Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий «Педагогическая коррекция» для обучающихся с ОВЗ 2 класса

2
0
Материал опубликован 9 October 2022

Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ОВЗ в МБОУ «СОШ №1»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающих занятий «Педагогическая коррекция» для обучающихся с ОВЗ 2 класс


















Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………….3

Направления работы по достижению целей и задач программы………………………………………………………………..5

Этапы реализации программы……………………………………………………………...……………………………………11

Требования к условиям реализации программы………………………………………………………………………………...12

Принципы коррекционно-развивающего обучения…………………………………………………………………………….14


Формы и методы работы на коррекционно – развивающих занятиях………………………………………………………...16

Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ , формируемые на коррекционно – развивающих занятиях……………………………………………17

Ожидаемые результаты реализации программы коррекционно - развивающих занятий « Педагогическая коррекция» для обучающихся с ОВЗ 2 класс»………………………………………………………………………………………………….....21

Отслеживание результатов реализации программы коррекционно – развивающих занятий………………………………..23


Мероприятия по работе с семьей………………………………………………………………………………………………...23


Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы……………………………………………………24


Материально-техническое обеспечение…………………………………………………………………………………………25

Информационное обеспечение…………………………………………………………………………………………………...26

Рабочая программа коррекционно–развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ 2 класс»……………………………...27


Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий «Педагогическая коррекция» для обучающихся с ОВЗ 2 классов разработана в соответствии с

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учащихся с ОВЗ и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с ОВЗ МБОУ «СОШ №1».

Рабочая программа по педагогической коррекции составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии.

Направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.

Неоднородность состава учащихся младших классов с ОВЗ ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В каждом классе встречаются дети, которые плохо запоминают и удерживают то, что преподносится им на уроках, усваивают материал медленно и не полностью; их знания недостаточно прочны и четки. Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата. Таким детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий.

Коррекционные занятия— это специальная пропедевтическая работа, организуемая с небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.



Актуальность данной программы очень высока. Среди обучающихся начальной школы постоянно увеличивается количество детей, обучающихся по АООП НОО VII вида. Дети с ЗПР относятся к одной из категории детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это приводит к выпадению ребёнка из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может или не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.

В МБОУ СОШ №1 организовано инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (а именно, дети с ЗПР) в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Коррекционно-развивающие занятия организованы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей ребят. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.



Содержание и формы коррекционной работы учителя:

наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;


составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;


составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;


контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;


формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;


ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);


организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.


Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.


Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.


Место коррекционно – развивающих занятий в учебном плане


Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий «Педагогическая коррекция» для обучающихся с ОВЗ 2 классов» реализуется во внеурочное время при групповой или индивидуальной форме работы (1-5 человек в каждой группе). Программа включает в себя составные части рабочих программ коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ «Русский язык. Развитие речи» 2 класс и «Математика» 2 класс, Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) 2 классов. Программа рассчитана на 34 занятия в год во 2 классах (1 раз в неделю). В соответствии СанПиНами (24.22821-10, с изменениями от 24.11.2015г. № 81) продолжительность групповых занятий может варьироваться, но не должна превышать больше 40 минут.


Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.


Срок реализации один год



Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:


создание условий для развития сохранных функций;


формирование положительной мотивации к обучению;


повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;


коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;


воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.




Направления работы по достижению целей и задач программы.


1.Диагностическая

обеспечивает своевременное выявление

1. своевременное выявление детей, нуждающихся в

работа

детей с ограниченными возможностями

специализированной помощи;





здоровья, проведение их комплексного

2. раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в


обследования

и

подготовку

образовательном

учреждении)

диагностику


рекомендаций

по

оказанию

им

отклонений в развитии и анализ причин


психолого-медико-педагогической


трудностей адаптации;





помощи в условиях

образовательного

комплексный сбор сведений о ребёнке на


учреждения




основании

диагностической

информации

от






специалистов разного профиля;








определение уровня актуального и зоны






ближайшего

развития

обучающегося

с






ограниченными

возможностями

здоровья,






выявление его резервных возможностей;







изучение развития эмоционально-волевой сферы






и личностных особенностей обучающихся;







3. изучение социальной ситуации развития и






условий семейного воспитания ребёнка;





























4.

изучение адаптивных возможностей и уровня







социализации

ребёнка

с

ограниченными







возможностями здоровья;










5.

системный

разносторонний


контроль







специалистов за уровнем и динамикой развития







ребёнка;











6.

анализ успешности коррекционно-развивающей







работы.












2. Коррекционно-

обеспечивает


своевременную

1.

выбор оптимальных для развития ребёнка с

развивающая

специализированную

помощь

в


ограниченными

возможностями

здоровья

работа

освоении содержания

образования

и


коррекционных программ/методик, методов и


коррекцию недостатков в физическом и


приёмов обучения в соответствии с его особыми


(или) психическом развитии детей с


образовательными потребностями;




ограниченными


возможностями

2.

организацию

и проведение

специалистами


здоровья

в

условиях


индивидуальных и групповых коррекционно-


общеобразовательного

учреждения;


развивающих

занятий,

необходимых

для


способствует


формированию


преодоления нарушений развития и трудностей


универсальных

учебных действий

у


обучения;







обучающихся


(личностных,

3.

системное

воздействие


на

учебно-


регулятивных,


познавательных,


познавательную деятельность ребёнка в динамике


коммуникативных)




образовательного процесса, направленное на







формирование универсальных учебных действий







и коррекцию отклонений в развитии;








4.

коррекцию и развитие высших психических







функций;











5.

развитие эмоционально-волевой и личностной







сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

































6.

социальную

защитуребёнка

в

случаях









неблагоприятных

условий


жизни

при









психотравмирующих обстоятельствах.














3.Консультативная

обеспечивает



непрерывность

1.

выработку

совместных



обоснованных

работа

специального


сопровождения

детей с


рекомендаций по основным направлениям работы


ограниченными

возможностями


с обучающимся с ограниченными возможностями


здоровья и их семей по вопросам


здоровья,единыхдлявсехучастников


реализации


дифференцированных


образовательного процесса;







психолого-педагогических


условий

2.

консультирование

специалистами педагогов по


обучения,

воспитания,

коррекции,


выбору

индивидуально-ориентированных


развития и социализации обучающихся


методов и приёмов работы с обучающимся с









ограниченными возможностями здоровья;









3.

консультативную

помощь

семье в

вопросах









выбора стратегии воспитания и приёмов









коррекционного

обучения


ребёнка

с









ограниченными возможностями здоровья.











4.

направлена

на

разъяснительную

1.

различные

формы


просветительской

Информационно-

деятельность по вопросам,

связанным с


деятельности (лекции, беседы, информационные

просветительская

особенностями


образовательного


стенды, печатные материалы), направленные на

работа

процесса для данной категории детей, со


разъяснение

участникам


образовательного


всеми участниками

образовательного


процесса









процесса


обучающимися

(как

2.

обучающимся (как имеющим, так и не имеющим


имеющими, так и не имеющими


недостатки в развитии), их родителям (законным


недостатки в развитии), их родителями


представителям), педагогическим работникам, —


(законными



представителями),


вопросов,

связанных

с


особенностями


педагогическими работниками



образовательного

процесса


и

сопровождения


































t1665326692aa.gift1665326692ab.gift1665326692ab.gift1665326692ab.gift1665326692ab.gifдетей с ограниченными возможностями здоровья;


3. проведение тематических выступлений для


педагогов и родителей по разъяснению


индивидуально-типологических особенностей


различных категорий детей с ограниченными


возможностями здоровья

t1665326692aa.gif



Этапы реализации программы.


1. Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.


2.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.


3.Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.


4.Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.


5.Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.




Требования к условиям реализации программы.

1.Психолого-педагогическое обеспечение:

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения

образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;


обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);


обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в


содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);


обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);


обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;


развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.


2. В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие

программы, диагностический и коррекционно-развивающий

инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога,

социального педагога, учителя--логопеда, учителя-дефектолога и др.


3. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.


4. Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

5. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

6. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса

7. Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).


8.Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

9.Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.


Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.


Принцип системностикоррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.


Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:


Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).


Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.


Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.


Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у детей развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора


принятия решения.


Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.


Коррекционно – развивающие занятия проводятся с обучающимися в соответствии с рекомендациями ПМПК во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Планируется не только достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), но и создание условий для развития ребенка. Темы коррекционно-развивающих занятий соответствуют тематике уроков математики, русского языка, что позволяет своевременной коррекции, уточнению и развитию формируемых на уроке знаний, умений и навыков.

При организации коррекционно - развивающих занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.


По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.



Учащиеся с ОВЗ отличаются:


наглядно - образным мышлением;


неустойчивым вниманием;


слабой памятью (объём памяти 3 - 4 единицы);


слабой саморегуляцией;


низким развитием речи;


неумением выделять существенные признаки, классифицировать, обобщать.


Для реализации данной программы используются следующие формы и методы работы:

задания по степени нарастания трудности;

поэтапная помощь учителя на всех этапах занятия;


дифференцированные задания назанятии;


упражнения на развитие памяти, внимания;


смена видов деятельности;


познавательные вопросы;


систематическое повторение ранее изученного материала, классификация ошибок, допущенных каждым обучающимся в разных видах работ, учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка;


элементы проблемного обучения;


игровая деятельность;


наглядные материалы, опорные схемы, таблицы, работа по алгоритму;


опорные схемы, конспекты, таблицы;


технологические карты;


ИКТ;


организация самостоятельной работы вне занятий. Выдача ученикам рекомендаций о ходе выполнения домашней работы с учётом повторения пройденного материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Четкий инструктаж о порядке выполнения домашнихзаданий.


положительный настрой на получение знаний


Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале, в течение и в конце учебного года.


Ценностные ориентиры начального общего образования обучающихся с ЗПР конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения АООП НОО, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:


Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в процессе освоения всех без исключения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.


Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР на коррекционно – развивающих занятиях


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:


личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;


смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;


нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:


- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;


составление плана и последовательности действий; - прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;


- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;


- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;


- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества


уровня усвоения; объективная оценка личныхрезультатов работы;


саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.


Общеучебные универсальные действия:


самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;


поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение практических и познавательных задач с использованием общедоступных в начальной школе источников информации (в том числе справочников, энциклопедий, словарей) и инструментов ИКТ;


структурирование знаний;


осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная


ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;


постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаковосимволические действия:


моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая илизнаково-символическая);


преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющихданную предметную область.


Логические универсальные действия:


анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);


синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;


выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;


установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;


построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;


доказательство;


выдвижение гипотез и их обоснование.


Постановка и решение проблемы:


формулирование проблемы;


самостоятельное создание алгоритмов (способов) решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


К коммуникативным действиям относятся:


планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;


управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родногоязыка, современных средств коммуникации.


Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативновозрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.


Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, вкоторой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.


Таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе» представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения:


УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения




Личностные действия: -

Адекватная школьная мотивация.

Обучение в зоне ближайшего

смыслообразование-

Мотивация достижения. Развитие

развития ребенка. Адекватная оценка

самоопределение Регулятивные

основ гражданской идентичности.

учащимся границ «знания и

действия

Рефлексивная адекватная самооценка

незнания». Достаточно



высокаясамоэффективность в форме



принятия учебной цели и работы над



ее достижением




Регулятивные, личностные,

Функционально-

Высокая успешность в усвоении

познавательные,

структурнаясформированность

учебного содержания. Создание

коммуникативные действия

учебной деятельности.

предпосылок для дальнейшего


Произвольность восприятия,

перехода к самообразованию


внимания, памяти, воображения





Коммуникативные (речевые),

Внутренний план действия

Способность действовать «в

регулятивные действия


уме». Отрыв слова от предмета,



достижение нового уровня обобщения




Коммуникативные,

Рефлексия – осознание учащимся

Осознанность и критичность

регулятивные действия

содержания, последовательности и

учебных действий


оснований действий










Ожидаемые результаты реализации программы коррекционно - развивающих занятий «Педагогическая коррекция» для обучающихся с ОВЗ 2 класс»


Жизненно значимые

Требования к результатам

компетенции




Развитие адекватных

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

представлений о

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.

собственных

Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении

возможностях и

это нормально и необходимо.

ограничениях, о

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать

насущно необходимом

возникшую проблему, иметь достаточный запас

жизнеобеспечении,

фраз и определений.

способности вступать

Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять

в коммуникацию со

учителю (работнику школы) необходимость

взрослыми по

связаться с семьей.

вопросам

Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос

медицинского

о специальной помощи

сопровождения и


созданию


специальных условий


для пребывания в


школе, своих нуждах и


правах в организации


обучения









Овладение социально-

Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.

бытовыми умениями,

Овладение навыками самообслуживания: дома и в школе.

используемыми в

Умение включаться в разнообразные повседневные дела.

повседневной жизни

Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях


домашней жизни.


Представления об устройстве школьной жизни.


Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.


Готовность попросить о помощи в случае затруднений.


Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела и принимать в них


посильное участие, брать на себя ответственность.


Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.


Стремление порадовать близких.


Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника



Овладение навыками

Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство

коммуникации

достижения цели (вербальную, невербальную).


Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,


пожелание, опасения, завершить разговор.


Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.


Умение получать и уточнять информацию от собеседника.


Освоение культурных форм выражения своих чувств.


Расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как


средство достижения цели.


Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым


другим человеком.


Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.


Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми







Отслеживание результатов реализации программы коррекционно – развивающих занятий


Результаты внедрения программы коррекционной работы отслеживаются через систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.



Мероприятия по работе с семьей


Родительские собрания в классах

«Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»;


«Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»;


«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями

здоровья»;


Родительская конференция на тему «Опыт работы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями


здоровья»


Круглогодичный «Родительский семинар».Один раз в четверть проводятся встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителем, социальным педагогом, школьным психологом, фельдшером, представителями правопорядка, по темам и проблемам воспитания и развития. В ходе работы семинара могут обсуждаться следующие вопросы: «Типичные трудности в обучении учеников нашего класса». «Домашняя работа ученика», «Детские страхи и пути их преодоления», «Ребенок на улице» и др.


Индивидуальные консультациипсихолога, логопеда, социального педагога, учителя, завуча.


Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы


Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться


всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.


Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для


ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.


Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.



4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.


Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект – либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания.


Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть


«качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.


Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.


В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.


Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся.Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т.п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.


Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.


Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).






Информационное обеспечение


Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.


Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов




Календарно-тематическое планирование 2 класс (на каждое занятие по 1 часу)


Тема

Коррекционная работа




1.

Входная диагностика.

Диагностика уровня развитие образных представлений, зрительного восприятия,


Повторение

наблюдательности, коммуникативных способностей.


орфограмм,



изученных в 1 классе





2.

Повторение материала 1 класса.

Развитие памяти, внимания, пространственной

ориентировки, мышления, мелкой моторики в процессе

проведения игр Активизировать в речи слова:

«больше», «меньше», «плюс», «минус», «равно», «круг»,

«квадрат», «треугольник».





3.

Повторение

Развитие памяти (тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной


орфограмм,

памяти)развитие моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.


изученных в 1 классе





4.

Образование чисел в пределах 10

Развивать абстрактно – логическое мышление,

память, внимание при выполнении коррекционных

упражнений: «Посчитай птичек на ветке», «Отложи

столько кружочков, сколько покажу», «Назови цифру».






5.

Звуки и буквы.

Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, аналитико-синтетической


Развитие

деятельности


фонематического



слуха



6.

Закрепление полученных

знаний в процессе практических работ.

Совершенствовать процессы анализа и синтеза, развивать

мелкую моторику, память, речь в процессе выполнения

коррекционных упражнений:« Вылепи столько яблочек,

сколько я назову», «Вырежи столько кружочков, сколько

показано на карточке», «Сделай такую же аппликацию, как

на рисунке».

7.

Знаки препинания в

развитиемоторнойкоординации,восприятия,наблюдательности,воображения,


конце предложения.

коммуникативных способностей.


Предложение





8.

Счет прямой и обратный в пределах 10

Развивать абстрактно-логическое мышление, память, мелкую моторику, внимание при выполнении коррекционных упражнений: «Вставь нужное число», «Помоги зайчику», «Собери листочки», «Возьмем – не возьмем».








9.

Развитие

развитие устойчивости внимания, памяти, речи, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.


орфографической



зоркости. Безударные



гласные в корне



слова, проверяемые



ударением





10.

Числовой ряд 1-10

Развивать аналитико – синтетическую деятельность, память, внимание при проведении

коррекционных упражнений: «Где больше?», «Сравни и ответь», «Посчитай».


11.

Слова, с

развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных


непроверяемым

представлений, речи, мелкой моторики


написанием






12.


Совершенствовать процессы анализа и синтеза, развивать память, внимание, мелкую моторику при выполнении коррекционных упражнений: «Где меньше?», «Где больше?», «Покажи цифру, которая больше, меньше». Активизировать в речи слова: «больше», «меньше», «столько же».


Выделение большего и меньшего числа.




13.

Словарный диктант.

развитие логического мышления, любознательности, произвольной памяти и внимания, речи,


Запись предложений

работоспособности.


под диктовку





14.

Решение выражений на сложение и

вычитание в пределах 10

Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику при выполнении коррекционных упражнений: «Составь пример»,«Спичечный конструктор», «Робот», «Помоги зайчику посчитать морковку, а белочке орешки».





15.

Списывание с

развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения


проговариванием

действовать согласно правилу.




16.

Составление и решение задач на

нахождение суммы.

Активизировать в речи слова: «прибавить»,

«отнять», «сложить», «вычесть», «плюс», «минус»,

«равно».






17.

Проверяемые парные

развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых


согласные в корне

процессов, мелкой моторики


слова





18.

Составление и решение задач на

нахождение разности

Активизировать в речи слова: «задача»,

«решение», «ответ», «было», «стало», «всего», «осталось».

19.

Безударные гласные в

развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых


корне слова,

процессов, мелкой моторики


проверяемые



ударением





20.

Составление и решение задач на

разностное сравнение

Формирование умения учащихся решать задачи, развивать вычислительные навыки.

Развивать абстрактно-логическое мышление, память,мелкую моторику, внимание при выполнении коррекционных упражнений: «Сравнение понятий»,

«Найди цветок для бабочки», «Сколько шишек на елке?».



Орфографический

развитие произвольной памяти и внимания, речи, волевых процессов, мелкой моторики


диктант. Работа над


21.

ошибками


22.

Образование чисел в пределах 20

Развивать абстрактно – логическое мышление, память, внимание при выполнении коррекционных упражнений: «Сосчитай сколько пуговиц у девочки на

платье», «Возьми столько палочек, сколько назову», «Найди цифру»,«Считай и правильно отвечай».


23.

Родственные слова

развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация), аналитико-синтетической деятельности, произвольного запоминания посредством приема группировки.

24.

Таблица умножения на 1, 2, 3

Развивать абстрактно – логическое мышление, память, внимание при выполнении коррекционных упражнений: «Посчитай листочки», «Отложи столько квадратиков, сколько покажу», «Назови цифру», «Подбери пару пару предмету».

25.

Состав слова.

Окончание, корень

слова. Родственные

слова

развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема

группировки

26.

Счет прямой и обратный в пределах 20.

Совершенствовать процессы анализа и синтеза, развивать

мелкую моторику, память, речь в процессе выполнения

коррекционных упражнений: «Вылепи столько баранок,

сколько я назову», «Вырежи столько грибочков, сколько

показано на карточке», «Сделай такую же аппликацию, как

на рисунке».

27.

Состав слова.

Приставка и суффикс

Развитие памяти, мелкой моторики

28.

Таблица умножения на 4, 5

Совершенствовать процессы анализа и синтеза, развивать

мелкую моторику, память, речь в процессе выполнения

коррекционных упражнений: «Вылепи столько баранок,

сколько я назову», «Вырежи столько грибочков, сколько

показано на карточке», «Сделай такую же аппликацию, как

на рисунке».

29.

Развитие

орфографической

зоркости.

Предупредительный

диктант

Развитие мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания,

памяти, речи, мелкой моторики

30.

Таблица умножения на 6,7

Развивать аналитико – синтетическую

деятельность, память, внимание при проведении

коррекционных упражнений: «Где больше, а где меньше?»,

«Сравни и ответь», «Посчитай и скажи где больше»,

«Покажи цифру».

31.

Закрепление: звуко -

буквенный разбор,

разбор слова по

составу.

развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности

32.

Таблица умножения на 8,.Решение задач

умножением

Развивать логическое мышление, память, внимание, речь,

мелкую моторику при выполнении коррекционных

упражнений: «Составь пример», «Спичечный

конструктор», «Робот», «Помоги зайчику посчитать

морковку, а белочке орешки».

Активизировать в речи слова: «умножить»,

«равно».

33.

Закрепление: состав

слова

развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации и абстрагирования

34.

Обобщение

изученного во 2

классе. Итоговая

диагностика

Диагностика уровня развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа,

синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования



1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации