Спецификация годовой контрольной работы по литературному чтению за 3 класс.
Спецификация годовой контрольной работы по литературному чтению.
Программа: «Школа России»
Класс: 3
1. Назначение контрольно-оценочных средств контрольной работы:
Определение уровня осознанности чтения у учащихся 3-го класса за год в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста. Установление соответствия уровня и качества подготовки обучающихся по литературному чтению в объёме, установленном обязательным минимумом содержания начального общего образования ФГОС.
При проверке базовой компетентности по литературному чтению обучающиеся должны продемонстрировать при выполнении контрольной работы:
1) Предметные результаты:
читать про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста;
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев;
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет);
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять письменные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения, корректировать собственный письменный текст.
2) Метапредметные результаты:
А) Познавательные УУД:
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета);
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете художественного текста, при составлении плана, характеристике поступков героев;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
самостоятельно распознавать достоверную и недостоверную информацию.
Б) Коммуникативные УУД:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
В) Регулятивные УУД:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
3) Личностные результаты:
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений.
2. Структура контрольной работы.
Работа содержит 17 заданий, предполагающие выборочный, краткий и развёрнутый ответы. В работе представлены 4 содержательных блока по литературному чтению: «Техника чтения и понимание прочитанного», «Читательский кругозор», «Литературоведческая пропедевтика», «Речевое развитие». Задания направлены на проверку знаний по литературному чтению базового (Б) и повышенного (П) уровней.
Число заданий по содержательным линиям:
№ п/п | Содержательные линии | Число заданий |
1 | Техника чтения и понимание прочитанного | 11 |
2 | Читательский кругозор | 3 |
3 | Литературоведческая пропедевтика | 2 |
4 | Речевое развитие | 1 |
3. Система оценивания работы.
За верное выполнение каждого из заданий №1–17 ученик получает от 1 до 2 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания – 26 баллов. Число выставленных баллов определяется с учётом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы.
За выполнение заданий с выбором ответа (ВО) ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно выставляется 0 баллов. Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.
За выполнение заданий с кратким ответом (КО) может быть выставлено от 1 до 2 баллов. Если ответ отсутствует или выполнено неверно, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.
За выполнение заданий с развернутым ответом (РО) может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведётся с соблюдением правил развития грамматического строя речи. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно или наполовину (зависит от ответа ученика).
Рекомендовано использование следующих критериев:
Отметка | Общий % выполнения тестовой работы | Уровень |
«5» | 90 – 100 % | Повышенный |
«4» | 66 – 89 % | Прочный базовый |
«3» | 50 – 65 % | Базовый |
«2» | 49% и ниже | Недостаточный |
4. Условия проведения.
1) Время выполнение работы – 40 – 45 минут (1 урок).
2) Контрольная работа представлена в одном варианте.
3) Задания составлены с выбором (ВО), кратким (КО) и развёрнутым (РО) ответами.
4) Дополнительные материалы и оборудование: нет.
5. Обобщённый план работы.
№ зада- ния | Проверяемый планируемый результат | Проверяемое содержание, название раздела | Уровень сложности | Формат предъявления ответа | Макс. балл |
1 | Умение определять тему произведения. | Техника чтения и понимание прочитанного: Определение темы произведения. | Б | КО | 1 |
2 | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте. | Техника чтения и понимание прочитанного: Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения по содержанию текста. | Б | ВО | 1 |
3 | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в прямом и переносном виде для ответа на вопрос. | Техника чтения и понимание прочитанного: Находить и выписывать из текста предложения, словосочетания для ответа на поставленный вопрос. | Б | РО | 2 |
4 | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте. | Техника чтения и понимание прочитанного: Находить в тексте информацию о главном герое. | Б | КО | 1 |
5 | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания. | Техника чтения и понимание прочитанного: Находить в тексте информацию для ответа на вопрос. | Б | КО | 1 |
6 | Умение устанавливать последовательность изложенных событий. Свободно ориентироваться в прочитанном тексте. | Техника чтения и понимание прочитанного: Умение восстанавливать последовательность пунктов плана. | Б | КО | 2 |
7 | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте. | Техника чтения и понимание прочитанного: Находить в тексте факты о главном герое для ответа на вопрос. | Б | РО | 2 |
8 | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Свободно ориентироваться в прочитанном тексте. | Техника чтения и понимание прочитанного: Находить в тексте предложения и вставлять в них пропущенные слова. | Б | КО | 2 |
9 | Объяснять лексическое значение слов с опорой на контекст. | Читательский кругозор: Объяснение лексического значения слов. | Б | КО | 1 |
10 | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте. | Техника чтения и понимание прочитанного: Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения по содержанию текста. | Б | ВО | 1 |
11 | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в прямом и переносном виде для ответа на вопрос. | Речевое развитие: Находить и выписывать из текста информацию или самостоятельно составить ответ на поставленный вопрос. | Б | РО | 2 |
12 | Объяснять лексическое значение словосочетаний с опорой на контекст. | Читательский кругозор: Объяснение лексического значения словосочетаний. | Б | КО | 2 |
13 | Умение определять главную мысль произведения. | Техника чтения и понимание прочитанного: Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения. | Б | ВО | 1 |
14 | Нахождение информации для подтверждения фактов по содержанию текста. | Техника чтения и понимание прочитанного: Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения по содержанию текста. | Б | ВО | 1 |
15 | Знание литературных приёмов в соответствии с программой. | Литературоведческая пропедевтика: Знать литературные приёмы. | П | КО | 2 |
16 | Знание жанров литературы в соответствии с программой. | Литературоведческая пропедевтика: Определять жанры литературы. | П | КО | 2 |
17 | Знание авторов художественной и научно-популярной литературы. | Читательский кругозор: Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения. | Б | ВО | 2 |
Используемые обозначения в таблице:
ВО – задание с выбором одного верного ответа из числа предложенных.
КО – задание с кратким ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
РО – задание с развернутым ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
6. Текст контрольной работы.
Контрольная работа за год.
Прочитай текст и выполни к нему задания.
Почему лев – царь зверей?
(научно-популярный текст)
С давних пор только одна огромная кошка внушала человечеству уважение. Это лев. Человек всегда почитал льва и наделял его самыми лучшими человеческими качествами: благородством, храбростью, верностью и мощью непобедимого бойца.
Почему же лев – владыка зверей? Без сомнения, потому, что вид у него действительно царственный. И голос льва не менее внушителен, чем его вид. В тихую ночь львиный рёв вызывает трепет у всех, кто его слышит, даже на расстоянии восемь километров! В своём поведении лев также проявляет немало королевских качеств. Он добродушен и общителен, кроме тех случаев, когда оберегает свою добычу или подругу.
Львы отличаются от остальных кошек тем, что живут группами. В группу входят два–три самца, несколько львиц с детёнышами и вожак. Львиный предводитель не всегда самый крупный или самый сильный член группы. Но остальные самцы признают его, а он терпит их присутствие.
Среди крупных кошек со львом по величине соперничает только тигр. Обычно лев бывает чуть меньше трёх метров в длину и весит от 180 до 230 килограммов. Львицы мельче: их средняя длина составляет два с половиной метра, а вес 140 килограммов. Среди кошек только у львов легко отличить самца от самки: у львиц нет гривы. Лев обладает огромной физической мощью. Одним ударом лапы он валит с ног зебру, которая весит триста килограммов. Несмотря на солидный вес, этот хищник превосходный прыгун. Трёхметровый прыжок в высоту для льва обычное дело.
Лев в отношениях с человеком всегда склонен к мирному сосуществованию. Правда, бывали случаи, когда хищники становились людоедами и нападали на людей.
Некоторые зоологи сомневаются в благородстве льва, ведь львы часто посылают на охоту самок, а потом объедаются добытой ими пищей. Однако это можно объяснить. Лев из-за своей гривы очень приметен и может легко спугнуть добычу. Поэтому за добычей львы посылают менее заметных самок.
Состарившихся и больных львов группа не защищает, а наоборот, изгоняет. Старый лев, тощий и слабый, часто становится добычей гиен. Бесславный конец для владыки зверей. (315 слов)
(из энциклопедии для детей)
Контрольная работа по литературному чтению за год.
Ф.И. ученика _______________________________________________________ Дата ______________
1. Определи тему текста.
______________________________________________________________________________________
2. Кто из животных не упоминается в тексте?
А) тигр | Б) зебра | В) жираф | Г) лев | Д) гиена |
3. Выпиши из текста, какими человеческими качествами обладает лев?
______________________________________________________________________________________
4. Соедини между собой данные о взрослом самце льва.
Длина тела | от 180 до 230 кг |
Высота прыжка | до 8 км |
Вес | около 3 м |
Сила голоса (слышимость) | до 3 м |
5. Кто из крупных кошек может соперничать со львом? ______________________________________
6. Восстанови последовательность событий в произведении.
___ Отличие львов от других кошек.
___ Человек всегда выделял льва среди других животных.
___ Размеры и сила льва.
___ Бесславный конец льва.
___ Лев – владыка зверей с королевскими повадками.
___ Почему у львов охотятся только самки.
___ Отношения льва и человека.
7. Какие качества помогают льву охотиться? Выпиши из текста эти предложения.
______________________________________________________________________________________
8. Найди в тексте эти предложения и вставь недостающие слова.
Некоторые зоологи сомневаются ______________________________, ведь львы часто посылают ________________________, а потом объедаются _________________________________. Однако это можно объяснить. Лев из-за своей ________________________________ и может легко спугнуть добычу. Поэтому за добычей львы посылают менее _____________________________.
9. В каком значении употребляется в тексте слово БЛАГОРОДСТВО?
А) красота | Б) изящество | В) ловкость | Г) достойное поведение |
10. Отметь два доказательства того, что этот текст содержит научную информацию.
А) В тексте есть недостоверные факты из жизни львов.
Б) Текст написан в художественном стиле.
В) Этот взят из энциклопедии.
Г) В тексте всё понятно.
Д) В тексте есть достоверные данные о львах.
11. За что люди называют львов царственными животными?
______________________________________________________________________________________
12. Соедините между собой выражение и его смысл.
Царственный | достойный осуждения |
Бесславный | выдающийся по своим достоинствам |
Превосходный | невозможно победить |
Непобедимый | величественный, горделивый |
13. Какая главная мысль этого произведения?
А) Лев живёт в Африке.
Б) Лев – величественное животное.
В) Лев обладает огромной физической силой.
Г) Старый лев становится добычей гиен.
14. Какие слова точнее других описывают это произведение?
А) Смешное и увлекательное. Б) Сказочное и поучительное. | В) Несерьёзное и весёлое. Г) Научное и достоверное. |
15. Напиши, какие литературные приёмы ты знаешь? (не меньше четырёх приёмов)
______________________________________________________________________________________
16. Напиши, какие жанры литературы ты знаешь? (не меньше четырёх жанров)
______________________________________________________________________________________
17. Обведи фамилии писателей, которые писали о животных.
В. Бианки | А. Пушкин | М. Пришвин | Е. Чарушин | В. Драгунский |
Г. Остер | Б. Житков | Ю. Мориц | К. Паустовский | Н. Сладков |
7. Ответы и критерии оценивания заданий с кратким и развёрнутым ответом.
№ задания | Ответы и критерии оценивания | |
1 | Жизнь львов | |
| 1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
2 | В) жираф | |
| 1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
3 | Человек всегда почитал льва и наделял его самыми лучшими человеческими качествами: благородством, храбростью, верностью и мощью непобедимого бойца. | |
| 2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 1 балл – допущена одна ошибка | |
4 |
Вес Сила голоса (слышимость) | до 8 км около 3 м до 3 м |
| 1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
5 | Тигр | |
| 1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
6 | 3 Отличие львов от других кошек. 1 Человек всегда выделял льва среди других животных. 4 Размеры и сила льва. 7 Бесславный конец льва. 2 Лев – владыка зверей с королевскими повадками. 6 Почему у львов охотятся только самки. 5 Отношения льва и человека. | |
| 2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 1 балл – допущена одна ошибка, остальное выполнено правильно 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
7 | Лев обладает огромной физической мощью. Одним ударом лапы он валит с ног зебру, которая весит триста килограммов. | |
| 2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 1 балл – задание выполнено правильно, есть небольшие недочёты 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
8 | Некоторые зоологи сомневаются в благородстве льва, ведь львы часто посылают на охоту самок, а потом объедаются добытой ими пищей. Однако это можно объяснить. Лев из-за своей гривы очень приметен и может легко спугнуть добычу. Поэтому за добычей львы посылают менее заметных самок. | |
| 2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 1 балл – допущена одна ошибка 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
9 | Г) достойное поведение | |
| 1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
10 | В) Этот взят из энциклопедии. Д) В тексте есть достоверные данные о львах. | |
| 1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
11 | Потому что львы сильные, храбрые, непобедимые бойцы. Голос льва внушителен, в тихую ночь львиный рёв вызывает трепет у всех, кто его слышит. В своём поведении лев также проявляет немало королевских качеств. Он добродушен и общителен, кроме тех случаев, когда оберегает свою добычу или подругу. | |
| 2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 1 балл – задание выполнено правильно, есть небольшие недочёты 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
12 | Непобедимый | достойный осуждения выдающийся по своим достоинствам невозможно победить величественный, горделивый |
| 2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 1 балл – допущена одна ошибка 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
13 | Б) Лев – величественное животное. | |
| 1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
14 | Г) Научное и достоверное. | |
| 1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
15 | Олицетворение, сравнение, контраст, звукозапись, круговой повтор, противопоставление. | |
| 2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 1 балл – написано правильно три литературных приёма 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
16 | Сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня, былина, роман, поэма. | |
| 2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 1 балл – написано правильно три литературных жанра 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
17 | В. Бианки, Б. Житков, М. Пришвин, Е. Чарушин, К. Паустовский, Н. Сладков | |
| 2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом 1 балл – не отмечено одна или две фамилии писателей 0 баллов – задание выполнено неправильно | |
| Максимальный балл за работу 26 баллов |
Таблица для оценки работ.
баллы | проценты | отметка | баллы | проценты | отметка |
26 баллов | 100 % | 5 | 18 баллов | 69 % | 4 |
25 баллов | 96 % | 5 | 17 баллов | 65 % | 3 |
24 балла | 92 % | 5 | 16 баллов | 62 % | 3 |
23 балла | 88 % | 4 | 15 баллов | 58 % | 3 |
22 балла | 85 % | 4 | 14 баллов | 54 % | 3 |
21 балл | 81 % | 4 | 13 баллов | 50 % | 3 |
20 баллов | 77 % | 4 | 12 баллов | 46 % | 2 |
19 баллов | 73 % | 4 | | | |