Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети - инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением).
В моей педагогической практике пришлось работать с разными учениками по социальному статусу, по уровню развития, способностям. Я имею опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 12 лет работала в коррекционном классе общеобразовательной школы, 8 лет – реализую интегрированное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) в условиях массового класса.
Мои классы неоднородны по социальному составу: дети из многодетных семей, неполных, опекаемых, воспитанники детского дома; разного уровня развития интеллекта. В 1 классе в 2013/2014 учебном году была проведена диагностика по изучению готовности первоклассников к обучению и адаптации к школьной жизни. Диагностика проводилась на основании «Рекомендаций по изучению готовности первоклассников к обучению к школе» разработанных под руководством кандидата педагогических наук Г. С. Ковалёвой согласованных с Российской Академией образования, ЦОКО ИСМО РАО. На основании диагностики высокий уровень общей готовности показали 36% учащихся, низкий уровень - 25% учащихся. Дети, показавшие низкий уровень – имеют заключение психолого-медико-педагогического комиссии. У этих детей снижена мотивация учебной деятельности, что в значительной степени тормозит их познавательную активность и снижает интеллектуальную продуктивность, что обязывает меня вносить корректировки в ходе урока, в методику изучения того или иного материала. После проведения диагностики мною была подготовлена программа по выравниванию знаний в области математики, развитию речи, обучению грамоте. Разработала наглядное пособие по математике «Пространственное расположение предметов» для учащихся 1 класса и будущих первоклассников (http://druzhnyj.ucoz.ru/load/didakticheskij_material/posobie_po_formirovaniju_prostranstvennogo_raspolozhenija/7-1-0-20 / ). Данные пособия рассмотрены на заседаниях школьных МО учителей начальных классов и предложены к использованию на уроках, размещены на персональном сайте и сайтах педагогических сообществ. В составе рабочей группы учителей школы в ходе работы над «Программой индивидуальной и групповой работы для детей с ОВЗ, обучающихся в массовом классе», разработала индивидуальный образовательный маршрут для учеников своего класса. http://druzhnyj.ucoz.ru/load/konspekty_urokov/individualnyj_obrazovatelnyj_marshrut_m_milany_l_dari_ch_viktorii/6-1-0-141. Вхожу в состав школьного психолого-медико-педагогического консилиума. В работе реализую коррекционно-развивающую программу посредством индивидуальной и групповой формы работы. Занятия провожу три раза в неделю. С родителями (законными представителями) этих детей организую индивидуальные беседы, на которых даю методические рекомендации по оказанию коррекционной помощи ребёнку в семье, оказываю помощь по вопросам воспитания, развития и обучения учащихся. Приглашаю на уроки родителей, чтобы они смогли увидеть и оценить своего ребёнка в учебной деятельности. В своей работе использую специальные технологии: дифференцированного обучения, коррекции нарушений письма, развития связной речи, информационно - коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие, арттерапевтические технологии (музыкотерапию, сказкотерапию, изотерапию), позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в зависимости от формы задержки психического развития. Коррекцию помогает проводить учитель-логопед, психолог, социальный педагог. Отслеживаю посещение занятий у этих специалистов, динамику развития учащихся, при необходимости совместно корректируем план работы. Мне пришлось столкнуться с психологическим «барьером» со стороны родителей по поводу организации интегрированного обучения детей в классе. Мною была проведена большая просветительская работа среди родителей с целью объяснения необходимости обучения таких детей с ОВЗ в массовом классе. Работать с такими детьми мне помогает полученное мною образование. Я окончила Могилёвский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». Коррекционно-развивающая работа уже принесла свои плоды. Учащаяся класса М. Милана (ребёнок с ОВЗ, VII вид) окончила учебный год с одной тройкой по математике. Все учащихся с ОВЗ освоили программу 2 класса.
Социальным нашим партнёром является комплексный центр социального обслуживания населения. Совместно решаем проблемы социальной адаптации детей из семей «группы риска». От меня специалисты получают сведения о школьных трудностях каждого из детей. Совместно со специалистами центра определяем, какую помощь они могут оказать каждому ребёнку.
С детьми, которые показали высокий уровень общей готовности к школе, продолжила работу по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Была создана система внеурочной работы. Учащиеся были вовлечены в проектную деятельность. По итогам районной научно-исследовательской конференции «Первые шаги» 2014/2015 учебного года мои ученики стали лауреатами конференции. Все учащиеся охвачены внеурочной деятельностью. Занятия учащихся во внеурочной деятельности по разным учебным предметам позволили применять полученные универсальные действия на практике. Это Всероссийские конкурсы «Русский медвежонок - языкознание для всех», «КИТ», Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «ЧИП», «Зимние интеллектуальные игры», Международный конкурс-игра «Кенгуру. Математика для всех», Общероссийский конкурс «Умница», Всероссийские конкурсы «Второклассники в стране Знаний», «Всезнайка», олимпиады по предметам, конкурсы исследовательских работ. В «Банк одарённых детей» школы внесены 3 ученика моего класса. Ващенкова Маша помещена на Международную Доску Почёта на сайте НУМИ. Активно применяю в своих классах педагогическую технологию «Портфолио» как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
В течение трёх лет организовывала индивидуальное обучение с ребёнком – инвалидом Настей Ц. Диагноз: F-71.12. со значительным нарушением поведения резидуально-органического генеза. Нижний парапарез. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени выраженности. У Насти не сформирована произвольная регуляции поведения, нарушено восприятие, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость нервной системы, повышенная возбудимость, расторможенность, грубое интеллектуальное нарушение. Разработала индивидуальный маршрут обучения на основе рабочей программы для детей со сложным дефектом не обслуживающими себя (беспредметное обучение). Программа утверждена директором школы http://druzhnyj.ucoz.ru/load/konspekty_urokov/individualnyj_marshrut_obuchenija_c_anastasii_tretij_god_obuchenija/6-1-0-140. Индивидуальный маршрут включает в себя два блока: предметно – практическую деятельность (5 ч.) и изобразительную деятельность (3ч.). Содержание обучения направленно на восполнение недоразвития предметных действий и коррекцию их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и пространственных представлений с целью дальнейшей реабилитации в обществе. За 3 года учёбы Настя показала хорошую динамику в развитии. У Насти появился интерес к общению и взаимодействию. Она стала выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета), научилась с помощью учителя бросать и ловить мяч, отбивать одной и двумя руками об пол, катать его по столу. Сформировалось эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и к её результатам (научилась оставлять графические следы на бумаге фломастерами, кусочком поролона, ватными шариками, палочкой; черкает, рисует каракули). Большой интерес вызывают музыкальные игрушки, музыкальные книжки. Эмоционально отзывается на музыку. Появляется избирательность в отношении к выбору игрушек. Ролик занятия с Настей был отправлен на всероссийский конкурс «Город равных возможностей»
В классе учатся дети из многодетных и опекаемых семей. Вместе с социальным педагогом изучила жилищные условия, отношения между детьми и родителями, Отслеживаю условия проживания детей находящихся под опекой и попечительством. Дети из многодетных семей обеспечены бесплатным питанием в школе. Эти семьи также привлекаю к участию в различных конкурсах. Так, многодетная семья Ващенковых (в семье 2 приёмных детей) принимала участие в республиканском конкурсе замещающих семей «Мы одна семья». Ссылка на презентацию http://druzhnyj.ucoz.ru/load/prezentacii/den_semi/5-1-0-45. Семья является лауреатами премии «Признание» Главы Республики Карелия. Другая многодетная семья Нерущак участвовала в Республиканском конкурсе Управления записи гражданского состояния Республики Карелия «Мы – большая, дружная семья» и в районном фестивале, посвящённому Дню семьи. К конкурсу была подготовлена совместно с родителями презентация «День семьи». http://druzhnyj.ucoz.ru/load/prezentacii/den_semi/5-1-0-44. Семья Нерущак является также лауреатами премии «Признание» Главы Республики Карелия.. Оказываю многодетным семьям педагогическую помощь, содействую развитию положительных качеств, познавательных интересов у учащихся. Провожу родительские собрания, на которых даю консультации по многим вопросам, а также по оказанию родителями помощи детям при выполнении домашних заданий. Провожу групповые и индивидуальные консультации. Сотрудничаю с отделом опеки и попечительства при Администрации Лахденпохского муниципального района, организуем совместные рейды в семью.
В моих классах обучались и обучаются дети-сироты, воспитанники Лахденпохского детского дома. Дети-сироты испытывают определенные трудности в процессе адаптации в массовой школе, низкий уровень психологического комфорта. Эти дети имеют интеллект ниже среднего уровня, большие проблемы в области мотивации обучения, повышен уровень тревожности, остро реагируют на свои неудачи, плохо контролируют свои эмоции, низкая самооценка (для выявления развития самооценки проводила тест Дембо-Рубинштейна). В результате работы над формированием самооценки через различные воспитывающие ситуации, во 2 классе самооценка стала адекватной. С социальным педагогом школы создаём социально-психологические условий для их развития и успешного обучения (бесплатное питание через социальную столовую, летний отдых через специализированные (профильные) лагеря, приобретение билетов для посещения спектаклей, цирка, поездки на экскурсии в г. Санкт-Петербург, зоопарк «Чёрные камни» Сортавальского района, подарки к Новому году, ко дню рождения). Формирую навыки общения, обучаю ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Постоянно поддерживаю связь с воспитателями детского дома. Сотрудничаю с методистом кабинета профилактики негативных явления МОУ ДОД «ЦДТ» Казицкой Е. Н. По моей просьбе еженедельно Екатерина Николаевна проводила занятия по программам «Становление личности» и «Жизненные навыки». Работа дала свои успехи. Мои ученики справляются со стрессами, с агрессией, это помогает им в социализации.
Принимала участие в республиканский конкурс профессионального мастерства «Педагог специального (коррекционного) образования - 2010». Победитель конкурсной номинации "За преданность профессии". В 2014/2015 учебном году участвовала в районном конкурсе здоровьесберегающих технологий, используемых при работе с детьми с ограниченными возможностями. Тема урока: «В гости к зиме» по предмету «Окружающий мир» (2 класс). На уроке были использованы: пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии, «мозговая гимнастика», физкультминутка, двигательная гимнастика. Эти виды деятельности снимают напряжение, позволяют расслабиться и отдохнуть, улучшает мозговую деятельность, стимулирует мыслительные процессы, активизирует структуры мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания, ясность восприятия и речь.
http://druzhnyj.ucoz.ru/load/konspekty_urokov/v_gosti_k_zime_okruzhajushhij_mir/6-1-0-138
Принимала участие в районном семинаре учителей начальных классов «Коррекционная работа с учащимися на уроках и внеурочное время» на тему «Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы»