12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пименов Александр Николаевич761
Учитель истории и обществознания, преподаватель основ православной культуры
Россия, Тульская обл., Тула
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
2

Презентация из опыта работы учителя



А. Н. Пименов


Презентация опыта работы
PPTX / 25.63 Мб

Я работаю в МБОУ СОШ № 57 учителем истории и обществознания с 2013 года. После реорганизации школ в 2015 г. школа была переименована в МБОУ ЦО № 8.

В своей педагогической деятельности я стараюсь сочетать традиционные и современные методы и формы преподавания, использую индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. На уроках применяю различные педагогические технологии. Активно использую различные виды устной работы, тестовые задания, самостоятельные работы, индивидуальные и творческие домашние задания.

При планировании учебных занятий пытаюсь выбирать оптимальные методы и средства обучения, сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы деятельности, использовать активные формы обучения (уроки-круглые столы, уроки – проекты, дискуссии, творческие задания, проблемные ситуации). Цели и задачи уроков стремлюсь формулировать, учитывая как нормативные требования, так и возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Использую на уроках современные подходы, обеспечивающие мотивацию учащихся к учению и познанию. Отбор содержания обучения пытаюсь строить в соответствии с актуальными потребностями личности ребёнка: материал подаётся как проблема, учащиеся привлекаются к планированию решения учебной задачи, постановке её целей, к оценке результатов, набор заданий делаю разнообразным по содержанию.

Часть уроков, особенно по обществознанию, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных обучающихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.  Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, неэффективно.  Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока. 

Проектно – исследовательские метод – один из самых трудных для меня при реализации его в практику преподавания. Организация исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности невелико, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми через месяц – полтора работы. Но, сделав из этого выводы, изменила принцип подбора учащихся для работы данного вида и добилась определенных результатов.
 

Для развития работы в данном направлении ставлю себе следующую задачу - снизить возрастной порог учащихся, привлекаемых к исследовательской работе: попробовать начать работать с учащимися 6 – 7 классов. В среднем звене большая часть проектов по своей тематике являются генеалогическими. И это не случайно. Возрастные особенности школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, пробуждала личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, города и др. Это проекты: «Биография моего предка», «Семейные реликвии», «Край, в котором мы живем» и др.

Оснащенность школы компьютерами дает возможность использовать на уроках компьютерные технологии. Это позволяет мне диагностировать знания учащихся, использовать ИКТ как средство обучения и источник информации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества".

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. На своих уроках я использую презентации из сети Интернет. Большое количество презентаций можно найти на сайтах: http://www.openclass.ru , http://school-collection.edu.ru/.

Использую электронные учебные материалы, особенно широко применяю: - библиотеку электронных наглядных пособий (ООО «Кирилл и Мефодий»); медиа - библиотеку электронных наглядных пособий (http://fsm-portal.net); электронные образовательные ресурсы (http://eor-np.ru/taxonomy/term/776).

Широко использую ЦОРы (Цифровые образовательные ресурсы) как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу. Для хранения ЦОРов не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, ведь накапливая с годами ЦОРы, структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения.

Электронную почту использую как средство коммуникации  с обучающимися. На эп ребята присылают мне выполненные задания, презентации.

Например, есть сайт, где можно пройти тестирование по разным предметам и получить сертификат об его прохождении. Многофункциональный онлайн-конструктор тестов, опросов, кроссвордов. Там лучше зарегистрироваться, чтобы на сертификате было написано не АНАНИМНЫЙ ГОСТЬ, а фамилия и имя ученика. Эти сертификаты ребята мне присылают на почту.

Мною используется компьютерное тестирование. Так как в нашей школе существует зачетная система оценивания знаний по предметам, то тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения. Разработаны специальные тестовые зачетные работы по выявлению теоретических знаний и контрольные работы для проверки практических навыков по предмету для различных классов. Накоплен разноуровневый дидактический материал для различных классов.

Имею свой персональный сайт, что также помогает в работе с учащимися и их родителями.

В ходе учительской деятельности я стремлюсь по возможности влиять на формирование личности учащихся, воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать наблюдательность и умение заниматься поиском и освоением новой информации. Огромное влияние на результаты образования оказывает воспитательная работа. Наибольший интерес у учащихся вызвали следующие внеклассные мероприятия: 8-10 классы – мероприятие, посвященное сёстрам-милосердия Первой мировой войны «Белые голубки» 20.02.2015 г., 6-7 классы – интеллектуальный конкурс – Рыцарский турнир «Ах, эти Средние века!» 03.12.2015.

С сентября 2015 года я являюсь руководителем кружка «Отчизны верные сыны». Его основные задачи - повышение интереса к истории, развитие познавательной деятельности учащихся в этой области, воспитание патриотизма и любви к родине, воспитание гражданственности и самореализации позитивных качеств личности, разностороннее развитие детей, их творческих способностей, повышение уровня их креативности, формирование культуры исторической памяти, сохранение преемственности поколений, национальной культуры, формирование социальной и коммуникативной компетентности учащихся.

С целью развития интереса к предмету, повышения познавательной активности учащихся в школе также ежегодно проводятся Недели истории.

трудность адаптации к условиям школы в новом для меня качестве, в качестве учителя;

трудность перевода теоретических знаний в решение педагогических проблем: применение знаний из области педагогики, психологии, теории и методики обучения в учебно-воспитательном процессе.

Разрешить эти проблемы мне удалось после проведения социометрического исследования класса, в ходе наблюдения за классом. Также в организации учебно-воспитательной работы в классе мне помогло проведённое мини-исследование на тему «Ценностные ориентации учащихся», беседа с классным руководителем и учителем-предметником.

Основные цели и задачи учебно-воспитательной работы в 6 «А» классе, которые я ставил перед собой на время прохождения практики:

- привитие истинных человеческих ценностей и развенчание лжеценностей;

- создание условий для социализации личности;

- содействие воспитанию патриотизма, уважения к социальным нормам;

- формирование личностных качеств, ориентация на положительный идеал;

- индивидуальная работа с детьми, внимание к внутреннему миру ребёнка;

- создание условий для самовыражения и самореализации детей.

Особенности 6 «А» класса заключаются в том, что коллектив учащихся окончательно не сформирован, так как в класс в начале года пришли дети из других школ города.

В своей педагогической практике я использовал разнообразные формы , методы, средства обучения, которые позволяли мне активизировать познавательную деятельность учащихся.

Индивидуальную форму я использовал для углубления знаний и ликвидации в них пробелов, например, по обществознанию, учащимся было предложено подготовить и выступить с мини-рассказом на одну из тем рамках изучаемой темы «Зачем человеку люди»:

ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ В ОБЩЕНИИ В СЕМЬЕ.

Я РАД, ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ ДРУГ. Я УЧУСЬ У НЕГО…

МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ДРУГЕ.

СЛУЧАЙ, КОГДА ОБЩЕНИЕ ДОСТАВИЛО ОСОБУЮ РАДОСТЬ.

Групповую форму работы я использовал на внеклассном мероприятии («Исторический марафон «Мир Средневековья» - игра по станциям»), на классном часе «4 ноября – День народного единства», когда учащиеся выполняли задания викторины. А также при изучении нового материала на уроке по истории средних веков по теме «В рыцарском замке», когда класс делился на группы, каждая группа получала задания на карточках по пунктам параграфа и выполняла поставленные перед ними задачи.

Фронтальную форму я использовал на всех проведённых уроках во время опроса пройденного материала или для того, чтобы выяснить мнение учащихся по рассматриваемой проблеме.

Внеклассное мероприятие «Исторический марафон «Мир Средневековья»» по истории средних веков я организовал в форме игры по станциям, так как игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету. Так как игра проводится в форме соревнования команд, то это способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных качеств личности.

Беседа на моих уроках являлась основным методом обучения в процессе повторения материала, так как данный метод позволяет обучить детей связно, логично, литературно строить свою речь. Особое внимание я стремился уделять заданиям по составлению самостоятельных рассказов учащимися. Следил за тем, чтобы рассказ каждого учащегося был самостоятельным по форме и содержанию, чтобы он не был простым пересказом текста учебника
или дублированием рассказа учителя. Требовал, чтобы содержание рассказов учащихся включали в себя различные источники: текст и иллюстрации учебника, рассказ-объяснение учителя, сведения из
прочитанных книг, фильмов и т. д.

Рассказ-объяснение и объяснительное чтение учебника являлись основными методами изучения нового материала, которые я использовал на практике; а основным методом закрепления - обобщающая
беседа, которая способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся.

Рассказ-объяснение я стремился делать ярким,
образным, динамичным, лаконичным и, конечно, понятным.

Мною активно использовался метод сравнения (например, при изучении темы «Общество людей» на экране появляется фотография звёздного неба, которая позволяет общество сравнить со звёздным небом, что способствует лучшему усвоению учащимися данного понятия), методы наглядности (это сопровождение практически всех уроков презентацией).

Средства обучения я подбирал так, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся. На уроках я использовал печатные средства обучения: учебники, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал. Аудиовизуальные: слайды презентации, фрагменты музыкальных композиций (на классном часе «4 ноября – День народного единства» прозвучали музыкальные фрагменты в исполнении Ж. Бичевской «Россия» и финал оперы «Иван Сусанин» со знаменитым хором «Славься!» и звоном колоколов).

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.  Раскрытие индивидуальности через создание специальным образом организованной образовательной среды – в этом я вижу цель своей педагогической деятельности как учителя истории.  

Я считаю, что миссия педагога в современном образовании – особая. Она не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, но в умении и готовности вместе с ними пройти «путь» познания, результаты которого не предопределены. В этом суть педагогики сотворчества. Из опыта работы я поняла, что результат образовательной деятельности ребенка часто бывает далеким от всех моих прогнозов. Педагог сегодня  – это не просто грамотный специалист, а успешный человек. Успешность - ключевая особенность учителя современной  школы.

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.