Методическая разработка «Создание единого образовательного пространства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

3
0
Материал опубликован 19 October 2022 в группе

                             Методическая разработка

 

«Создание единого образовательного пространства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, средствами художественно-эстетического развития»

 

    Гракова Ирина Валерьевна

Воспитатель МБДОУ Детский сад № 136

г. Иваново

 

       Аннотация.

 

     В методической разработке рассматривается система образовательного пространства, созданного для формирования элементарных математических представлений у дошкольников средствами художественно-эстетического развития. Выделяется особая роль музыкально-театрализованной деятельности.

 

      В теории и практике дошкольного образования существуют различные подходы к организации обучения детей дошкольного возраста математике и определению его содержания. Математическое развитие все чаще связывается с познавательным и умственным развитием ребенка, а в исследованиях последних лет оно уже понимается как «процесс развития основных свойств и качеств математического стиля мышления» (А.В. Белошистая). Меняются подходы к обучению детей математике, его цели и содержания. Приоритетным оказывается не формирование математических представлений и понятий, а развитие математического стиля мышления, что обеспечивает успешное усвоение ребенком математического содержания в детском саду и школе, способствует его умственному и личностному развитию.

      В современном образовании, важное значение, придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения.

      В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития мышления, творческих способностей, образного  восприятия у  детей дошкольного возраста  особая роль отводится  театрализованной деятельности. Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки знаний, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Игра - ведущий вид детской деятельности.

     Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, познания, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит познавательное и  речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности. Образовательные возможности театрализованной игры огромны,  её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

Проанализировав содержание образовательных областей,   было решено, что  одним из вариантов интеграции познавательно-математического развития дошкольников это использование музыкально-театрализованной деятельности. В результате формирования математических представлений с помощью  игры, театра, дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения.

 ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает:

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
  • развитие интеллектуальных качеств дошкольников
  • обучение математике опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами

 Исходя, из современных требований интеграции образовательных областей была поставлена цель:

-способствовать формированию элементарных математических представлений у  детей дошкольного  возраста  на основе обогащения представлений детей о  ближайшем окружении, посредством художественно - эстетической деятельности.

Перед нами были поставлены следующие задачи в реализации интеграции ФЭПМ и  художественно-эстетической деятельности:

  1. Формировать мыслительные и творческие  способности детей дошкольного возраста, систематизировать математические представления  через знакомство с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку.
  2. Развивать математический стиль мышления, включающий в себя  умственное  и личностное  развитие, самостоятельность, инициативность, эмоциональную  отзывчивость.
  3. Прививать  элементы музыкальной культуры и повышать качество музыкально-театрализованной деятельности
  4. Переключение внимания во время изучения материала, предупреждение утомляемости, усталости.
  5. Психологическая и физическая разрядка после умственной нагрузки.

 Родители, первые воспитатели своих детей. Без их участия невозможно добиться хорошего результата в освоении детьми математических представлений. Для реализации данных задач нами были проведены   следующие консультации для родителей; «Формирование выразительных средств языка при ознакомлении детей с художественной литературой», «Использование средств музыкально-театрализованной деятельности при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Фоновая музыка в жизни ребёнка», «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня детского сада».

Состоялись взаимные просмотры в ДОО интегрированных   занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием  театрализованной  деятельности. В них использовались средства народного фольклора (музыкальные инструменты, попевки, танцевальные  физкультминутки). Мы стараемся реализовывать возможность решить  образовательные задачи  в занятии, через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические музыкальные игры и задания, что способствует  снятию напряжения  и утомляемости детей, за счет  переключения  их внимания на разнообразные виды деятельности, для укрепления  психического  и физического  здоровья детей. В конце занятия, когда после умственной деятельности наступала усталость, применялась  музыка, с помощью которой мы создавали  хорошее настроение.

      Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в группе занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок.

   На занятиях мы широко применяем  информационные технологии, что позволяет сделать занятие интересным, ярким, запоминающимся, дающее детям только положительные эмоции. Мною, вместе с педагогами детского сада (наша творческая группа), и родительским сообществом  разработана серия игр математического содержания с использованием музыки, песенок, чистоговорок, сказок, ИКТ. Все это дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию элементарных математических представлений.

      Для математического развития детей дошкольного возраста в группе используются, произведения народного творчества (потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи), также и авторские стихи, сказки и другие произведения.

В группе создана картотека художественных произведений содержащих математическое начало.

Это книги направленные на формирование у детей

  • временных представлений: «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков).
  • знаний о временах  года С.Маршака цикл называется «Круглый год».
  • знакомство со счётом «Веселый счет».
  • сказки обучающие счету:

 «Теремок», с помощью которой, дети,  запоминают  не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

  • Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядкового  счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку вторым, третьим, четвертым?
  • В сказке «Репка», мы с детьми обсуждаем размер «репки», «животных». Кто самый маленький? Кто самый большой? Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сколько всего было персонажей вытягивающих репку?
  • В сказке  «Про козлёнка, который умел считать до десяти» — дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 (мы с удовольствием прочитали сказку и посмотрели мультфильм, затем разыграли небольшой эпизод из него, сопровождая  музыкой приход каждого героя)
  • Сказка «Три медведя» — это математическая сказка. Мы и медведей посчитали , и о размере поговорили (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками
  • Прочитав сказку  «Красная шапочка» мы закрепили понятия «длинный», «короткий». Вместе рисовали (красками, карандашами, фломастерами), кто чем хотел, дорожку по которой шел волк и Красная Шапочка. Нарисовали схему, как лучше было бы пойти по лесу Красной Шапочке, придумали своё окончание сказки. Сами придумали мелодию к сказке, играли на погремушках и ложках.

Занятия, организованные таким образом, выглядят в глазах детей интересными, увлекательными. Стараемся сделать процесс формирования элементарных математических представлений занимательным, необыкновенным, нетрадиционным.

В нашем ДОО, проходили развлечения «В гостях у математических сказок». Они строились  на основе сюжета каких-либо сказок, либо мультфильмов с разными героями  элементами игры драматизации и конечно с музыкальным оформлением. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. Сюжеты для инсценирования простые по форме, доступные  по содержанию. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен.  Дети сами исполняют все  роли. Это доставляет детям радость.

 Мы с детьми, к математическим сказкам, сделали запись нашего музыкального «оркестра», в котором каждый ребёнок смог себя проявить.     

У нас в детском саду специалисты детского сада принимают непосредственное участие в организации мероприятий для детей. Вокруг  ребёнка,  организованы совместные действия  специалистов, создано единое образовательное пространство - сотрудничество педагогов различных служб:  воспитатель - психолог,  психолог - воспитатель, психолог - музыкальный руководитель, воспитатель - инструктор по физическому воспитанию, воспитатель - музыкальный руководитель,  ведь только все вместе мы сможем способствовать «поддержке разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека» (ФГОС ДО).

Подводя итоги можно сказать, что работа в данном направлении способствовала:

  • Для детей

- Сформированности  мыслительных и творческих  способностей,  систематизации  математических представлений  через знакомство с окружающим миром во всем его многообразии - через сказочные образы, краски, звуки, музыку.

- Развитие, самостоятельности, инициативности, эмоциональной  отзывчивости

  •           Для педагогов

- Систематизации имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками, реализующиеся  через консультации, семинары практикумы, открытые просмотры.

Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтересованы чем-то им неизвестным. Интеграция ФЭМП и художественно-эстетической деятельности как раз таким и является.

       Как результат  работы по данному направлению, это принятие участия в педагогическом совете на тему: «Интеграция познавательно-математического развития дошкольников в контексте музыкально театрализованной деятельности».

      Хотелось бы закончить словами: «Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика, с легкостью   интересом, творчеством и мы всегда поможем и  будем вместе».

                             

   Используемая литература

1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)

2. «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. М., 2015

3. Зворыгина.Е.В. Игра дошкольника Москва «Просвещение» с.160

4.  Леушина  Е.В..  Формирование  элементарных математических представлений  у детей дошкольного  возраста. - М.,1974

 


                           

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации