Статья на тему «Организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью»
Организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью
Вопрос работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, становится всё более актуальным. Это связано с увеличением количества детей, получающих диагноз нарушений интеллектуального или физического плана, и разнообразием патологий. У ребёнка могут наблюдаться отклонения речевых, слуховых, зрительных, двигательных функций или совмещённые диагнозы.
Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью обусловлена спецификой имеющихся нарушений и поставленного диагноза. Основной задачей педагога становится не просто обучение ребёнка определённым знаниям и навыкам, но ещё и работа с нарушениями, направленная на минимизацию негативных последствий. Каждый такой ребёнок, имея индивидуальный комплекс отклонений, нуждается в индивидуальном подходе.
При наличии умственной отсталости в какой бы то ни было форме у ребёнка имеется поражение центральной нервной системы, влекущее нарушения познавательных функций.
Психологи, работающие над вопросом изучения интеллектуальных нарушений, отмечают замедленность восприятия окружающей действительности, инертность мышления, что, в свою очередь, вызывает задержку психического развития. При этом ребёнок позже и хуже сверстников овладевает речью.
Можно выделить общие характеристики нарушений, появляющиеся вследствие задержки фонематического восприятия:
плохая артикуляция
бедный словарный запас
сложности в усвоении грамматики
односложность фраз
Ребёнок плохо выговаривает звуки и их сочетания, не умеет различать их на слух и подменяет одни звуки другими. Часто используемые слова не соответствуют выражаемой мысли, то есть наблюдается непонимание значения слов, а также несогласованность форм слов в предложениях. Ребёнку трудно сосредоточиться на поставленной задаче и заучивать именно ту информацию, которая необходима на данный момент.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми может проводиться как в порядке индивидуального сопровождения, так и посредством включения специальных методик в образовательный процесс или во внеурочную деятельность.
Для таких детей возможно замедление стандартного темпа обучения, упрощение форм работы и изучаемого материала, упор на повторяемость действий для закрепления реакции. Дополнительные занятия могут включать занятия с логопедом, кружки, секции, танцы.
Работа педагога может состоять из таких направлений, как:
Развитие устной речи при помощи обогащения представлений об окружающем мире.
Работа со словарным запасом, расширение словаря активной лексики и получение знаний о лексической системе.
Занятия по коррекции письменной речи, изучение грамматики, устранение недостатков.
Стимулирование мотивации к обучению, осознания причинно-следственных связей образовательного процесса.
Стабилизация психического состояния, эмоционального фона и приобретение навыков самостоятельной работы.
Одним из важных результатов коррекционной работы у детей с отклонениями можно назвать развитие эмпатии. Ребёнок учится осознавать себя частью социума и таким образом переходит на новую ступень – более результативных, продуктивных отношений с окружающими людьми, получает навыки сопереживания. Такое взаимодействие может оказать благотворное влияние на развитие психики детей.
Занятия могут проводиться в небольших группах или в индивидуальной форме. Предварительно специалист должен изучить имеющуюся о ребёнке информацию и разработать тактику взаимодействия: определить места затруднений, уровень сформированности различных умений и навыков, понять потенциал к овладению новыми знаниями.
Общие методические рекомендации при работе с детьми с ограничительными диагнозами подразумевают плотную взаимосвязь разных сторон познавательного развития в рамках деятельностного подхода, обязательное учитывание уровня каждого ребёнка, целостный характер занятий, преследующих решение разноплановых задач. Необходима постановка цели и прорабатывание сопутствующих задач.
Дети с умственной отсталостью нуждаются во внимании и одобрении точно так же, как и их здоровые сверстники. В этом аспекте будет полезно создание ситуаций успеха, ведь ничто так не вдохновляет ребёнка, как достижение цели и получение результата. Поэтому планируемый результат обязательно должен быть реальным и досягаемым. А упражнения, несмотря на постепенное усложнение – посильными для каждого ученика.