Формирование элементарных математических представлений «Путешествие в сказочную страну»

5
2
Материал опубликован 27 December 2015 в группе

МБДОУ «Шухободский детский сад комбинированного вида».


Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП

в средней группе «Путешествие в сказочную страну».


Воспитатель: Разумова Валентина Николаевна

Первая квалификационная категория.

 

Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказочную страну».

Цель:

1) закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством;

2) закрепить умение упорядочивать группу предметов по длине;

3) закрепить умение детей видеть закономерность, продолжать её, объяснять свои действия; продолжать формировать представления детей об изученных геометрических фигурах, умение решать задачи;

4) тренировать способность детей ориентироваться в пространстве (лево, право, вперёд, назад);

5) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).

6) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук; сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: письмо от волшебника; карточки с ритмично расположенными геометрическими фигурами и с нарушением ритма; игрушки: Незнайка, Чебурашка, Машенька; коробка с сюрпризом: медали и раскраски с изображением сказочных героев на каждого ребёнка.

Раздаточный: карточки с картинками, выполненными из геометрических фигур; карточки с такими же геометрическими фигурами, расположенными в ряд; карточки с машинами и гаражами; фломастеры; 7 полосок разного цвета и длины.

Дидактические задачи этапа.

Ход занятия.

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

 

 

 

 

Актуализировать умение распознавать и называть изученные геометрические фигуры, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

 

 

 

 

 

 

Закрепить умение соотно-сить цифру с количеством; тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение; развивать память, внимание, память, мелкую моторику рук.

 

 

 

 

 

Закрепить умение детей ви-деть закономерность, про-должать её и объяснять свои действия; закрепить пред-ставления детей об изучен-ных геометрических фигурах тренировать мыслительные операции анализ, сравнение обобщение и аналогию, раз-вивать внимание, речь, ло-гическое мышление.

 

Закреплять умение упорядо-чивать по длине несколько предметов способом прило-жения, развивать глазомер; сформировать опыт само-стоятельного открытия и преодоления затруднения под руководством воспитателя; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение обобщение и аналогия, развивать память, речь, ло-гическое мышление, иници-ативность, творческие способности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировать умение решать общую задачу парой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

Тренировать умение детей ориентироваться в простра-нстве (лево, право,вперёд назад); закреплять счёт до семи; развивать внимание, умение следовать инструк-ции.

 

 

Развивать воображение, способствовать тому,чтобы дети успокоились, расслаби-лись.

                                          Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

1.Введение в игровую ситуацию. Воспитатель собирает детей на ковре:                                                                   - Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать, о чём оно? Читает письмо:                                                                   - Дорогие ребята! Жителям моей сказочной страны требуется помощь. А у меня возникли неотложные дела. Не могли бы вы помочь им? Добрый волшебник.

Дети с воспитателем обсуждают письмо и решают отправиться в сказочную страну.

2.Игра «Поезд».

 - Волшебная страна находится далеко и доехать до неё можно на необычном поезде. Хотите прокатиться на таком поезде?

 - Сначала надо купить билет. Дети покупают билет на поезд. Билет - это карточка, на которой нарисованы картинки из геометрических фигур. На каждом вагоне (стульчике)-нарисованы такие же геометрические фигуры. Воспитатель (контролёр) проверяет правильно ли дети сели в вагончики. При проверке билетов задаёт вопросы:                                - Какие геометрические фигуры нарисованы на твоём билете и вагоне?

После проверки билетов:                                                    - Наш поезд отправляется. Звучит музыкальная запись, дети подпевают.

3.Игра «Машины и гаражи».

 - Ребята, вот мы и приехали в сказочную страну. Нас кто-то встречает. Это же Незнайка (кукла). Дети здороваются с Незнайкой и спрашивают, какая помощь ему нужна.                – Ребята, мы с моими друзьями-коротышками из Цветочного города катались на машинах и забыли из какого гаража какая машина. Помогите поставить машины в свои гаражи.        Воспитатель предлагает детям посмотреть на карточки и посчитать машины и гаражи (их по 7, поровну). Дети высказывают предположения, как помочь Незнайке. Нужно соотнести количество точек (номер машины) с цифрой на гараже и соединить их линией. Задание проверяется индивидуально по мере его выполнения. Карточки вручают Незнайке, чтобы он больше ничего не перепутал. Воспитатель спрашивает Незнайку , куда дальше идти. Тот показывает детям дорогу к домику Чебурашки.

4.Игра «Найди ошибку».  

Дети с воспитателем подходят к домику Чебурашки, здороваются. Педагог рассказывает, что Чебурашка сделал коврики, на которых расположил разные фигуры в определённом порядке. Эти коврики он хочет подарить друзьям. Чебурашка просит проверить, все ли фигуры расположены правильно. Коврики выставляются по одному, дети должны объяснить, какие элементы повторяются, увидеть и выразить в речи ошибки,если они есть.  

Чебурашка благодарит детей за помощь и направляет их к домику Машеньки.

4.Игра «В магазине». 

Машенька (кукла в русском костюме) встречает ребят и просит проводить её в магазин, чтобы купить ленточки. Дети садятся за столы, на которых разложены по 7 ленточек (полосок) на каждого ребёнка. Воспитатель рассказывает, что в магазине случилась неприятность: ленточки упали и перепутались, поэтому Машенька не может выбрать нужные ленты. Нужно их разложить по порядку, от самой длинной до самой короткой.

- Сколько у вас ленточек? (Семь ленточек).

- Чем ленты отличаются? (У них разный цвет и разная длина).

- Разложите ленточки по длине по порядку от самой длинной до самой короткой слева направо.

Дети вместе с воспитателем вспоминают способ упорядочивания по длине:

- Вспомните, с какой полоски надо начать? (С самой длинной).

- Какую полоску нужно взять следующей? (Самую длинную из оставшихся и выровнять полоски по нижнему краю).

Проговорить способ: Всё время выбирать из оставшихся полосок самую длинную и прикладывать так, чтобы одна короткая сторона всех полосок была на одном уровне.

Если позволяет время можно закрепить с детьми порядковый счёт, задавая вопросы:

- Которая по счёту красная ленточка? (синяя, розовая и т.п.)

После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на Машеньку.

- Ребята, ленточки мы разобрали, порядок навели.Теперь нужно подобрать ленточки для Маши.

-Как вы думаете, сколько ленточек нужно Маше? (Две, потому что у неё две косички).

- Одинаковой или разной длины должны быть ленточки? (Одинаковой).

Воспитатель предлагает детям подобрать 2 ленточки одинако-вой длины . Возникает затруднение, так как все ленточки у детей разной длины.

- Можете вы выполнить просьбу Машеньки? (Нет.)

- Почему? (Потому, что у нас нет одинаковых лент, все ленточки в наборе разной длины.)

- Подумайте, как мы можем помочь Маше?

Если дети сами не смогут придумать решение задачи, то воспитатель предлагает им посмотреть на ленточки друг друга и попробовать помочь девочке. Детям предоставляется самостоятельность. Вариантов решения может быть несколько, но детям достаточно найти только один и доказать правильность своего выбора приложением ленточек. Воспитатель контролирует выполнение задания у каждой пары.

Машенька благодарит детей и передаёт им письмо от доброго волшебника.

5.Игра «Найди клад».

Воспитатель читает письмо:

«Ребята, спасибо, что вы помогли жителям в моей волшебной стране. А теперь вас ждёт сюрприз. Если вы всё правильно сделаете, то найдёте его». Детям предлагается инструкция: встать на цветок, сделать 5 шагов вперёд, 7 шагов налево, 4 шага направо и т.п. Искать коробочку с красным кружком.

Дети находят клад (медали и раскраски с изображением ска-зочных героев).

6.Игра «Полёт на ковре-самолёте».

Воспитатель предлагает детям вернуться домой в детский сад на ковре-самолёте. Дети садятся на ковёр в удобной для них позе, расслабляются. Звучит музыка полёта.

7.Итог занятия.

Воспитатель сообщает детям, что они вернулись в детский сад.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- Чем помогли сказочным героям?

- Что вам больше всего понравилось? Что было интересно?

- Что вам было трудно выполнить?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь сказочным героям, потому что умеют считать до семи, знают геометрические фигуры, умеют сравнивать предметы по длине, знают, где право, где лево.

 

Литература.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников.Методические рекомендации. Части 1 и 2.-Изд.4-е, доп. и перераб.-М.Издательство «Ювента», 2012.

Приложение.

Дидактические игры, использованные в занятии:

Д.и. «Машины и гаражи».

Цель: Закрепить умение соотносить цифру с количеством; тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение; развивать память, внимание, память, мелкую моторику рук.

Игровая задача: поставить каждую машину в свой гараж - соединить линией номер машины с нужной цифрой на гараже.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

замечательная разработка!

29 July 2017

Спасибо! Очень рада, что понравилось занятие. Проводила на методическом объединении с детьми средней группы.

1 August 2017

Похожие публикации