12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янченкова Наталья Александровна575
Учитель начальных классов
Россия, Ростовская обл., Новочеркасск
Материал размещён в группе «Учителя-Занковцы»
3

Статья «УМК как основа реализации ФГОС»



«Учебно-методический комплект как основа реализации ФГОС»

(опыт, проблемы, перспективы)

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная и две развивающие - Л. В. Занкова и

Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы которого прямоориентированны на закономерности развития ребенка

Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в XX веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не могла удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором.

Ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым.

Важной особенностью системы Л. В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Вот почему в школе нет "главных" и "неглавных" предметов: каждый из предметов, вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

 

Современная начальная школа призвана обеспечить:

- начальный этап становления личности;

- выявление и целостное развитие способностей;

-формирование у школьников умения и желания учиться

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

Содержание строится "с опорой на три кита":

цель обучения — общее развитие каждого ребенка;

особенности обучаемых;

образовательные стандарты.

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

Ведущая роль теоретических знаний.

Изучение материала быстрым темпом.

Осознание школьниками самого процесса обучения.

Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех, в том числе и слабых.

Сохранение физического и психического здоровья учащихся.

Эти принципы конкретизированы в программах и предметных методиках обучения.

Сейчас разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы, он стал победителем конкурса на звание "Учебник нового поколения", проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

В соответствии с новой целью обучения отбор и структурирование содержания учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями. При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходят из того, что импульсом к началу познания служит удивление. И в соответствии с возрастными особенностями обучаемых в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу. Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, у ребенка сформируется аналитическое мышление. Сначала он воспринимает мир целостно, поэтому на начальном этапе обучения предоставляем ребенку широкую целостную картину мира.

Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» (авт.Н.Я.Дмитриева, А. Н. Казаков) создает наибольшие возможности для «многообразия психической деятельности» каждого ребенка, независимо от индивидуальных особенностей познания окружающего мира.

В стандартах второго поколения ставится цель воспитания человека культуры: экологической, экономической, этической, эстетической, духовной, нравственной, правовой, информационной культуры здоровьесбережения, физической, трудовой, коммуникативной (устной и письменной). Это закладывается уже сейчас во время защиты рефератов, уроков- исследований, создания проектов.

Изучать окружающий мир можно сидя за партой, перед экраном телевизора или компьютера, а можно совершить ряд экскурсий по родному краю.

Развитие умения учиться-то главное, к чему призвана начальная школа.

Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок. Но главное — при работе с заданием появилась эмоция удивления, а за ней последовало открытие.

 

Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных.

Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. По ряду опросов и анкет, проведенных на классных родительских собраниях в нашем классе как раз и установились такие отношения.

Во-вторых, процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок строится в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не каралось отметкой (скорее, наоборот: активность на уроке должна поощряться).

В-третьих, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, природу, предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Ярким примером является сознательное построение учебника И. И Аргинской «Математика» по принципу слоеного пирога», т. е. одновременно и параллельно друг другу дети изучают две и более темы, каждая из которых разделена на небольшие вопросы. Это приводит к тому, что на каждом уроке дети обязательно сталкиваются в той или иной форме с новым материалом; отсутствует четко выраженный этап закрепления изученного материала как внутри урока, так и в качестве специальных уроков закрепления и повторения.

Дети с удовольствием работают в тетрадях Бененсона на печатной основе, осваивают «Волшебные точки» Итиной,Кормишиной.Так ученик 3-б класса Заикин Никита занял 1место в параллели в «Кенгуренке» и 1-е место в областных соревнованиях по шашкам.

Учет нейропсихологических особенностей ребенка младшего школьного возраста в обучении по системе Л.В.Занкова просматривается во всей методической литературе. Наши дети все разные: девочки и мальчики, левши и правши, левополушарники и правополушарники. А система Л.В.Занкова, с ее принципами и типическими свойствами методической системы, основывается на глубоком понимании развития мозга и психики детей, их различиями между собой.

С первых дней работы в прописях дети левши, а их в моем классе 5 человек, могли обратиться к справочной странице, чтобы правильно расположить тетрадь. Надо сказать, что их почерк не отличается сегодня от праворуких детей.

На уроках технологии, русского языка они, не обращая внимания на свои особенности, увлеченно работают вместе со всеми.

Курс «Обучение грамоте», автором которого является Н.В.Нечаева характеризует его яркая практическая направленность на пользование языком.

ода. Язык усваивается детьми как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, облеченных в языковую оболочку.

Репертуар классного театра постоянно изменяется. Будь то сценка «Незнайка на Луне» или Бал литературных героев.

Материал учебников под редакцией А.В.Поляковой насыщен эмоциональным речевым материалом. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование пословиц, загадок, образные обороты речи, фразеологизмы –все это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика и направлено на

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Министерство образования и науки проводит всероссийский эксперимент по безотметочному обучению на протяжении всей начальной школы. В системе Л. В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения ученика. На курсах повышения квалификации методисты говорили об этом, и мною была применена эта методика. Многие дети и родители отнеслись с интересом к этой работе. Каждый видел итоги 1-го полугодия и понимал к чему нужно стремиться в конце года.

С какими результатами мы подошли к концу 3 года обучения?

6 отличников, участники и призеры международных конкурсов «Кенгуренок» и «Медвежонок», ученик года в параллели 3-х классов, лауреат 8-го городского слета поэтов клуба «Взлет», спортсмены, танцоры, поэты, музыканты добрые и отзывчивые дети.

Сейчас коллектив авторов учебников работает над тем, чтобы обучение по системе Л. В. Занкова было продолжено и в основной школе (5-9-е классы). С этой целью в ФНМЦ создаются комплекты учебных пособий, а учителя-предметники проходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению. Все они участвовали в конкурсе учебников нового поколения, объявленном Министерством образования Российской Федерации, и по его итогам были признаны победителями. В настоящее время учебники проходят широкую апробацию в школах страны, где классы работают по четвертому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, современных условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами, физиологами, дефектологами.


Здесь будет файл: /data/edu/files/m1459625258.pptx (УМК как средство реализации ФГОС)

Опубликовано в группе «Учителя-Занковцы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.