одним из вариантов интеграции познавательно-математического развития дошкольников это использование музыкально-театрализованной деятельности. В результате формирования математических представлений с помощью игры, театра, дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения.
ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
- развитие интеллектуальных качеств дошкольников
- обучение математике опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами
Исходя, из современных требований интеграции образовательных областей была поставлена цель:
-способствовать формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на основе обогащения представлений детей о ближайшем окружении, посредством художественно - эстетической деятельности.
Перед нами были поставлены следующие задачи в реализации интеграции ФЭПМ и художественно-эстетической деятельности:
- Формировать мыслительные и творческие способности детей дошкольного возраста, систематизировать математические представления через знакомство с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку.
- Развивать математический стиль мышления, включающий в себя умственное и личностное развитие, самостоятельность, инициативность, эмоциональную отзывчивость.
- Прививать элементы музыкальной культуры и повышать качество музыкально-театрализованной деятельности
- Переключение внимания во время изучения материала, предупреждение утомляемости, усталости.
- Психологическая и физическая разрядка после умственной нагрузки.
Родители, первые воспитатели своих детей. Без их участия невозможно добиться хорошего результата в освоении детьми математических представлений. Для реализации данных задач нами были проведены следующие консультации для родителей; «Формирование выразительных средств языка при ознакомлении детей с художественной литературой», «Использование средств музыкально-театрализованной деятельности при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Фоновая музыка в жизни ребёнка», «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня детского сада».
Состоялись взаимные просмотры в ДОО интегрированных занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием театрализованной деятельности. В них использовались средства народного фольклора (музыкальные инструменты, попевки, танцевальные физкультминутки). Мы стараемся реализовывать возможность решить образовательные задачи в занятии, через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические музыкальные игры и задания, что способствует снятию напряжения и утомляемости детей, за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности, для укрепления психического и физического здоровья детей. В конце занятия, когда после умственной деятельности наступала усталость, применялась музыка, с помощью которой мы создавали хорошее настроение.
Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в группе занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок.
На занятиях мы широко применяем информационные технологии, что позволяет сделать занятие интересным, ярким, запоминающимся, дающее детям только положительные эмоции. Мною, вместе с педагогами детского сада (наша творческая группа), и родительским сообществом разработана серия игр математического содержания с использованием музыки, песенок, чистоговорок, сказок, ИКТ. Все это дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию элементарных математических представлений.
Для математического развития детей дошкольного возраста в группе используются, произведения народного творчества (потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи), также и авторские стихи, сказки и другие произведения.
В группе создана картотека художественных произведений содержащих математическое начало.
Это книги направленные на формирование у детей
- временных представлений: «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков).
- знаний о временах года С.Маршака цикл называется «Круглый год».
- знакомство со счётом «Веселый счет».
- сказки обучающие счету:
«Теремок», с помощью которой, дети, запоминают не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
- Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку вторым, третьим, четвертым?
- В сказке «Репка», мы с детьми обсуждаем размер «репки», «животных». Кто самый маленький? Кто самый большой? Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сколько всего было персонажей вытягивающих репку?
- В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» — дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 (мы с удовольствием прочитали сказку и посмотрели мультфильм, затем разыграли небольшой эпизод из него, сопровождая музыкой приход каждого героя)
- Сказка «Три медведя» — это математическая сказка. Мы и медведей посчитали , и о размере поговорили (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками
- Прочитав сказку «Красная шапочка» мы закрепили понятия «длинный», «короткий». Вместе рисовали (красками, карандашами, фломастерами), кто чем хотел, дорожку по которой шел волк и Красная Шапочка. Нарисовали схему, как лучше было бы пойти по лесу Красной Шапочке, придумали своё окончание сказки. Сами придумали мелодию к сказке, играли на погремушках и ложках.
Занятия, организованные таким образом, выглядят в глазах детей интересными, увлекательными. Стараемся сделать процесс формирования элементарных математических представлений занимательным, необыкновенным, нетрадиционным.
В нашем ДОО, проходили развлечения «В гостях у математических сказок». Они строились на основе сюжета каких-либо сказок, либо мультфильмов с разными героями элементами игры драматизации и конечно с музыкальным оформлением. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. Сюжеты для инсценирования простые по форме, доступные по содержанию. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. Дети сами исполняют все роли. Это доставляет детям радость.
Мы с детьми, к математическим сказкам, сделали запись нашего музыкального «оркестра», в котором каждый ребёнок смог себя проявить.
У нас в детском саду специалисты детского сада принимают непосредственное участие в организации мероприятий для детей. Вокруг ребёнка, организованы совместные действия специалистов, создано единое образовательное пространство - сотрудничество педагогов различных служб: воспитатель - психолог, психолог - воспитатель, психолог - музыкальный руководитель, воспитатель - инструктор по физическому воспитанию, воспитатель - музыкальный руководитель, ведь только все вместе мы сможем способствовать «поддержке разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека» (ФГОС ДО).
Подводя итоги можно сказать, что работа в данном направлении способствовала:
- Для детей
- Сформированности мыслительных и творческих способностей, систематизации математических представлений через знакомство с окружающим миром во всем его многообразии - через сказочные образы, краски, звуки, музыку.
- Развитие, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости
- Для педагогов
- Систематизации имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками, реализующиеся через консультации, семинары практикумы, открытые просмотры.
Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтересованы чем-то им неизвестным. Интеграция ФЭМП и художественно-эстетической деятельности как раз таким и является.
Как результат работы по данному направлению, это принятие участия в педагогическом совете на тему: «Интеграция познавательно-математического развития дошкольников в контексте музыкально театрализованной деятельности».
Хотелось бы закончить словами: «Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика, с легкостью интересом, творчеством и мы всегда поможем и будем вместе».
Используемая литература
1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
2. «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. М., 2015
3. Зворыгина.Е.В. Игра дошкольника Москва «Просвещение» с.160
4. Леушина Е.В.. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.,1974