Статья «Создание информационной среды школы как условие реализации ФГОС начального общего образования»
Ирина Сергеевна Барышева,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2»,
г. Заводоуковск Тюменской области
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
В современном мире поток информации огромен и разнообразен: средства массовой информации привлекают читателя интересными статьями, на телевидении - шоу программы, проекты и сериалы, Интернет пестрит новостными лентами и яркими фотографиями. Ремонты, рецепты, посадки и вязание - все можно найти в огромных просторах Интернета. Все реже мы берем в руки книгу и читаем художественную литературу.
Приоритетным условием новой системы образования и одновременно средством формирования личности является информационная образовательная среда. Это не только цифровые образовательные ресурсы, совокупность информационных и коммуникационных технологий, но и система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.
С точки зрения образовательной деятельности, современная информационная образовательная среда – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе к метапредметным результатам: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. К предметным результатам: понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
В соответствии с требованием ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования необходимо создание информационной среды, которая дает возможность выйти за пределы окружающего социума, способствует овладению навыками смыслового чтения и формированию функциональной грамотности.
На мой взгляд, веб-квест является одним из наиболее эффективных направлений проектной деятельности. Работа с веб-квестом направлена на развитие у учащихся навыков аналитического мышления, смыслового чтения и творческих способностей. Такая форма работы наиболее продуктивна для реализации креативного потенциала, повышает личностную самооценку и, кроме того, разнообразит деятельность учащихся, делает проект живым и интересным. Так у меня возникла идея создания интерактивного читательского клуба.
Вашему вниманию я бы хотела представить опыт работы по организации читательского клуба «Книжная мозаика». С результатами его деятельности вы можете познакомиться на сайте http://vata280790.wixsite.com/mysite/blank-21
Проект долгосрочный: рассчитан на четыре года обучения в начальной школе. Деятельность клуба позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта учащихся, способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями. Работа над проектом ведется второй год. Клуб «Книжная мозаика» начал свою работу в третьей четверти первого класса. Изучив все буквы и научившись читать, мы приступили к реализации проекта. К нему присоединились и другие классы нашей параллели.
Цель проекта: повысить эффективность работы по приобщению детей к книге через взаимодействие всех участников образовательных отношений: библиотекарей, педагогов, детей, родителей.
Задачи проекта: создать условия для формирования потребности в чтении как средстве познания мира; развитие мотивации интереса к чтению, к книге в целом; формирование потребности обращаться к книге в поисках ответов на возникающие вопросы; организация сотрудничества «ученик – педагог – родитель – библиотекарь»; способствующая поддержанию традиций семейного чтения.
Для того чтобы организовать работу читательского клуба «Книжная мозаика», мы изучили круг интересов чтения детей. Таким образом, выяснилось, что ребятам нравятся сказки народные и авторские, рассказы о животных, приключения, стихи. Для этого мы выделили блоки и составили список литературы, соответствующий возрастным особенностям и интересам школьников.
Работа клуба строится в несколько этапов. Сначала происходит знакомство с биографией автора, интересными фактами его жизни и творческой деятельности. После знакомства с автором, учащиеся знакомятся с его произведениями. Им предлагается список литературы для чтения дома. Учащиеся читают произведения с родителями, с бабушками, с друзьями, обсуждают поступки героев в школе с одноклассниками. Это не только развивает речь учащихся, но и способствует формированию осознанного читателя. После прочтения всех произведений блока, начинается активная работа, включающая в себя ряд мероприятий.
Мероприятия по реализации проекта разнообразны: творческие работы, совместно выполненные с родителями, литературные вечера, семейное чтение в домашнем кругу, литературные гостиные, библиотечные странички, выставки, конкурсы чтецов, викторины, читательские конференции, театрализация произведений, иллюстрирование книг, создание мультфильмов, выпуск стенгазет, создание диафильмов, составление ребусов и кроссвордов, литературные КВН, конкурсы.
Библиотечный центр для наших учащихся стал особенным местом - домом, где живут книги, Читай городом. Назвать его можно как угодно, самое главное, что все с нетерпением ждут встречи с новой книгой и с удовольствием приходят за новым изданием. Электронные библиотеки не менее популярны и предлагают огромный выбор приложений с богатым интерфейсом для чтения книги и работы над ней.
Познакомившись с биографией писателя Владимира Григорьевича Сутеева, учащиеся узнали, что Владимир Григорьевич был не только советским писателем, но и известным художником-иллюстратором и режиссёром-аниматором. Каждый захотел как автор В.Г. Сутеев, нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям. Удалось выполнить и диафильмы. Они получились яркими и интересными.
К сказке «Палочка-выручалочка» снят мультипликационный фильм. Его создали учащиеся 1 «Ж» и 1 «З» классов совместно с учителями Захаровой Татьяной Александровной и Бурковой Дарьей Юрьевной.
Декорации к мультфильму ребята сделали из иллюстраций, цветной бумаги, картона. Нежные облака - из ваты, а героев вылепили из пластилина. Работа понравилась всем.
С удовольствием были прочитаны рассказы о животных Е. Чарушина. Его герои заставляют улыбаться не только детей, но и взрослых. Проделки медвежат радуют ребят, а вместе с зайчатами они испытывают волнение и сопереживают зверятам. Как и Евгений Чарушин, учащиеся тоже к прочитанным произведениям представили иллюстрации.
С русскими народными сказками дети знакомятся с раннего детства. Работа в данном блоке была интересной и насыщенной. Это и представление любимого героя сказки, и инсценировки, и иллюстрирование, и творческие работы учащихся, представленные в виде поделок и рисунков. Интерактивные задания в виде кроссвордов принесли массу удовольствия всем участникам клуба.
Итак, я считаю, что информационная среда и читательский клуб «Книжная мозаика», способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя.
Я думаю, что много интересной работы нас ждет впереди. Возможно, будут ещё трудности, но если наши участники клуба станут активными читателями, а в их семьях вечером вместо просмотров шоу будут читать любимые книги, то, мы все поработали не напрасно. Мы видим блеск, в глазах, улыбки и восторг на лицах наших маленьких читателей. Наш клуб открыт для всех желающих. Информационная среда - это лишь множество дополнительных возможностей для формирования читательской грамотности ученика.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010.
2. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://director.edu54.ru/node/406753.Читательский клуб «Книжная мозаика» http://vata280790.wixsite.com/mysite/blank-21