12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бирюкова Айсылу Фанитовна235
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………..2

2. Планируемые результаты……………………………………………...………3

3. Содержание программы………………………………………………...……...5

4. Учебно-тематический план……………………………………………..……..9

5. Календарно-тематическое планирование…………………………...……….10

5. Список литературы…………………………………………………………...15

Пояснительная записка

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Этому может в значительной степени способствовать организация исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,  искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти  вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают возможности детей использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности позволят дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время.

Основные принципы реализации программы:

- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;

- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;

- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;

- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность.

Задачи:

создавать условия для развития ребёнка;

формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения, сотрудничества;

развивать у детей умение работать с различными источниками информации;

развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Мы - исследователи» предназначена для детей 6-11 лет.

Сроки реализации программы: Программа курса рассчитана на 1 года обучения 68 часов (1час в неделю).

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные занятия, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультации.

Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином страны;

Выполнять правила поведения на природе; звнакомить-ся с историей, культурой родной страны;

Уважать чужое мнение, определяя свою позицию

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и ли самостоятельно, искать средства и пути их осуществления;

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем

Работая по плану, выверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки; использовать основные и дополнительные средства; оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок

Определять, какая нужна информация;

Отбирать необходимые источники: книги, словари, справочная литература, электронные носители;

отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь суждений;

Оформлять и представлять полученную информацию.

Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; распределять роли и т.д.;

прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;

при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

расширяется кругозор в предметных областях;

повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

наилучшим образом развиваются творческие способности;

развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Учебно-методическое обеспечение

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.  На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоения материала, организации деятельности учеников.

Содержание программы

Графический диктант(5 часов)

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания (5 ч)

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, ко­торые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти (6 ч)

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти (6 ч)

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, вы­деление главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно со­кращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей (6 ч)

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Задания по перекладыванию спичек (5 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Задания повышенной сложности (5 ч)

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяс­нению причин допущенных ошибок, обсуждению различных спо­собов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания (5 ч)

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей (5 ч)

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Учебно – тематический план

Тема раздела

Количество часов

теория

практика

1

Развитие внимания

10 часов

8

2

2

Развитие зрения

18 часов

10

8

3

Развитие слуха

25 часов

19

6

4

Поиск закономерностей

15 часов

10

5

Всего часов

68 часов

47

21

Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

теория

прак

тика

план

факт

1

Графический диктант

4

1

01.09.14

04.09.14

08.09.14

11.09.14

15.09.14

 

2.

Тренировка внимания

4

1

18.09.14

22.09.14

25.09.14

29.0914

02.10.14

 

3

Тренировка зрительной памяти

3

3

06.10.14

09.10.14

13.10.14

1610.14

20.10.14

23.10.14

 

4

Тренировка зрительной памяти

4

2

27.10.14

30.10.14

10.11.14

13.11.14

17.11.14

20.11.14

 

5

Поиск закономерностей

3

3

24.11.14

27.11.14

01.12.14

04.12.14

08.12.14

11.12.14

 

6

Задания по перекладыванию спичек

3

2

15.12.14

18.12.14

22.12.14

25.12.14

12.01.15

 

7

Задания повышенной сложности

4

1

15.01.15

19.01.15

22.01.15

26.01.15

29.01.15

 

8 – 9

Логически-поисковые задания

4

1

02.02.15

05.02.15

09.02.15

12.02.15

16.02.15

 

10

Тренировка внимания

3

2

19.02.15

26.02.15

02.03.15

05.03.15

09.03.15

 

11

Тренировка слуховой памяти

5

 

12.03.15

16.03.15

19.03.15

30.03.15

02.04.15

 

12

Тренировка зрительной памяти

4

1

06.04.15

09.04.15

13.04.15

16.04.15

20.04.15

 

13

Поиск закономерностей

3

2

23.04.15

27.04.15

30.04.15

07.05.15

11.05.15

 

14

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

3

2

14.05.15

18.05.15

21.05.15

25.05.15

28.05.15

 

Список литературы

Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2005.

Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 2004.

Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2005.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2006.

Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни­ков / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 2009. - № 11-12.

Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно­логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго­град, 2002.

Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2009. -- № 6.

Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 2008.

Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // На­чальная школа. - 2001. - № 1.

Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 2005. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 2005. - С. 36.

Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 2009.

. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.