Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (из опыта работы учителя истории и обществознания Крыштоповой Н.В.)

0
0
Материал опубликован 31 March 2022


Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (из опыта работы учителя истории и обществознания Крыштоповой Н.В.)

Моя работа направлена, в первую очередь, на создание благоприятного психологического климата во всех классах для всех обучающихся, где я работаю как учитель-предметник и как руководитель школьного музея. За все годы работы на меня не было жалоб со стороны родителей и обучающихся. Отсутствуют  постоянные конфликтные ситуации в классе с обучающимися (их родителями).

1. Работа с одаренными детьми

Раннее выявление и развитие способностей обучающихся способствует повышению качества образования. Моя работа в этом направлении строится на:

изучении интересов и склонностей детей;

создании, разработке и внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, реализации программ профильного обучения, разработанных мною самостоятельно;

формировании у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;

профориентации молодежи на наукоемкие профессии, раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;

развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;

проведении тематических мероприятий

моральном стимулировании лучших обучающихся

Талантливый ребенок, с незаурядными способностями, может не подозревать о собственных возможностях. Поэтому педагогу очень важно разглядеть склонности ребенка и подобрать условия, максимально полно способствующие их раскрытию. Я придерживаюсь мнения, что каждый ребенок может проявить себя и имеет свои сильные стороны, необходимо лишь правильно подобрать деятельность, совпадающую с направлением вектора его личности. Поэтому нужно пробовать разные формы демонстрации способностей: кто-то из учеников проявляет себя в трансляции знаний, с легкостью справляясь с самыми сложными темами и имея успех на диагностических и экзаменационных работах, кто-то обладает нестандартным мышлением и талантливо проявляет себя на проектных конкурсах. Я неоднократно убеждалась: для успешного проведения и получения хорошего результата любого мероприятия нужно правильным образом организовать всю работу. Мало просто дать информацию о конкурсе для того, чтобы ребята приняли в нём участие, порой нужно несколько раз напомнить и отследить, что они все сделали правильно. Многие нуждаются в помощи на всех стадиях, начиная с регистрации (для самых юных участников) и заканчивая моральной поддержкой по дороге на конкурс.

У меня достаточно богатый опыт работы со способными учащимися. Опыт весьма интересный и, самое главное, успешный.

Среди моих выпускников за последние три года – пятеро выбрали специальность ИСТОРИЯ в СГУ ( все учатся на бюджетном отделении). 10 выпускников стали студентами юридических ВУЗов.

Но особенно я горжусь одной историей, произошедшей 4 года назад (еще до пандемии). Одна очень талантливая и неординарная девочка, которая пришла к нам в школу в начале 9 класса, собиралась уехать учиться после 9 класса в Чехию. Отец поддерживал ее в этом стремлении. Она не скрывала своей неприязни к родной стороне. Но случилось Чудо, которым я горжусь до сих пор. Мои уроки, а также работа в школьном музее (руководителем которого являюсь я) смогли полностью ее переориентировать. Девочка закончила и 9 и 11 класс, и поступила в юридическую академию. В России!

Мною разработаны методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения предметных декад, школьных олимпиад, классных часов, викторин, праздников (часть из них вы найдете в ПУБЛИЧНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения» – в КРИТЕРИИ №1) В школьном кабинете истории сформирован отдел методической библиотеки по работе с талантливыми учащимися. Разработаны учебные программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов, направленных на углубленное изучения материала, подготовки к ГИА., с презентацией которых я регулярно выступаю на методических семинарах.(см. КРИТЕРИЙ №6 )

Итогом работы можно считать победы моих обучающихся в конкурсах и олимпиадах(см ТАБЛИЦУ ниже). Победы в НПК и конкурсах различных уровней(см КРИТЕРИЙ № 3)


2017/18 год – 1 ученик 10 класса победитель муниципального этапа по экономике всероссийской олимпиаде школьников

2018/19 год – 1 ученик 11 класса стал призером муниципального этапа по обществознанию

2021-22 года – 1 ученик стал призером муниципального этапа по обществознанию и 1 ученик стал призером муниципального этапа по экономике

2019-20гг. – 8 учеников стали участниками Всероссийской заочной олимпиады, посвященной 75-летию победы в Великой Отечественной войне, трое из них заняли соответственно все призовые места (гран-при, второе и третье)

А также на моем счету имеются:

Грамоты, благодарственные письма учителю за подготовку победителей смотров, конкурсов, за вклад учителя в патриотическое воспитание учащихся:

2019 год. Благодарственное письмо Кировского Совета ветеранов

2018 год. Благодарственное письмо комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»

2019 год. Благодарственное письмо комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»

2018 год. Моя фотография занесена на районную Галерею Почета работников образования с вручением Свидетельства от комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»

2022 год. Благодарности от методической библиотеки сайта ИНФОУРОК и сайта УРОК.РФ

2. Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Эти дети в большей степени нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Для этой категории детей наиболее важным, на мой взгляд, является компенсация недостатка внимания. Я стараюсь максимально вовлечь ребенка в участие в создании школьных проектов, в работе школьного музея, с целью создания ситуации успеха. Необходимо дать возможность ребенку проявить себя. Дать ему почувствовать, что есть область, где он может добиться успеха, проявить свои способности. Это всегда индивидуальная работа. Я активно привлекаю таких детей участвовать в проектах, конкурсах (в этом году такой обучающийся из моих подопечных занял призовое место в одном из престижных конкурсов). Привлекаю его к участию во внеклассных музейных мероприятиях. Именно здесь он понимает, что нужен и любим.


Для работы с такими детьми наиболее успешным является использование ЛОТ (личностно-ориентированных технологий). На своих уроках я стараюсь создать условия успешности для всех учеников в классе. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Однажды открыв для  себя увлекательность  поиска,  погружения  в  мир неведомого,  школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь  с трудностями, временными неудачами. Психологическая парадигма «успех рождает успех» является источником внутренних сил ребёнка любого возраста, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!


3. Работа с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основой этой работы является программа социальной реабилитации, которая  разрабатывается совместно: медицинский работник – социальный педагог, педагог-психолог – классный руководитель – ребенок – родители. Успешность таких детей зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от образовательной среды, в которой находится ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ.

Образование таких детей строится на идее принятия индивидуальности каждого отдельного ученика. Обучение и воспитание организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Ребенок рассматривается как личность, ценность которой не зависит от его способностей и достижений. Эти дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников больше других. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс  помогает раскрывать каждого такого ученика с помощью глубокого индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план.

Для таких детей я составляю индивидуальную Рабочую программу по предмету(см таблицу)

Для подобных детей большое значение имеет использование интернет-уроков. Я использую материал сайта https://videouroki.net/blog/history/2-free_video/

Ребенок может просмотреть фрагмент дома и ответить на вопросы, разработанные индивидуально для него.

Как всегда использую возможности нашего школьного музея. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Индивидуальная помощь, оказываемая ребенку, не отделяет и не изолирует его. Ребенок может самостоятельно с родителями побывать в нашем школьном музее. Мне он принесет уже готовые задания (отчет). По результатам посещения музея ребенок выступает с отчетом перед своими одноклассниками в классе (или в самом музее проводит экскурсию, выступая в роли экскурсовода для своих одноклассников). Мною (совместно с учителем информатики) создана для этого страничка на школьном сайте https://school51-saratov.ru/zhukovci.html


4.Работа с родителями

Гарантом эффективности работы с родителями, на мой взгляд, являются:

Установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;

Доброжелательное отношение к ребенку и родителям;

Заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;

Системный характер работы с родителями

Регулярно выступаю на родительских собраниях с темами:

Зачем нужно учить историю и обществознание? Как правильно это делать?

Как успешно подготовиться к сдаче итоговой аттестации

Системность в работе ученика

Накопленным опытом делюсь с коллегами, выступаю на заседаниях МО классных руководителей, педагогических  советах. Темы выступлений: «Особенности работы учителя с детьми девиантного поведения»,  «Выработка единых требований к учащимся», «Из опыта работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми», «Особенности работы в классе, где обучаются дети с ОВЗ», «Функциональная неграмотность и способы ее преодоления»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.