Доклад «Новые формы работы учителя с подростками в условиях воспитательной колонии (из опыта работы)»

1
0
Материал опубликован 21 April 2019

ФКОУ «СОШ УФСИН России по Тюменской области»

Учитель русского языка и литературы Трендева Людмила Геннадьевна

 

Новые формы работы учителя с подростками в условиях воспитательной колонии (из опыта работы)

В каждом человеке есть доброе начало, 
и это начало нужно лишь беречь и развивать.

Ф.М. Достоевский.

 

Преподавание в школе при ВК - это, прежде всего, воспитательное воздействие через урок и внеклассную работу на человека с уже сформировавшимися убеждениями, чаще всего далёкими от моральных устоев общества.

Моя главная задача - средствами литературы и русского языка пробудить в душе ученика лучшие качества, которые заложены в нём от природы.

Заставить задуматься, направить их мысли в нужное русло помогает мне работа с текстом и индивидуальная работа с учащимися. Это и откровенный, доверительный разговор с одним учеником, и беседа по теме, которая возникла после прочтения текста.

Работа на уроках. Мы имеем дело с учениками, которые, чаще всего, числились в школе, т.е не имеют системных знаний. Соответственно, знания у наших учеников на уровне «не знаю» или «знал, но забыл». Они не хотят учиться, приходят в школу только потому, что их заставляют. Поэтому главная задача при работе с такими детьми - воспитание позитивного отношения к учёбе через урок и внеклассную работу, развитие их познавательной активности.

Создание комфортных в психологическом плане условий считаю своей первоочередной задачей.

Наши ученики не выносят фальши, неискренности. Я принимаю их такими, какие они есть, и искренне желаю им добра. Никогда не ставлю двоек.

Стараюсь подметить любой, даже малейший, успех, с этой целью стараюсь в начале каждого урока провести анализ работ, где отмечаю все достижения и ставлю задачу, над чем надо ещё поработать. Стараюсь давать задание на создание успешности. Многие из учеников не верят в свои возможности, поэтому к упражнению подбираю индивидуальный уровень заданий.

Позитивное отношение к учёбе может воспитать только такая работа, которая приносит радость, удовлетворение. Поэтому моя задача на уроке помочь учащимся, не владеющими необходимыми навыками, не усвоившими программный материал предыдущих классов. Для этого важно организовать урок так, чтобы на нём было и сопутствующее повторение, и дифференцированный подход к изучению новой темы, и даже контрольная работа, подобранная с учётом разного уровня подготовки учащихся.

Дифференцированные задания: ученик имеет право выбора, какой уровень заданий он будет выполнять. Так же поступаю и с некоторыми контрольными работами: есть обязательный минимум и дополнительный. Постепенно отношение к предмету меняется в лучшую сторону, ученики чувствуют себя увереннее, становятся активнее, делают меньше ошибок и, как результат, повышается их личностная самооценка.

 

 

На уроках литературы, признаюсь, отхожу иногда от программных объемных текстов. Читаем короткие рассказы, просматриваем фильмы или фрагменты фильмов, содержащие нравственные и социальные проблемы человека и общества в целом. После чего проводим анализ проблем произведения, рассуждаем, пишем творческие работы, даем оценку поступкам, поведению героев.

Наши ученики очень хорошо воспринимают игру, различные соревнования. На уроках в течение пяти минут провожу игры «Собери слово», «Запомни 5-10 слов», «Вспомни». Причем соревнование происходит как внутри класса, так и между классами. Предлагаются предметные олимпиады, в участие которых учащиеся заинтересованы. При получении призовых результатов, они получают поощрения. Проводятся и внеклассные мероприятия. Тем самым создаём все условия для развития способностей учащихся.

Конечно, важно не только провести мероприятие, но и подвести итоги, поощрить их старание. Отмечаю и победителей, и активных участников.

Систематическая работа имеет не только большое воспитательное воздействие на ученика, но и активизирует познавательную деятельность, формирует позитивное отношение к предмету, к учёбе, создаёт условия для формирования успешности. Главное - мы помогаем учащимся поверить в свои силы, вызвать желание изменить жизнь к лучшему:

Всё равно я надеюсь на чудо,
Назло тем, кто привык разлучать,
Я вернусь! Я восстану! Я буду!
Я смогу! Я сумею начать!

Формы работы

Воспитывающие (проблемные) ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Такие ситуации я применяю в мероприятиях. Например: «Можно ли быть человеком, без ответственности?», где мы с подростками обсуждаем значение слова «ответственность», а также показываю значимость этих понятий в жизни человека, создаю условия для сознательной активной деятельности, в которой формирую новые нормы поведения, ценности.

Помимо проблем, для обсуждения могут подниматься и абсолютно любые другие темы интересующие подростков, ведь часто отсутствие информированности и попытки самостоятельно найти недостающие знания могут привести к неприятному опыту.

Беседа - игра «Незавершённое предложение», «Что было бы, если бы…?», «Потому - что….» - аналог дискуссионного клуба. Развивает умение вести диалог, слушать, слышать и адекватно принимать и оценивать мнение собеседника.

Принципы организации игр - бесед «Что было бы, если бы…?» и «Потому - что» совпадают. Для учителя в подобных мероприятиях важно выполнять следующие требования:

Не оценивать высказывания учащихся

Не провоцировать и не подсказывать ответы

Не резюмировать высказываний, услышанного в ходе игры

В заключении можно сказать, что главным в работе с подросткам в условиях ВК, на мой взгляд, является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание понять и помочь запутавшемуся человеку, и этот мотив должен стоять на первом месте.

Дискуссионный клуб, где обсуждаются герои и их поступки.

Задачи преподавателя сводятся к организации обсуждения ситуации. Необходимо вызвать интерес к обсуждаемой теме, ситуации, проблеме.

Дирижированию процессом обсуждения, направляя его ход вопросами.

Закончить процесс обсуждения и перейти к другой теме в кульминационной - горячей точке дискуссии, когда мнений очень много, они активно высказываются, прозвучали самые разные мнения - это делается для того, чтобы по окончании занятия продолжалась мыслительная деятельность- осмысление, закреплялся опыт, полученный в ходе работы.

Требования и правила ведения дискуссии:

Ведущий как бы находится в стороне от происходящего, в позиции наблюдателя и аналитика, лишь изредка вмешиваясь для оживления дискуссии новым вопросом - раскрывающим новую сторону ситуации (это право ведущего оговаривается в начале, иначе просто не услашат…). Аналогом такого поведения является подбрасывание дров в костёр.

Вопросы ведущего не должны носить провокационный и оценочный характеры типа: «а мне кажется Вова правильно сказал?» или «А кто прав в этой ситуации?». Всегда ошибочно выяснять в конфликте правую сторону.

Категорически нельзя оценивать работу участников дискуссии их активность или правоту, даже если они допускают полное внешнее безучастие или наоборот (вмешательство уместно в случае назревания конфликта) позволяют себе ошибочные (с точки зрения ведущего) высказывания.

Категорически нельзя подводить итоги обсуждению, резюмировать его. Заканчивать беседу можно только поблагодарив за участие, работу или началом новой беседы, на новую тему.

Большее предпочтение на своих уроках я отдаю технологии дифференцированного обучения. Ведь успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, которые обусловлены многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания, карточки, тесты.

При изучении нового материала и его практическом применении для слабых учащихся даю такие задания:

- воспроизвести учебный материал,

-ответить на вопрос,

-выбрать правильный ответ,

-заполнить таблицу примерами из правила,

-выполнить упражнение по образцу.

Для учащихся среднего и высокого уровней развития такие:

-вопросы, позволяющие анализировать изученный материал, сравнить его с ранее изученным, показать сходство (например, правописания одной и двух НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий) и различие (например, обособление распространенных определений и обстоятельств), составить схему, заполнить сравнительную таблицу,

-выполнить упражнение на применение изученного материала,

-доказать, объяснить,

-придумать слово или предложение к данной схеме,

-подобрать или составить задание на орфограмму или пунктограмму,

-написать мини-сочинение на уроке и другие, то есть, даются уже задания исследовательского уровня.
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка и литературы.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

На своих уроках я использую следующие виды дифференцированной помощи:

-привлечение обучающихся к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений;

-оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке; -указание правила, на которое опирается задание;

-указание алгоритма выполнения задания;

-указание аналогичного задания, выполненного раньше;

-объяснение хода выполнения подобного задания;

-указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;

-расчленение сложного задания на элементарные составные части;

-постановка наводящих вопросов.

Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат. Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам. Положительные стороны дифференцированного подхода в обучении:

1) исключение «уравниловки» среди учащихся;

2) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;

3) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;

4) выступает как средство развития самостоятельности учащихся. Дифференцированный подход применяю при проведении нетрадиционных уроков. Это уроки – путешествие по лингвистическим станциям. Для каждой станции готовлю разноуровневые задания, как теоретического, так и практического характера. Каждый ученик имеет листок контроля, куда выставляются оценки за свою работу. В конце работы подводятся итоги, объявляются лучшие учащиеся, которые подготовились хорошо. Провожу уроки интегрированного обучения русского языка и литературы. Они также предусматривают дифференцированный подход в обучении. На уроках использую материал литературного краеведения, в частности творчество В.П. Астафьева. Сильные учащиеся удачно выполняют творческие работы по произведениям писателя.

Приведу примеры возможных видов работы, которые могут быть использованы после фронтального объяснения нового материала при изучении темы «Буквы о-а в корне –гор- - -гар-, -зар- - -зор-».

Для группы сильных учащихся.

1. Прочитайте параграф. Составьте таблицу на тему «Чередование в корне а/о, зависящее от ударения». Заполните её примерами.

2. Составьте текст-повествование «Рассвет», используя данные слова. Найдите слова с чередованием в корне а/о. Обозначьте орфограмму. Шалаш, охотник, наблюдать, заросли, заря, разгораться, ложиться, роса, прохладно, туман, касаться, первый, луч, алый.

Для группы средних учащихся.
1.
Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой ответ примерами. 2. Выпишите в одну колонку слова и словосочетания с –гар-, а в другую с –гор-. Расставьте ударение. Г…рючее вещество, уг…рный газ, обг…релый пень, г…рячий пирог, заг…релый спортсмен, ог…рок свечи, уг…р, пахнет г…речью, г…рячка, бронзовый заг…р, заг…рать на берегу, подг…ревшее молоко.

Для группы слабых учащихся. 1. Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами. 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1.Свеча сильно наг…рела, фитиль покрылся тёмной шапкой и тихо потрескивал. 2. Мрачно шагали пог…рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь. 3. Все поднялись рано, с з…рёй. 4. Ветер пахнул прохладою ночной, и над уснувшею землёй з…рницы вспыхнул огонёк.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Современный урок не может быть эффективным без учёта степени участия в нём каждого ученика, без индивидуальной работы с учащимися. Выделенные положительные стороны дифференцированного обучения в условиях ФГОС заключаются в том, что создаются условия для максимального развития способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения учениками содержания общего образования

Результатом работы являются:

повышение мотивации к обучению, расширение кругозора, стремление к развитию; умение работать в группе, формирование коммуникативной компетенции; повышение уровня ответственности за принятое решение, поступки, за свою жизнь в целом; стремление планировать своё будущее, используя свой жизненный опыт и скорректированные нравственные идеалы.

Учащиеся лучше взаимодействуют друг с другом и с учителем, лучше контролируют свои эмоции, стремятся обсуждать проблемы, которые их волнуют. Кроме того, у многих повышается интерес к учебной деятельности, стремление идти в школу становится не просто формальной обязанностью, а духовной потребностью, исчезает негативное отношение к учёбе. Ребята посещают школьную библиотеку, приносят свои стихи, перестают бояться публичных выступлений. Зачастую ученики, которым вскоре предстоит выйти на свободу, выясняют, где они смогут продолжить обучение, строят планы будущей жизни, в которой основой существования становится не личный комфорт и беззаботное существование, а стремление найти своё место в обществе, построить семью, найти работу.

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания, в том числе и для нашей школы. В своей преподавательской деятельности я должна это учитывать, чтобы создавать благоприятные импульсы. Моей непосредственной задачей является развитие у учащихся внутренней, т.е. положительной мотивации учения для эффективности образовательного процесса.

Отличительные особенности кейс-метода

Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.

Как пишутся кейсы

Кейс объединяет в себе два компонента: исследовательский и учебный, поэтому процесс его создания предполагает работу бизнес-журналиста/консультанта и преподавателя одновременно.

Как правило, за основу кейса берется ситуация, произошедшая в конкретной компании. При необходимости бизнес-ситуация заостряется, и в нее закладывается проблема, провоцирующая дискуссию. Чтобы сделать кейс более приближенным к реальности, его готовят в тесном сотрудничестве с представителями компании: авторы кейса обсуждают проблему с топ-менеджерами, проводят интервью с сотрудниками, собирают данные из разных отделов. Содержание кейса дополняется данными из открытых источников: отчетов консалтинговых компаний, исследований рынков, информации для инвесторов, статистических данных.

Поскольку цель кейса — обучение и/или проверка конкретных умений, в него закладывается комплекс знаний и практических навыков, которые участникам нужно получить, а также устанавливается уровень сложности и дополнительные требования.

Качественный кейс должен объединять в себе пять ключевых аспектов:

Кейсы различаются по формату использования и уровню сложности

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.