Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему: «Витамины»
Методическая разработка урока биологии для Всероссийского дистанционного конкурса учителей биологии и экологии «Современный урок биологии»
«ВИТАМИНЫ»
урок биологии в 8 классе
Урок разработан
учителем биологии,
высшей
квалификационной
категории
Моисеева Т.В.
Цели урока:
1.Образовательные:
- сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах:
- сформировать умения распределять витамины по группам : жирорастворимые, водорастворимые.
– сформировать умения описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма;
- сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.
2. Деятельностные:
- сформировать умение ставить цель;
- научить выбирать способ решения поставленной задачи;
- научить сравнивать, анализировать, классифицировать;
- научить оценивать и корректировать свою деятельность;
- научить работать в группе;
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитее навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Тип урока и форма его организации - урок изучения нового материала
с элементами проблемной технологии.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация
«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,
пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего
лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные
карточки для проведения практической работы.
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.
Без витаминов жить нельзя!
Они – надёжные друзья.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Вячеславовна. Я очень рада видеть вас. Все мы очень разные и вместе с тем чрезвычайно похожи. Сейчас мы это проверим.
Кто любит лакомиться мороженым – поднимите вверх правую руку, у кого дома есть домашние животные – левую. Кто любит свою семью – хлопните в ладоши, у кого есть друзья - улыбнитесь.
Вот видите, мы теперь больше знаем друг о друге.
Организм не может функционировать без органов, так и учитель – без своих учеников, поэтому я рассчитываю на вашу активную работу.
И надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом.
Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова Генриха Форда, которые я предлагаю взять в качестве девиза урока:
Собраться вместе – это начало.
Держаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.
Актуализация знаний.
Учитель. К вам на урок я пришла с гостинцами. В современном обществе, чтобы узнать, что то новое, может даже совершить открытие для себя, достаточно обратится к источникам информации (книга, интернет) а вот например в 19 для познания мира, отправлялись в экспедиции. Некоторые из которых заканчивались трагически. Во время экспедиции Васко да Гамы в Индию погибло 100 человек экипажа из 160. Как вы думаете есть ли связь между моими гостинцами и трагизмом экспедиции Васко да Гамы ?
Тема сегодняшнего урока: Витамины. (Слайд)
- Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).
Значит сегодня на уроке у нас какая цель?
- узнать что за вещества витамины;
-источники витаминов;
- значение витаминов для организма человека;
Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.
Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
(Слайд)
Вы сели по группам, в соответствии с карточками. Прошу вас продемонстрировать свои знания, каммуникативнось работая в команде, взаимопомощь. За правильные ответы я буду давать «ВИТАМИНЫ-ЗНАНИЯ», которые поместим в корзину успеха и в конце урока увидим активность группы, от чего будут зависеть ваши оценки.
Изучение нового материала.
Ребята обратимся к вашим учебникам, страница 160. Найдите определение Что такое витамины?
Витамины - это органические вещества, поступающие в организмы человека и животных с пищей или синтезируемые ими, необходимые для нормального обмена веществ.
ЗАПОЛНЯЕМ КЛАСТЕР
Учитель:
Витамины открыл русский ученый – врач Николай Иванович Лунин в 1881году.
(Слайд)
Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".
(Слайд)
Сейчас известно около 50 видов витаминов, делятся на две группы
(Слайд)
ЗАПИСЬ В МАРШРУТНОЙ КАРТЕ
Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.
Ферменты- это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма.
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).
Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах.
При недостатке или избытке витаминов в организме развиваются заболевания .
(Слайд)
При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
(Слайд)
Узнаем о некоторых витаминах подробнее .
Работа с информацией по группам. Научные лаборатории, выберите заведующего, консультант-биолог, диетолог, биохимик.
Инсерт. (Дать название витамину, суточную норму, функции и проявление авитаминоза.)
РАБОТА 3 МИНУТЫ
Характеристика витаминов
Витамин |
Название |
Суточная потребность (мг) |
Источники витамина |
Проявление авитаминоза |
А |
||||
В |
||||
С |
||||
D |
(Слайд)
Сообщение учащихся о витамине с заполнением кластера А.
Приложение 2.
(Слайд)
Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3.
(Слайд)
Сообщение учащегося о витаминах группы В.Приложение 4.
(Слайд)
Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 5.
(Слайд)
ВЫКЛЮЧИТЬ МУЛЬТИМЕДИА
ФИЗМИНУТКА
Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.
ПОДНИМИТЕ ПРАВУЮ РУКУ, КТО СЧИТАЕТ, что Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
ПОДНИМИТЕ ЛЕВУЮ РУКУ, КТО СЧИТАЕТ, что Витамины есть не только в овощах и фруктах.
ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО СЧИТАЕТ, что не верным суждение чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
ПОКИВАЙТЕ, если вы согласны, что в период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
Уважаемые научные сотрудники, какое у нас сейчас время года? Чем оно опасно для человека?
В связи с этим какой витамин самый важный?
Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.
Если бы мы отправлялись в экспедицию, какие продукты мы взяли - бы?
Практическая работа по определению витамина С.
А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.
Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании.
Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С”
1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, по каплям добавьте его в раствор крахмального клейстера. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
4. Нагрейте сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.
6. Сделайте вывод.
После выполнения работы учащиеся делают выводы:
витамин С содержится в свежем лимоне, его соке;
витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
Сохранение витаминов в продуктах питания, действительно проблема, попробуем её разрешить
Самостоятельно проанализируйте текст параграфа 38 стр.162 и разработайте правила
сохранения ВАШЕГО витамина в продуктах питания?
КАЖДЫЙ ЗАПИСЫВАЕТ СВОЕ, СОВЕТУЮТСЯ, САМОПРОВЕРКА, ВЫБИРАЮТ ГЛАВНОЕ ОЗВУЧИВАЮТ И РАЗМЕЩАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ВКЛЮЧИТЬ МУЛЬТИМЕДИА
ПОСМОТРИМ ЧТО У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ ---(Слайд)
Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
Ребята, скажите, пожалуйста, кто – то любит выпить чашечку кофе?
- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Мешает усвоению витаминов:
кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
У кого-то дома есть курящие взрослые?
никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
(Слайд)
Закрепление изученного материала.
Ребята, на следующий год вы будите сдавать ОГЭ, так вот по биологии экзамен включает задания из темы Витамины, давайте познакомимся с некоторыми
Решение проблемной задачи
Группе А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, отвар шиповника, варенье черной смородины).
Группе С. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).
Группе В. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой?
( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).
Группе D. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).
Всем группам. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.
«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ
Закрепление материала урока.
Вопросы командам ( « Да» или «Нет»). Блиц-опрос, кто быстрее ответит.
1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме.
2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно.
3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь.
4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах.
5.Основным источником витаминов являются растения.
6.Витамины способствуют образованию ферментов.
7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду.
8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.
В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.
Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
Больше времени бывать на улице.
Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.
Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
Не злоупотреблять витаминами.
Рефлексия.
Какие ассоциации возникают к термину ВИТАМИН
СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ-
Красная – было трудно
Желтая- проблемы были, ноя с ними справился
Зеленаая- все было интересно, справился со всеми заданиями.
Домашнее задание: (Слайд)
Составьте рациональное меню школьника, удовлетворяющее все потребности в витаминах, в этом поможет параграф 38 «Витамины».
Есть мнение о том, что синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные используя дополнительную литературу, подготовите эссе на тему: «Синтетические витамины или натуральные.»
(Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.)
Выполните ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?»
1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой ?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А – да Б – нет
.4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам ?А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да Б – нет
Подсчет результатов
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни
Посмотрим на наши корзины, как они наполнены (подсчет витаминов и итог работы групп)
Я благодарю вас за работу на уроке. Результат работы виден по карзинам (считаем витамины-знаний). Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
За вашу активность, помощь реальные витамины, угоститесь мандаринами, источник витамина С. Будьте здоровы!
Список литературы
Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.
Дедушка ГуРу
Медведева Татьяна Александровна
Дедушка ГуРу
Медведева Татьяна Александровна