Формирование элементарных математических представлений «Путешествие в сказочную страну»
МБДОУ «Шухободский детский сад комбинированного вида».
Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП
в средней группе «Путешествие в сказочную страну».
Воспитатель: Разумова Валентина Николаевна
Первая квалификационная категория.
Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказочную страну».
Цель:
1) закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством;
2) закрепить умение упорядочивать группу предметов по длине;
3) закрепить умение детей видеть закономерность, продолжать её, объяснять свои действия; продолжать формировать представления детей об изученных геометрических фигурах, умение решать задачи;
4) тренировать способность детей ориентироваться в пространстве (лево, право, вперёд, назад);
5) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).
6) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук; сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: письмо от волшебника; карточки с ритмично расположенными геометрическими фигурами и с нарушением ритма; игрушки: Незнайка, Чебурашка, Машенька; коробка с сюрпризом: медали и раскраски с изображением сказочных героев на каждого ребёнка.
Раздаточный: карточки с картинками, выполненными из геометрических фигур; карточки с такими же геометрическими фигурами, расположенными в ряд; карточки с машинами и гаражами; фломастеры; 7 полосок разного цвета и длины.
Дидактические задачи этапа. |
Ход занятия. |
Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Актуализировать умение распознавать и называть изученные геометрические фигуры, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Закрепить умение соотно-сить цифру с количеством; тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение; развивать память, внимание, память, мелкую моторику рук.
Закрепить умение детей ви-деть закономерность, про-должать её и объяснять свои действия; закрепить пред-ставления детей об изучен-ных геометрических фигурах тренировать мыслительные операции анализ, сравнение обобщение и аналогию, раз-вивать внимание, речь, ло-гическое мышление.
Закреплять умение упорядо-чивать по длине несколько предметов способом прило-жения, развивать глазомер; сформировать опыт само-стоятельного открытия и преодоления затруднения под руководством воспитателя; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение обобщение и аналогия, развивать память, речь, ло-гическое мышление, иници-ативность, творческие способности;
Тренировать умение решать общую задачу парой.
Тренировать умение детей ориентироваться в простра-нстве (лево, право,вперёд назад); закреплять счёт до семи; развивать внимание, умение следовать инструк-ции.
Развивать воображение, способствовать тому,чтобы дети успокоились, расслаби-лись. Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. |
1.Введение в игровую ситуацию. Воспитатель собирает детей на ковре: - Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать, о чём оно? Читает письмо: - Дорогие ребята! Жителям моей сказочной страны требуется помощь. А у меня возникли неотложные дела. Не могли бы вы помочь им? Добрый волшебник. Дети с воспитателем обсуждают письмо и решают отправиться в сказочную страну. 2.Игра «Поезд». - Волшебная страна находится далеко и доехать до неё можно на необычном поезде. Хотите прокатиться на таком поезде? - Сначала надо купить билет. Дети покупают билет на поезд. Билет - это карточка, на которой нарисованы картинки из геометрических фигур. На каждом вагоне (стульчике)-нарисованы такие же геометрические фигуры. Воспитатель (контролёр) проверяет правильно ли дети сели в вагончики. При проверке билетов задаёт вопросы: - Какие геометрические фигуры нарисованы на твоём билете и вагоне? После проверки билетов: - Наш поезд отправляется. Звучит музыкальная запись, дети подпевают. 3.Игра «Машины и гаражи». - Ребята, вот мы и приехали в сказочную страну. Нас кто-то встречает. Это же Незнайка (кукла). Дети здороваются с Незнайкой и спрашивают, какая помощь ему нужна. – Ребята, мы с моими друзьями-коротышками из Цветочного города катались на машинах и забыли из какого гаража какая машина. Помогите поставить машины в свои гаражи. Воспитатель предлагает детям посмотреть на карточки и посчитать машины и гаражи (их по 7, поровну). Дети высказывают предположения, как помочь Незнайке. Нужно соотнести количество точек (номер машины) с цифрой на гараже и соединить их линией. Задание проверяется индивидуально по мере его выполнения. Карточки вручают Незнайке, чтобы он больше ничего не перепутал. Воспитатель спрашивает Незнайку , куда дальше идти. Тот показывает детям дорогу к домику Чебурашки. 4.Игра «Найди ошибку». Дети с воспитателем подходят к домику Чебурашки, здороваются. Педагог рассказывает, что Чебурашка сделал коврики, на которых расположил разные фигуры в определённом порядке. Эти коврики он хочет подарить друзьям. Чебурашка просит проверить, все ли фигуры расположены правильно. Коврики выставляются по одному, дети должны объяснить, какие элементы повторяются, увидеть и выразить в речи ошибки,если они есть. Чебурашка благодарит детей за помощь и направляет их к домику Машеньки. 4.Игра «В магазине». Машенька (кукла в русском костюме) встречает ребят и просит проводить её в магазин, чтобы купить ленточки. Дети садятся за столы, на которых разложены по 7 ленточек (полосок) на каждого ребёнка. Воспитатель рассказывает, что в магазине случилась неприятность: ленточки упали и перепутались, поэтому Машенька не может выбрать нужные ленты. Нужно их разложить по порядку, от самой длинной до самой короткой. - Сколько у вас ленточек? (Семь ленточек). - Чем ленты отличаются? (У них разный цвет и разная длина). - Разложите ленточки по длине по порядку от самой длинной до самой короткой слева направо. Дети вместе с воспитателем вспоминают способ упорядочивания по длине: - Вспомните, с какой полоски надо начать? (С самой длинной). - Какую полоску нужно взять следующей? (Самую длинную из оставшихся и выровнять полоски по нижнему краю). Проговорить способ: Всё время выбирать из оставшихся полосок самую длинную и прикладывать так, чтобы одна короткая сторона всех полосок была на одном уровне. Если позволяет время можно закрепить с детьми порядковый счёт, задавая вопросы: - Которая по счёту красная ленточка? (синяя, розовая и т.п.) После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на Машеньку. - Ребята, ленточки мы разобрали, порядок навели.Теперь нужно подобрать ленточки для Маши. -Как вы думаете, сколько ленточек нужно Маше? (Две, потому что у неё две косички). - Одинаковой или разной длины должны быть ленточки? (Одинаковой). Воспитатель предлагает детям подобрать 2 ленточки одинако-вой длины . Возникает затруднение, так как все ленточки у детей разной длины. - Можете вы выполнить просьбу Машеньки? (Нет.) - Почему? (Потому, что у нас нет одинаковых лент, все ленточки в наборе разной длины.) - Подумайте, как мы можем помочь Маше? Если дети сами не смогут придумать решение задачи, то воспитатель предлагает им посмотреть на ленточки друг друга и попробовать помочь девочке. Детям предоставляется самостоятельность. Вариантов решения может быть несколько, но детям достаточно найти только один и доказать правильность своего выбора приложением ленточек. Воспитатель контролирует выполнение задания у каждой пары. Машенька благодарит детей и передаёт им письмо от доброго волшебника. 5.Игра «Найди клад». Воспитатель читает письмо: «Ребята, спасибо, что вы помогли жителям в моей волшебной стране. А теперь вас ждёт сюрприз. Если вы всё правильно сделаете, то найдёте его». Детям предлагается инструкция: встать на цветок, сделать 5 шагов вперёд, 7 шагов налево, 4 шага направо и т.п. Искать коробочку с красным кружком. Дети находят клад (медали и раскраски с изображением ска-зочных героев). 6.Игра «Полёт на ковре-самолёте». Воспитатель предлагает детям вернуться домой в детский сад на ковре-самолёте. Дети садятся на ковёр в удобной для них позе, расслабляются. Звучит музыка полёта. 7.Итог занятия. Воспитатель сообщает детям, что они вернулись в детский сад. - Ребята, где мы с вами сегодня побывали? - Чем помогли сказочным героям? - Что вам больше всего понравилось? Что было интересно? - Что вам было трудно выполнить? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь сказочным героям, потому что умеют считать до семи, знают геометрические фигуры, умеют сравнивать предметы по длине, знают, где право, где лево. |
Литература.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников.Методические рекомендации. Части 1 и 2.-Изд.4-е, доп. и перераб.-М.Издательство «Ювента», 2012.
Приложение.
Дидактические игры, использованные в занятии:
Д.и. «Машины и гаражи».
Цель: Закрепить умение соотносить цифру с количеством; тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение; развивать память, внимание, память, мелкую моторику рук.
Игровая задача: поставить каждую машину в свой гараж - соединить линией номер машины с нужной цифрой на гараже.
Скрипникова Валентина Михайловна
Разумова В.Н.