Статья на тему «Специфика развития представлений о здоровом образе жизни у подростков с умственной отсталостью»
Специфика развития представлений о здоровом образе жизни у подростков с умственной отсталостью.
Представления о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальными нарушениями, приобретают значение личностной направленности, социально значимых установок и навыков, обеспечивающих им успешную интеграцию в общество.
Умственно отсталые дети поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят поверхностный характер. Они не всегда могут действовать в соответствии с правилами морали, даже если они слышали о них.
Правильное воспитание и обучение даёт возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Педагогу необходимо иметь представления об особенностях умственно отсталых детей, затрудняющих процесс формирования их личности.
Развитие эмоциональной сферы школьников с интеллектуальными нарушениями определяется внешними условиями, это специальное обучение и правильная организация всей их жизни. В процессе обучения и воспитания у них формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимые для их успешной социальной адаптации.
Важной задачей педагога в коррекционной школе является - развитие у детей высших культурных потребностей. Поскольку представления о здоровом образе жизни являются общественно одобряемой ценностью и проявлением культуры человека, то для восприятия ребёнком с нарушениями интеллекта они представляют трудность.
Несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям затрудняют процесс формирования навыков правильного поведения, морали.
Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показывают, что похвала, положительная оценка общественной значимости достигнутых ребёнком результатов способствует формированию мотивации на выполнение правил здорового образа жизни, побуждают его как можно лучше проявить себя в достижении социально одобряемых целей.
Вместе с тем необходимо знать, что побуждать учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида к деятельности мотивами общественного характера можно лишь после подготовительной работы, имеющей целью формировать более далекие мотивы. Такое направленное воздействие оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов и более сложны форм поведения.
Контрасты проявлений эмоционально-волевой сферы можно назвать признаком незрелости личности умственно отсталого подростка. Сущностью этой незрелости является недоразвитие духовных потребностей. Все те требования, которые общество предъявляет ребенку определенного возраста, известны ученику коррекционной школы от учителя и других воспитателей, но не являются его собственными потребностями, интересами, устремлениями. Поэтому они и выполняются без напряжения и волевых усилий. Мотивы учебных, трудовых и других действий заданы ученику учителем, ребенок их знает, но они не превратились в его собственные действенные мотивы, вытекающие из потребностей и их осознания. Таким образом, даже при верном и осознанном воспроизведении информации о значении правильного питания или вреде курения и алкоголя, ребенок вполне может злоупотреблять вредной пищей, курить и т.д.
Несмотря на то, что личность ребенка является продуктом воспитания, она приобретает на определенном уровне развития известную независимость. Собственные потребности и интересы, принятые личностью образцы поведения, ставшие внутренне принятой нормой, дают человеку возможность противостоять случайным, хотя бы и сильным воздействиям. Ребенок, ставший личностью, может критически преодолеть как случайные дурные влияния, так и собственные мимолетные эгоистические или низменные побуждения. Именно этой самостоятельности, или, иначе формулируя, зрелости личности, длительные годы не хватает умственно отсталым детям. Хорошие и дурные привычки возникают у учащихся в результате определенного образа жизни больного ребенка, как проявление его компенсаторных личностных тенденций.
В силу перенесенного поражения мозга умственно отсталому ребенку значительно труднее, чем здоровому, приспособиться к условиям окружающей его среды, труднее занять среди товарищей, сверстников, в школе и семье какую-либо устойчивую жизненную позицию. Чтобы добиться необходимой адаптации, он непрерывно вынужден пускать в ход компенсаторные механизмы.
Ученики с нарушениями интеллекта очень часто склонны к бездеятельному, бессодержательному проведению времени вследствие ограниченности их культурных интересов и потребностей, что является путем к нездоровому образу жизни.
Чрезвычайно важно предупредить появление этой вредной привычки. Актуализируется разработка общих методических рекомендаций, касающихся средств целенаправленного воспитания новых полезных привычек. Ошибочно предполагать, что простое повторение какого-либо действия может обеспечить его закрепление и превращение в привычку. Значение результата действия для его закрепления, т. е. для превращения действия в привычку, становится особенно понятным при анализе физиологической основы привычек. Общее для всех методическое правило, которое должно быть учтено при воспитании привычек, состоит в необходимости учитывать зависимость формирования привычки от результата действия.
Как отмечает С.Я. Рубинштейн, многие учителя умеют формировать у учащихся с умственной отсталостью необходимые привычки поведения. Дети привыкают заполнять день трудом, а досуг - спортом, прогулками, чтением; заботиться об окружающих людях, учитывать их интересы; следить за порядком на своем рабочем месте, за чистотой жилья и пр. Читая газеты или слушая радио, они привыкают интересоваться событиями общественной жизни. На основе этих привычек они могут легче и прочнее усвоить и более сложные нравственные убеждения. Из этих привычных мотивов и действий формируется потребность в труде, в общественной оценке, потребность занимать достойное место среди других людей, вести здоровый образ жизни.
Вдумчивая работа учителя коррекционной школы, оптимально оснащенная методически, будет способствовать воспитанию у умственно отсталых детей самостоятельности, самообладания, интеллектуальной регуляции чувств и правильной самооценки, что является необходимыми личностными образованиями для формирования осознанной направленности на здоровый образ жизни.