Специальный курс внеурочной деятельности «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заседание ШМО Заседание МС Приказ № ______
МБОУ «СОШ №1» МБОУ «СОШ №1» от «___» ______2017г.
Протокол № ___ Протокол № ____ Директор
от «__» _______ 2017 г. от «__» ______2017 г. МБОУ «СОШ №1»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Масловская Т.В. _______
Бардина М И __________ Гаврилова М.А. __________
Рабочая программа
специального курса
внеурочной деятельности
«Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»
2017 - 2018 учебный год
Составитель:
Бардина Марина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 1»,
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» составлена на основе авторской адаптационной педагогической разработки Кулешовой Ю.М., учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №2» (рекомендована к использованию в образовательной деятельности МАУ «ЦРО» в соответствии с ООП ООО МБОУ «СОШ №1», учебным планом МБОУ «СОШ № 1» на 2017-2018 учебный год с учётом требований ФГОС.
Программа специального курса внеурочной деятельности «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности и направлена на развитие у младших подростков интеллектуально-творческого потенциала личности через систему развивающих занятий. Универсальные учебные действия при этом будут формироваться в процессе предметно-ориентированных тренингов.
Природа наградила нас такими волшебными качествами, как: память, внимание, воображение, коммуникативность, любознательность, сообразительность, способность мыслить. Нам осталось это волшебство не потерять, не задавить ленью. Мы все волшебники, все маги своего дела. Магией мысли люди запускают в небо самолеты, строят электростанции, возводят дома, поддерживают жизнь в больницах. Всего не перечислить. Да и не стоит!
Но не все в этой жизни дается просто так, бесплатно. Тому, кто бьет баклуши на печи, ничего кроме полной деградации и не светит. Только постоянное самосовершенствование, постановка каждый раз новой задачи и её полное решение, есть гарантия успешности, которая не позволит упасть лицом в грязь, столкнувшись с жизненной проблемой. Только ежедневное совершенствование самого себя позволит не упасть лицом в грязь, столкнувшись с жизненной проблемой. Необходимо уметь думать, думать логически на несколько шагов вперёд, предвидя все подводные камни на жизненном пути, все варианты обхождения преград, дабы не набить себе шишку. Мы волшебники своей жизни!
Методы и приемы организации деятельности младших подростков на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательной активности.
Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Все задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по развитию познавательных способностей обращено на такие качества, как тренировка и совершенствование которых очень важны для формирования самостоятельно мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное открытие, знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят пятиклассникам реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и неутомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, увеличивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Специальный курс внеурочной деятельности «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» ориентирован на учащихся 5-6 классов и рассчитан на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
В рамках внеурочной деятельности курс изучается в 5-6 классах, в каждом классе в объёме 17 часов (1 час в неделю).
Учебно – тематический план
№ |
Раздел / Тема занятия |
Кол-во часов |
|||
Авторская программа |
Рабочая программа |
||||
5 класс |
6 класс |
||||
1 |
За тридевять земель, в тридесятое царство |
1 |
1 |
||
2 |
От альфы до омеги |
1 |
1 |
||
3 |
Не боги горшки обжигают |
1 |
1 |
||
4 |
Не попадись на удочку |
1 |
1 |
||
5 |
Брать быка за рога |
1 |
1 |
||
6 |
Зри в корень |
1 |
1 |
||
7 |
Кот в мешке |
1 |
1 |
||
8 |
В два счёта |
1 |
1 |
||
9 |
Методом проб и ошибок |
1 |
1 |
||
10 |
Кто ищет, тот всегда найдёт |
1 |
1 |
||
11 |
Завязать узелок |
1 |
1 |
||
12 |
Видеть насквозь |
1 |
1 |
||
13 |
Крепкий орешек |
1 |
1 |
||
14 |
Да здравствует абракадабра |
1 |
1 |
||
15 |
Бей прямо в цель |
1 |
1 |
||
16 |
Путеводная нить |
1 |
1 |
||
17 |
Вот где собака зарыта |
1 |
1 |
||
18 |
А ларчик просто открывался |
1 |
1 |
||
19 |
Без сучка и без задоринки |
1 |
1 |
||
20 |
Семи пядей во лбу |
1 |
1 |
||
21 |
Интеллектуальное ассорти |
1 |
1 |
||
22 |
Попасть в самую точку |
1 |
1 |
||
23 |
Не лыком шиты |
1 |
1 |
||
24 |
Ушки на макушке |
1 |
1 |
||
25 |
Не в бровь, а в глаз |
1 |
1 |
||
26 |
Колумбово яйцо |
1 |
1 |
||
27 |
Калейдоскоп головоломок |
1 |
1 |
||
28 |
Поставить точки над и |
1 |
1 |
||
29 |
Пришёл, увидел, победил |
1 |
1 |
||
30 |
Что и требовалось доказать! |
1 |
1 |
||
31 |
Глаз намётан |
1 |
1 |
||
32 |
Ума палата |
1 |
1 |
||
33 |
Для стреляных воробьёв |
1 |
1 |
||
34 |
Пожинать плоды |
1 |
1 |
||
Итого: |
34 |
17 |
17 |
В 5 классе специальный курс изучается в первом полугодии.
Реализуемая модель занятия курса:
«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. А чем больше | и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость,
Предлагаемые упражнения «мозговой гимнастики».
«Качания головой» {упражнение стимулирует мыслительные процессы): лимите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голо-II' медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек.
«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Корригирующая гимнастика для глаз:
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
-
Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
Разминка (5-7 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности.
Работа над «крылатым» выражением (2-3 минуты). На этом этапе уделяется внимание для объяснений мимолетных разговорных, так сказать, летучих и крылатых» слов и выражений, которые, активно используются в русском языке и даже получили значение народных пословиц и поговорок. С наибольшим вниманием необходимо остановиться на толковании тех из них, которые, в переносном смысле с утратою первоначального оказались либо темною бессмыслицею, либо даже совершенной чепухой.
Тренировка психических механизмов, лежащих а основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления, (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют тренировке перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
Ходячая энциклопедия, вопросы для всезнаек (3-5 минут). Это вопросы из разных областей нашей жизни для начитанных, сообразительных, внимательных ребят, желающих расширить свой кругозор.
Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (1-2 минуты). Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
Упражнение 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-5 раз подряд с интервалом 15 секунд.
Упражнение 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
Упражнение 3. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо.
Упражнение 4. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца 4-5 раз.
Упражнение 5. Закрыть веки. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1—2 сек снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.
Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
Логически поисковые задания (15 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
Отдых. Весёлая переменка (2-3 минуты). В школе мы тратим много времени и сил на освоение родного языка. Мы учим ребёнка грамотно писать и связно выражать свои мысли. Но мы не учим, как сделать этот язык эмоционально действенным. Чтобы он заставлял слушателей грустить и радоваться, плакать и смеяться. Юмор имеет много форм. И среди них короткие смешные истории - анекдоты. В переводе с греческого слово «анекдот» обозначает «неизданное» и у древних служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Анекдот (в своем завершенном виде) является малой повествовательной формой, в основе которой лежит выразительно и остро очерченное положение, стремящееся к разрешению и находящее его в замкнутой строго концовке. Люди бывают двух типов: одни не могут рассказать анекдот, другие не могут его понять. Хорошо рассказать анекдот -значит не просто осуществить повествование о некотором забавном эпизоде, но представить этот энизод «в лицах». Рассказывание анекдота - это не повествование, а представление, производимое единственным актером.
Юным полиглотам (I минута). Умение владеть несколькими иностранными языками всегда говорило о высокой культуре народа. Многие и полководцы древности, и исторические деятели, и выдающиеся личности в совершенстве владели несколькими иностранными языками. Изучение языка — это нелегкая задача: ведь для того чтобы умело вести беседу, высказываться устно или письменно на разных языках, необходимо постоянно тренироваться. Петь категория людей, которые способны к восприятию многих языков (речь, конечно же, не идёт об изучении одного, двух или трёх языков). Это полиглоты. Сами полиглоты признаются: чем больше языков они осваивают, тем легче даются им последующие. Каждый полиглот — личность необычная, которой свойственно любопытство и упорство.
Занимательные задачи (10-15 минут). Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Поэтому на этом 1ггапе предлагаются самые настоящие изобретательские задачи. Конечно, учебные. Конечно, для учащихся 10-12 лет. Эти незамысловатые задачки по-настоящему тренируют и развивают свойства сильного мышления: внимание; умение видеть скрытую информацию; умение выделить главное; раскрепощённость воображения.
Диагностический блок программы составят входной, промежуточные и итоговый Конкурсы Эрудитов (приложение 2). Кроме того, оценка достижения планируемых результатов будет осуществляться через работу с оценочными листами и заданиями для самоконтроля как со стороны учителя, так и ученика, группы обучающихся.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности. Для педагога это карта фиксации и динамики предметных и метапредметных умений с их перечнем и соответствующими им контрольными заданиями, для обучающегося – включение в процесс организации учения и самооценки. Использование подобной формы организации контрольно-оценочной деятельности позволяет учащимся не только выделить основные аспекты изучаемой темы, но и самостоятельно определить качество их освоения. Вместе с этим, оценочные листы способствуют формированию самостоятельности учащихся, оказывают помощь в организации своей учебной деятельности по предмету в период между темами. Возможно, подобная форма организации контрольно-оценочной деятельности будет более продуктивной, если содержание оценочных листов будет определяться самими учащимися или совместно с ними.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Ценностными ориентирами содержания данного специального курса являются:
Целенаправленная работа по тренировке основных интеллектуальных компонентов, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также понятийного аппарата;
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного обшения.
Основная установка факультативного курса: РАЗВИВАЮСЬ - ИГРАЮ - ОБУЧАЮСЬ – СООБРАЖАЮ - ДОСТИГАЮ.
Результаты освоения учебного курса
(личностные, метапредметные и предметные)
Личностными результатами изучения специального курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей (далее РПС). 5 класс» являются
развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
На занятиях специального курса РПС ученик научится универсальным учебным действиям:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный {промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- выбирать наиболее эффективный способ решения;
- оценивать предъявленное готовое решение (верно, неверно);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей;
- определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
Содержание учебного курса
5 КЛАСС (17 часов)
За тридевять земель, в тридесятое царство. Человек и его интеллект. Диагностическое тестирование. Входной конкурс эрудитов № 1
От альфы до омеги. Выбор стратегии решения, анализ ситуации, сопоставление данных.
Не боги горшки обжигают. Обобщение и ограничение понятий. Поиск закономерностей.
Не попадись на удочку. Развитие логической грамотности
Брать быка за рога. Эвристические приемы рассуждений. Моделирование алгоритма решения.
Зри в корень. Выделение существенных признаков. Прием доказательства.
Кот в мешке. Работа над пространственным воображением.
В два счета. Поиск эффективного способа решения.
Методом проб и ошибок. Сравнение. Классификация. Аналогия.
Кто ищет, тот всегда найдёт. Наблюдение. Сравнение. Обобщение понятий и объектов.
Завязать узелок. Тренировка смысловой и слуховой памяти
Видеть насквозь. Эвристические приемы рассуждения. Поиск закономерностей.
Крепкий орешек. Логическое рассуждение. Конкурс эрудитов № 2.
Да здравствует абракадабра. Развитие пространственных представлений.
Бей прямо в цель. Быстрота реакции.
Путеводная нить. Значение понятий в зависимости от контекста.
Вот где собака зарыта! Проверка гипотез.
Содержание учебного курса
6 КЛАСС (17 часов)
1.А ларчик просто открывался. Логическая грамотность
2.Без сучка и без задоринки. Эвристические приемы рассуждения. Поиск закономерностей
3.Семи пядей во лбу. Тренируем логическое и наглядно-образное мышление
4.Интеллектуальное ассорти. Тренируем все мыслительные операции
5.Попасть в самую точку. Концентрация внимания
6.Не лыком шиты. Наблюдение. Сравнение. Обобщение понятий и объектов.
7.Ушки ни макушке. Тренировка смысловой и слуховой памяти
8.Не в бровь, а в глаз. Освоение эвристических приемов рассуждений.
9.Колумбово яйцо. Эвристические приемы рассуждения. Поиск закономерностей.
10.Калейдоскоп головоломок. Тренируем все мыслительные операции. Конкурс эрудитов № 3.
11.Поставить точки над и. Тренируем все мыслительные операции.
12.Пришёл, увидел, победил. Выбор стратегии решения, анализ ситуации, сопоставление данных
13.Что и требовалось доказать! Проверяем слуховую память.
14.Глаз намётан. Проверяем зрительную память.
15.Ума палата. Развернутое доказательство выбора способа действия
16.Для стреляных воробьев. Развитие пространственных представлений.
17.Пожинать плоды. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у пятиклассников в конце учебного года. Конкурс эрудитов № 4
Календарно – тематическое планирование
Календарные сроки |
Тема занятия |
Форма занятия |
Планируемые виды деятельности учащихся |
||
№ п/п |
|||||
5А |
5Б |
||||
1 |
За тридевять земель, в тридесятое царство. |
Развивающая игра Входной конкурс эрудитов № 1. |
Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у пятиклассников в начале учебного года. Метод контрольных вопросов |
||
2 |
От альфы до омеги |
Самостоятельная работа |
Развивать концентрацию внимания. Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных |
||
3 |
Не боги горшки обжигают |
Защита решения |
Тренировать внимание. Формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы, логические цепочки |
||
4 |
Не попадись на удочку |
Интеллектуальная игра |
Тренировать смысловую и слуховую память. Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности |
||
5 |
Брать быка за рога |
Ситуация - проба |
Тренировать зрительную память. Осваивать эвристические приемы рассуждения. Решать проблемные ситуации. Формировать умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритма решения задачи |
||
6 |
Зри в корень |
Интеллектуальная игра |
Развивать логическое мышление. Обучать поиску закономерностей. Формировать умение доказывать выбор способа действия при заданном условии. Разрешать противоречия. |
||
7 |
Кот в мешке |
Творческая мастерская Решение творческих задач |
Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Формировать пространственные представления и пространственное воображение |
||
8 |
В два счета |
Защита решения. Решение изобретательских задач |
Развивать быстроту реакции. Совершенствовать мыслительные операции. Формировать умение выбирать наиболее эффективный способ решения. |
||
9 |
Методом проб и ошибок |
Развивающая игра |
Развивать концентрацию внимания. Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных. Формировать умение рассуждать как компонента логической грамотности |
||
10 |
Кто ищет, тот всегда найдёт |
Самостоятельная работа. Решение изобретательских задач |
Тренировать внимание. Формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы |
||
11 |
Завязать узелок |
Развивающая игра |
Тренировать смысловую и слуховую памяти. Формировать умение рассуждать как компонента логической грамотности |
||
12 |
Видеть насквозь |
Ситуация - проба |
Тренировать зрительную память. Осваивать эвристические приемы рассуждений. Формировать умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи |
||
13 |
Крепкий орешек |
Развивающая игра. Конкурс эрудитов № 2. |
Развивать логическое мышление. Обучать поиску закономерностей. Формировать умение доказывать выбор способа действия при заданном условии |
||
14 |
Да здравствует абракадабра |
Творческая мастерская Решение творческих задач |
Совершенствовать воображение. Развивать наг л я дно -образ но е мышление. Формировать пространственное представление и пространственное воображение |
||
15 |
Бей прямо в цель |
Соревнование |
Развивать быстроту реакции. Совершенствовать мыслительные операции. Формировать умение выбирать наиболее эффективный способ решения |
||
16 |
Путеводная нить |
Интеллектуальная игра |
Развивать концентрацию внимания. Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных. Формировать умение рассуждать как компонента логической грамотности |
||
17 |
Вот где собака зарыта! |
Интеллектуальная игра |
Тренировать внимание. Формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы |
||
|
|||||
Информационное обеспечение учебного курса
Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996.
Винокурова Н. К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. VI. - М.: РОСТкнига, 1997-2000.
Винокурова Н. К. Лучшие тексты для развития творческих способностей. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2006.
Вопросы умникам и умницам (для начальной школы). - Ростов - на -Дону, Феникс, 2009.
Гин А. А. Задачки - сказки от кота Потрескина. - М.; Вита-Пресс, 2002.
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль, 1998.
Криволапова Н. А. Программа внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся. 5-8 класс. - М., Просвещение, 2012.
Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность по развитию познавательных способностей учащихся. 5-8 класс. Методическое пособие для учителя. - М., Просвещение, 2012.
Криволапова Н.А. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 класса. - М., Просвещение, 2012.
Международный математический конкурс «Кенгуру*. – http://mathkang.ru//.
Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих отличников. - М.: РОСТкнига, 2011.
Познавательные задачи. - http://www/trizland.ru//.
Разумовская О. К. Игры со словами а школе и дома. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Русский медвежонок. Языкознание для всех. - http://www. rm.kirov.ru//.
Холодова О.А., Моренко Е.А. Умникам и умницам. Курс «Развитие познавательных способностей. Гений. Интеллектуал. Аналитик. Программа факультативного курса. – М., Роскнига, 2013
Холодова О.А., Моренко Е.А. Умникам и умницам. Курс «Развитие познавательных способностей. Гений. Интеллектуал. Аналитик. Методическое пособие. – М., Роскнига, 2013
Холодова О.А., Моренко Е.А. Умникам и умницам. Курс «Развитие познавательных способностей. Гений. Интеллектуал. Аналитик. Рабочая тетрадь (в 2-х частях). – М., Роскнига, 2013.
Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.