Статья «Создание и использование цифровых интерактивных материалов как условие реализации новых ФГОС»
Создание и использование цифровых интерактивных материалов как условие реализации новых ФГОС
Новый ФГОС, вступающий в силу с 01.09.2021 г., ставит перед педагогами задачу использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий. Решение этой задачи подразумевает в том числе использование электронных образовательных и информационных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для обучения и объективного оценивания знаний, умений, навыков и достижений обучающихся. Согласно этому документу электронная информационно-образовательная среда школы должна обеспечивать формирование и хранение электронного портфолио обучающегося. Она также должна обеспечивать возможность использования участниками образовательного процесса ресурсов и сервисов цифровой образовательной среды; Одним из метапредметных результатов обучения должно стать восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых,
Американский информатик Николас Негропонте в 1995 году впервые употребил термин «цифровизация» в значении «преобразование информации в цифровую форму, которое ведет к снижению издержек и появлению новых возможностей»,
В настоящее время активно идущие процессы цифровизации в сфере образования позволяют открывать новые возможности. В то же время, став повседневной практикой из-за введения режима самоизоляции и прочих ограничений, цифровое обучение обозначило перед системой образования новые задачи. Согласно исследованиям НИУ ВШЭ для обеспечения развития цифровизации в образовании приоритетными являются следующие задачи:
Развитие материальной инфраструктуры
Внедрение цифровых программ.
Развитие онлайн-обучения.
Разработка новых систем управления обучением
Развитие системы универсальной идентификации учащегося.
Создание моделей учебного заведения.
Повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий.
Чем же привлекательно использование интерактивных материалов в обучении? Стоит ли учителю тратить свое время на их создание?
Эдгар Дейл, американский педагог, разработал «Конус опыта» в 1960-х годах. Он убедительно доказал, что учащиеся сохраняют больше знаний и информации благодаря тому, что они «делают», а не тому, что они «читают», «слышат» или «наблюдают». Именно такую возможность «делать» предоставляют интерактивные технологии обучения. Они позволяют организовать учебный процесс, в котором участники взаимодействуют друг с другом. Для педагога интерактивные технологии в учебном процессе позволяют мотивировать детей изучать школьные предметы, объединяя текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Некоторые сервисы и сайты для создания интерактивных учебных материалов
QUIZZIZ Создание интерактивных викторин и игр для целого ряда образовательных целей, включая поэтапное оценивание.
KAHOOT Сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Имеется возможность для домашней работы.
GOOGLE FORMS Создание итоговых тестов с различными типами вопросов. Возможность получить аналитический материал о выполнении заданий по каждому ученику и общую статистику по классу.
LEARNING APPS Педагогическая мастерская онлайн игр и упражнений, создаваемых учителями на основе шаблонов
УМА ПАЛАТА Создание игр на основе ряда прототипов. игры систематизированы по предметам и доступны без регистрации.
МЕРСИБО Интерактивные развивающие игры для дошкольников и младших школьников высокого качества
ЛОГИКЛАЙК Интерактивные ребусы и головоломки, занимательные вопросы и др
QUIZWHIZZER Имитация настольной игры, где участники продвигаются к цели по «тропе», отвечая на вопросы.
writereader.com storyjumper.com mystorybook.com Создание интерактивных книг с возможностью для учеников вписывать свои дополнения.
Хотя цифровой формат обучения только начинает активно развиваться и внедряться в образовательную систему, он уже наша реальность, без которой невозможно современное образование. Развитие цифровых будет активно продолжаться. Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось избежать прогресса в любой другой сфере деятельности человека. Но всем участникам образовательного процесса нужно время, чтобы подготовиться к этому и адаптироваться. Насколько гладко пройдет процесс и насколько успешен окажется переход обучения в цифру, во многом зависит от компетенции учителей.
Библиография
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. 31 мая 2021 г. Приказ № 286)
НИУ ВШЭ «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае» Издательский дом ВШЭ, Москва 2019 г.
Проект Приказа «Об утверждении стандарта «Цифровая школа» https://regulation.gov.ru/projects#npa=112182
https://aiedu.hse.ru/mirror/pubs/share/308201188
Павел Угай «AR в образовании. Как мы делаем из учителей AR-разработчиков» 2020 https://vc.ru/education/128469-ar-v-obrazovanii-kak-my-delaem-iz-uchiteley-ar-razrabotchikov
Phenomenal Education http://www.phenomenaleducation.info/change-with-digital.html