Создание комплексных коррекционно-развивающих условий для самоактуализации и социальной реабилитации личности обучающихся с ОВЗ.
Как учитель, я глубоко осознаю значимость создания эффективных коррекционно-развивающих условий для самореализации и социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях современного образовательного пространства перед нами стоит важная задача – обеспечить качественное и доступное образование для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», каждому ребенку предоставлено право на образование, которое учитывает его потребности и возможности. Я верю, что образование для детей с ОВЗ должно не только достигать академических целей, но и способствовать комплексному развитию их личности. Это требует от нас, как учителей, применения индивидуального подхода и специальных методик, направленных на социализацию и самореализацию таких детей.
Работая много лет с детьми ОВЗ, как в МБОУ «ООШ №10» г. Искитима, так и в МКОУ «КШ №7», я убедилась в важности создание многофакторной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей максимально возможные условия для раскрытия потенциала личности обучающихся с ОВЗ, социальной адаптации. Ведь работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья — это не просто выполнение образовательной программы, это процесс, в котором каждый шаг, каждая проделанная работа имеют большое значение для формирования личности и повышения качества жизни таких детей. Способствуя их развитию, мы не только помогаем им адаптироваться в обществе, но и формируем у них уверенность в своих силах, желание учиться и стремление к новым достижениям.
В процессе работы я стремлюсь внедрять современные методы обучения, которые создают доступную образовательную среду. Например, использование специальных технологий и адаптированных материалов помогает мне лучше учитывать особенности каждого обучающегося; создание воспитательной среды посредством включения в различные мероприятия всех возрастов и классов школы. Важно также активно вовлекать родителей в образовательный процесс, чтобы создать единое пространство, способствующее развитию детей.
Как учитель начальных классов коррекционной школы, я убеждена, что успех в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от создания комплексной и поддерживающей среды, направленной на их самореализацию и социальную реабилитацию. Мой опыт работы строится на следующих ключевых направлениях:
I. Образовательная деятельность:
1. Индивидуализация образовательного маршрута:
Тщательное изучение психолого-педагогических особенностей каждого ученика (с использованием диагностических методик, наблюдений, бесед с родителями и специалистами).
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), учитывающих зону ближайшего развития, особые образовательные потребности и темп усвоения материала каждым ребёнком.
Регулярная корректировка ИОМ на основе динамики развития и достижений ученика.
2. Адаптация образовательных программ и материалов:
Адаптация учебных программ по предметам в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ и с учетом ИОМ каждого ученика.
Использование адаптированных учебников, дидактических материалов, наглядных пособий, карточек-подсказок, опорных схем и таблиц.
Разработка индивидуальных заданий разного уровня сложности, направленных на формирование и коррекцию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи).
3. Использование специальных методов и приемов обучения:
Применение методов наглядного обучения (использование иллюстраций, схем, таблиц, моделей, видеоматериалов).
Использование методов поэтапного формирования умственных действий (разбивка сложных задач на простые этапы, постепенное увеличение самостоятельности ученика).
Применение игровых методов и приёмов обучения (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения-тренажёры). Организовала квест для классов с различными заданиями и головоломками, связанными с учёбой и студенческой жизнью vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1766. Международный день грамотности https://vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1051
Использование мнемотехнических приемов для облегчения запоминания учебного материала.
4. Технологии, ориентированные на самоактуализацию:
Проектная деятельность: организация индивидуальных и групповых проектов, направленных на изучение интересующих детей тем, развитие творческих способностей и навыков самовыражения.
Индивидуальные творческие задания: предоставление детям возможности выбора формы выполнения заданий (рисунок, поделка, рассказ, презентация и т. д.), что позволяет им реализовать свой творческий потенциал.
II. Воспитательная деятельность:
1. Создание благоприятного психологического климата в классе:
Формирование атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, поддержки и уважения между учениками.
Проведение тренингов по сплочению коллектива, развитию коммуникативных навыков и эмпатии.
Развитие у детей чувства ответственности за свои поступки и умения принимать решения.
2. Формирование социальных навыков. Я, как советник директора по воспитательной работе и как классный руководитель, провожу различные мероприятия не только в классе, но и в школе:
Волонтерская деятельность:
квест-игра «Волонтёром быть здорово» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1513
Акция «Дай лапу друг» https://vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1118
поучаствовали в акции и поздравили бабушек и дедушек с праздником и вручили им подарки приготовленные своими руками https://vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1098
Проект «Орлята»:
Юные «Орлята России» приступили к новому треку «Орлёнок – Доброволец» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1716
У Орлят 1 класса проходят занятия по треку «Орленок- Эрудит» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1351
"Орлята" нашей школы и ученики начальных классов стали участниками музыкального флешмоба «Все мы родом из детства» https://vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1086
Патриотическое воспитание;
час памяти «России верные сыны», кинолекторий «День памяти воинов интернационалистов» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_2158
киноурок «Память» посмотрели фильм «Страна игрушек» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1870
выставка рисунков «Дорога жизни»
акция «Блокадная ласточка»
акция «Блокадный хлеб»
просмотр документального фильма «Блокада. Дети.» ДК «Молодость» с дальнейшим обсуждением.
чтение книг о том страшном времени
Библиотекари межпоселенческой библиотеки провели мероприятие «Ленинград. Блокада. Память.» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1798
интеллектуальная игра «Конституция моей страны» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1568
«Урок памяти» и оформили выставку рисунков «Мы помним, мы гордимся» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1493
исторический квест «Нюрнбергский процесс» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1241
классный час «Возвращение истории» https://vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1093
выставка «Одна Страна - одна Россия» https://vk.com/club206072748?w=wall665579844_260
Международный день памяти жертв фашизма https://vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1052
акция «Мир на ладони» https://vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1049
Тематические мероприятия:
совместно с городской библиотекой №2 были проведены игра «Международный день родного языка» для ребят 5-11 классов, игра-стихосложение «Придумай рифму» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_2200
игра «Права человека»
просмотр обучающего мультфильма «Смешарики: Азбука прав ребёнка»
изготовление буклетов «Права и обязанности ребёнка»
викторина «Мои права и обязанности» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1544
кинолекторий «Общество без границ» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1492
посетили ДК Молодость праздник «День Отца» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1167
акцию «Самолетик будущего» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1044
III. Здоровьесберегающая среда:
1. Создание комфортных условий обучения:
Обеспечение достаточного освещения, проветривания и теплового режима в классе.
Использование эргономичной мебели, соответствующей росту и особенностям детей.
Организация динамических пауз и физкультминуток во время уроков для снятия усталости и напряжения.
2. Профилактика заболеваний и травматизма:
Проведение бесед о правилах личной гигиены и здоровом образе жизни.
Обучение детей правилам безопасного поведения на уроках, переменах и во внеурочное время. «Перемены без интернета» vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1744
Организация спортивных мероприятий и подвижных игр. Спортивные состязания для 5-8 классов vk.com/club206072748?w=wall-206072748_1641
3. Психологическая поддержка:
Создание атмосферы доверия и поддержки в классе.
Оказание индивидуальной помощи детям, испытывающим трудности в обучении или общении.
Направление детей к школьному психологу при необходимости.
4. Соблюдение режима дня и правильного питания:
Объясните, как важно соблюдать режим дня и правильно питаться для здоровья и успешной учёбы.
Организация питания детей в школьной столовой в соответствии с требованиями СанПиН.
Проведение бесед о пользе витаминов и необходимости употребления овощей и фруктов.
IV. Работа с родителями:
1. Индивидуальные консультации:
Регулярное проведение индивидуальных консультаций с родителями для обсуждения успехов и проблем детей, выработки совместных стратегий обучения и воспитания.
Предоставление родителям рекомендаций по организации занятий дома, выбору литературы и игр, способствующих развитию ребёнка.
2. Родительские собрания:
Проведение тематических родительских собраний, посвященных вопросам обучения, воспитания, здоровья и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Привлечение к участию в собраниях школьного психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов.
3. Совместные мероприятия:
Организация совместных мероприятий (праздников, экскурсий, конкурсов, спортивных соревнований) с участием детей и родителей, направленных на сплочение коллектива и укрепление семейных отношений.
4. Информирование и просвещение:
Предоставление родителям информации о правах и льготах, предоставляемых детям с ОВЗ.
Рекомендации по посещению специализированных центров и организаций, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями и их семьям.
Предоставление доступа к информационным ресурсам (книгам, статьям, сайтам), посвященным вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Благодаря комплексной работе по созданию коррекционно-развивающей среды в моём классе наблюдается положительная динамика в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и социальных навыков у обучающихся с ОВЗ. Дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе, общительными и адаптированными к жизни в обществе. Родители активно участвуют в образовательном процессе, оказывают поддержку своим детям и сотрудничают со мной в решении возникающих проблем. Я считаю, что создание комплексных коррекционно-развивающих условий является залогом успешной самореализации и социальной реабилитации обучающихся с ОВЗ.