Статья «Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС»
Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена в новом Законе «Об образовании Российской Федерации», возникает необходимость обратить внимание на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующие способность школьникам самостоятельно приобретать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Другими словами - что дети могут делать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет делать самостоятельно.
Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда школьников.
Изучив научную литературу, я обратила внимание на типологию, представленную Е. С. Полат. Она определила следующие типы проектов:
1. Исследовательские проекты характеризуются продуманной структурой, обоснованием актуальности предмета исследования для всех участников.
2. Творческие проекты, которые предполагают соответствующий дизайн результатов, но, как правило, не имеют детальной структуры совместной деятельности участников.
3. Ролевые проекты, структура которых также только запланирована и остается открытой до конца проекта, доминирующим видом деятельности здесь является ролевая.
4. Информационные проекты, направленные на сбор информации о любом объекте, явлении; который впоследствии анализируется и обобщается участниками проекта.
5. Практически ориентированные проекты характеризуются четко определенным с самого начала результатом участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы участников.
6. Монопроекты - проводятся в рамках одного из предметов на самых сложных разделах.
7. Межпредметные проекты выполняются во внеучебное время. Это могут быть как небольшие проекты с двумя или тремя предметами, так и довольно крупные и длинные.
Я хочу остановиться на межпредметных проектах. Прежде всего, мы выбираем тему проекта. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлечь его. Научно-исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Название проекта должно выражать основную идею. Название не должно быть сухим, только с указанием содержимого. Название должно содержать загадку, проблему или вопрос. Оно должно быть коротким, емким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным. Например, темы наших проектов: «Были о пыли», «Гречка - ты полезна?», «Чипсы, польза или вред», «Крокодиловы слезы».
Мы ставим проблему, потому что наличие проблемы является основой любого проекта, именно она должна мотивировать автора, найти решение. Цели проекта должны быть четкими и реалистичными для достижения цели, которая будет воплощением продукта проекта. Затем мы создаем план работы: на всем пути от проблемы до реализации целей проекта делим на отдельные этапы, с их промежуточными задачами, и определяем пути решения этих задач и ищем ресурсы. Работа над проектом не обходится без изучения литературы и других источников информации, возможно, при проведении различных экспериментов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением данных; с формулировкой выводов по текущему вопросу. Главной предпосылкой проекта является защита и презентация. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт решения проблемы проекта, приобретенную компетентность.
Таким образом, использование технологии проекта позволяет учащимся научиться самостоятельно извлекать и применять полученные знания, самостоятельно принимать решения, быстро адаптироваться к новой ситуации. В повседневной нашей жизни оказывается востребованные люди те, кто способны активно реагировать на возникающие перед обществом проблемы, способны систематически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы. Очень интересно работать с использованием метода проекта. Ценно, то что знания и навыки полученные в результате их собственной работы. В каждом проекте есть свои изюминки, только надо их увидеть и раскрыть, верить, что главное дело получится.
Список источников
Землянская Е. Н. Образовательные проекты младших школьников / / Начальная школа. 2005. № 9.
Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания студентов. Начальная школа. 2009. № 4.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Кирьянова И. С. Информационные технологии и организация образовательного проекта