Спецификация годовой контрольной работы по литературному чтению за 3 класс.

2
0
Материал опубликован 26 July

Спецификация годовой контрольной работы по литературному чтению.

Программа: «Школа России»

Класс: 3

1. Назначение контрольно-оценочных средств контрольной работы:

Определение уровня осознанности чтения у учащихся 3-го класса за год в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста. Установление соответствия уровня и качества подготовки обучающихся по литературному чтению в объёме, установленном обязательным минимумом содержания начального общего образования ФГОС.

При проверке базовой компетентности по литературному чтению обучающиеся должны продемонстрировать при выполнении контрольной работы:

1) Предметные результаты:

читать про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста;

характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев;

отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет);

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

составлять письменные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения, корректировать собственный письменный текст.

2) Метапредметные результаты:

А) Познавательные УУД:

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета);

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете художественного текста, при составлении плана, характеристике поступков героев;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

самостоятельно распознавать достоверную и недостоверную информацию.

Б) Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

В) Регулятивные УУД:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

3) Личностные результаты:

овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений.


2. Структура контрольной работы.

Работа содержит 17 заданий, предполагающие выборочный, краткий и развёрнутый ответы. В работе представлены 4 содержательных блока по литературному чтению: «Техника чтения и понимание прочитанного», «Читательский кругозор», «Литературоведческая пропедевтика», «Речевое развитие». Задания направлены на проверку знаний по литературному чтению базового (Б) и повышенного (П) уровней.

Число заданий по содержательным линиям:

п/п

Содержательные линии

Число заданий

1

Техника чтения и понимание прочитанного

11

2

Читательский кругозор

3

3

Литературоведческая пропедевтика

2

4

Речевое развитие

1


3. Система оценивания работы.

За верное выполнение каждого из заданий №1–17 ученик получает от 1 до 2 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания – 26 баллов. Число выставленных баллов определяется с учётом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы.

За выполнение заданий с выбором ответа (ВО) ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно выставляется 0 баллов. Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.

За выполнение заданий с кратким ответом (КО) может быть выставлено от 1 до 2 баллов. Если ответ отсутствует или выполнено неверно, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.

За выполнение заданий с развернутым ответом (РО) может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведётся с соблюдением правил развития грамматического строя речи. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно или наполовину (зависит от ответа ученика).

Рекомендовано использование следующих критериев:

Отметка

Общий % выполнения тестовой работы

Уровень

«5»

90 – 100 %

Повышенный

«4»

66 – 89 %

Прочный базовый

«3»

50 – 65 %

Базовый

«2»

49% и ниже

Недостаточный


4. Условия проведения.

1) Время выполнение работы – 40 – 45 минут (1 урок).

2) Контрольная работа представлена в одном варианте.

3) Задания составлены с выбором (ВО), кратким (КО) и развёрнутым (РО) ответами.

4) Дополнительные материалы и оборудование: нет.


5. Обобщённый план работы.

зада-

ния

Проверяемый планируемый результат

Проверяемое содержание, название раздела

Уровень сложности

Формат предъявления ответа

Макс. балл

1

Умение определять тему произведения.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Определение темы произведения.

Б

КО

1

2

Нахождение информации, фактов, заданных в тексте.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения по содержанию текста.

Б

ВО

1

3

Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в прямом и переносном виде для ответа на вопрос.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Находить и выписывать из текста предложения, словосочетания для ответа на поставленный вопрос.

Б

РО

2

4

Нахождение информации, фактов, заданных в тексте.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Находить в тексте информацию о главном герое.

Б

КО

1

5

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Находить в тексте информацию для ответа на вопрос.

Б

КО

1

6

Умение устанавливать последовательность изложенных событий. Свободно ориентироваться в прочитанном тексте.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Умение восстанавливать последовательность пунктов плана.

Б

КО

2

7

Нахождение информации, фактов, заданных в тексте.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Находить в тексте факты о главном герое для ответа на вопрос.

Б

РО

2

8

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Свободно ориентироваться в прочитанном тексте.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Находить в тексте предложения и вставлять в них пропущенные слова.

Б

КО

2

9

Объяснять лексическое значение слов с опорой

на контекст.

Читательский кругозор:

Объяснение лексического значения слов.

Б

КО

1

10

Нахождение информации, фактов, заданных в тексте.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения по содержанию текста.

Б

ВО

1

11

Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в прямом и переносном виде для ответа на вопрос.

Речевое развитие:

Находить и выписывать из текста информацию или самостоятельно составить ответ на поставленный вопрос.

Б

РО

2

12

Объяснять лексическое значение словосочетаний с опорой на контекст.

Читательский кругозор:

Объяснение лексического значения словосочетаний.

Б

КО

2

13

Умение определять главную мысль произведения.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения.

Б

ВО

1

14

Нахождение информации для подтверждения фактов по содержанию текста.

Техника чтения и понимание прочитанного:

Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения по содержанию текста.

Б

ВО

1

15

Знание литературных приёмов в соответствии с программой.

Литературоведческая пропедевтика:

Знать литературные приёмы.

П

КО

2

16

Знание жанров литературы в соответствии с программой.

Литературоведческая пропедевтика:

Определять жанры литературы.

П

КО

2

17

Знание авторов художественной и научно-популярной литературы.

Читательский кругозор:

Выбирать из предложенных вариантов верные утверждения.

Б

ВО

2


Используемые обозначения в таблице:

ВО – задание с выбором одного верного ответа из числа предложенных.

КО – задание с кратким ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.

РО – задание с развернутым ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.


6. Текст контрольной работы.

Контрольная работа за год.

Прочитай текст и выполни к нему задания.

Почему лев – царь зверей?

(научно-популярный текст)

С давних пор только одна огромная кошка внушала человечеству уважение. Это лев. Человек всегда почитал льва и наделял его самыми лучшими человеческими качествами: благородством, храбростью, верностью и мощью непобедимого бойца.

Почему же лев – владыка зверей? Без сомнения, потому, что вид у него действительно царственный. И голос льва не менее внушителен, чем его вид. В тихую ночь львиный рёв вызывает трепет у всех, кто его слышит, даже на расстоянии восемь километров! В своём поведении лев также проявляет немало королевских качеств. Он добродушен и общителен, кроме тех случаев, когда оберегает свою добычу или подругу.

Львы отличаются от остальных кошек тем, что живут группами. В группу входят два–три самца, несколько львиц с детёнышами и вожак. Львиный предводитель не всегда самый крупный или самый сильный член группы. Но остальные самцы признают его, а он терпит их присутствие.

Среди крупных кошек со львом по величине соперничает только тигр. Обычно лев бывает чуть меньше трёх метров в длину и весит от 180 до 230 килограммов. Львицы мельче: их средняя длина составляет два с половиной метра, а вес 140 килограммов. Среди кошек только у львов легко отличить самца от самки: у львиц нет гривы. Лев обладает огромной физической мощью. Одним ударом лапы он валит с ног зебру, которая весит триста килограммов. Несмотря на солидный вес, этот хищник превосходный прыгун. Трёхметровый прыжок в высоту для льва обычное дело.

Лев в отношениях с человеком всегда склонен к мирному сосуществованию. Правда, бывали случаи, когда хищники становились людоедами и нападали на людей.

Некоторые зоологи сомневаются в благородстве льва, ведь львы часто посылают на охоту самок, а потом объедаются добытой ими пищей. Однако это можно объяснить. Лев из-за своей гривы очень приметен и может легко спугнуть добычу. Поэтому за добычей львы посылают менее заметных самок.

Состарившихся и больных львов группа не защищает, а наоборот, изгоняет. Старый лев, тощий и слабый, часто становится добычей гиен. Бесславный конец для владыки зверей. (315 слов)

(из энциклопедии для детей)

Контрольная работа по литературному чтению за год.

Ф.И. ученика _______________________________________________________ Дата ______________

1. Определи тему текста.

______________________________________________________________________________________

2. Кто из животных не упоминается в тексте?

А) тигр

Б) зебра

В) жираф

Г) лев

Д) гиена

3. Выпиши из текста, какими человеческими качествами обладает лев?

______________________________________________________________________________________

4. Соедини между собой данные о взрослом самце льва.

Длина тела

от 180 до 230 кг

Высота прыжка

до 8 км

Вес

около 3 м

Сила голоса (слышимость)

до 3 м

5. Кто из крупных кошек может соперничать со львом? ______________________________________

6. Восстанови последовательность событий в произведении.

___ Отличие львов от других кошек.

___ Человек всегда выделял льва среди других животных.

___ Размеры и сила льва.

___ Бесславный конец льва.

___ Лев – владыка зверей с королевскими повадками.

___ Почему у львов охотятся только самки.

___ Отношения льва и человека.

7. Какие качества помогают льву охотиться? Выпиши из текста эти предложения.

______________________________________________________________________________________

8. Найди в тексте эти предложения и вставь недостающие слова.

Некоторые зоологи сомневаются ______________________________, ведь львы часто посылают ________________________, а потом объедаются _________________________________. Однако это можно объяснить. Лев из-за своей ________________________________ и может легко спугнуть добычу. Поэтому за добычей львы посылают менее _____________________________.

9. В каком значении употребляется в тексте слово БЛАГОРОДСТВО?

А) красота

Б) изящество

В) ловкость

Г) достойное поведение

10. Отметь два доказательства того, что этот текст содержит научную информацию.

А) В тексте есть недостоверные факты из жизни львов.

Б) Текст написан в художественном стиле.

В) Этот взят из энциклопедии.

Г) В тексте всё понятно.

Д) В тексте есть достоверные данные о львах.

11. За что люди называют львов царственными животными?

______________________________________________________________________________________

12. Соедините между собой выражение и его смысл.

Царственный

достойный осуждения

Бесславный

выдающийся по своим достоинствам

Превосходный

невозможно победить

Непобедимый

величественный, горделивый

13. Какая главная мысль этого произведения?

А) Лев живёт в Африке.

Б) Лев – величественное животное.

В) Лев обладает огромной физической силой.

Г) Старый лев становится добычей гиен.

14. Какие слова точнее других описывают это произведение?

А) Смешное и увлекательное.

Б) Сказочное и поучительное.

В) Несерьёзное и весёлое.

Г) Научное и достоверное.

15. Напиши, какие литературные приёмы ты знаешь? (не меньше четырёх приёмов)

______________________________________________________________________________________

16. Напиши, какие жанры литературы ты знаешь? (не меньше четырёх жанров)

______________________________________________________________________________________

17. Обведи фамилии писателей, которые писали о животных.

В. Бианки

А. Пушкин

М. Пришвин

Е. Чарушин

В. Драгунский

Г. Остер

Б. Житков

Ю. Мориц

К. Паустовский

Н. Сладков


7. Ответы и критерии оценивания заданий с кратким и развёрнутым ответом.

задания

Ответы и критерии оценивания

1

Жизнь львов


1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

0 баллов – задание выполнено неправильно

2

В) жираф


1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

0 баллов – задание выполнено неправильно

3

Человек всегда почитал льва и наделял его самыми лучшими человеческими качествами: благородством, храбростью, верностью и мощью непобедимого бойца.


2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

1 балл – допущена одна ошибка

0 баллов – задание выполнено неправильно

4

t1753495537aa.gifДлина тела

t1753495537aa.gift1753495537aa.gifВысота прыжка

Вес

Сила голоса (слышимость)

t1753495537aa.gifот 180 до 230 кг

до 8 км

около 3 м

до 3 м


1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

0 баллов – задание выполнено неправильно

5

Тигр


1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

0 баллов – задание выполнено неправильно

6

3 Отличие львов от других кошек.

1 Человек всегда выделял льва среди других животных.

4 Размеры и сила льва.

7 Бесславный конец льва.

2 Лев – владыка зверей с королевскими повадками.

6 Почему у львов охотятся только самки.

5 Отношения льва и человека.


2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

1 балл – допущена одна ошибка, остальное выполнено правильно

0 баллов – задание выполнено неправильно

7

Лев обладает огромной физической мощью. Одним ударом лапы он валит с ног зебру, которая весит триста килограммов.


2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

1 балл – задание выполнено правильно, есть небольшие недочёты

0 баллов – задание выполнено неправильно

8

Некоторые зоологи сомневаются в благородстве льва, ведь львы часто посылают на охоту самок, а потом объедаются добытой ими пищей. Однако это можно объяснить. Лев из-за своей гривы очень приметен и может легко спугнуть добычу. Поэтому за добычей львы посылают менее заметных самок.


2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

1 балл – допущена одна ошибка

0 баллов – задание выполнено неправильно

9

Г) достойное поведение


1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

0 баллов – задание выполнено неправильно

10

В) Этот взят из энциклопедии.

Д) В тексте есть достоверные данные о львах.


1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

0 баллов – задание выполнено неправильно

11

Потому что львы сильные, храбрые, непобедимые бойцы. Голос льва внушителен, в тихую ночь львиный рёв вызывает трепет у всех, кто его слышит. В своём поведении лев также проявляет немало королевских качеств. Он добродушен и общителен, кроме тех случаев, когда оберегает свою добычу или подругу.


2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

1 балл – задание выполнено правильно, есть небольшие недочёты

0 баллов – задание выполнено неправильно

12

t1753495537aa.gift1753495537aa.gifЦарственный

t1753495537aa.gifБесславный

t1753495537aa.gifПревосходный

Непобедимый

достойный осуждения

выдающийся по своим достоинствам

невозможно победить

величественный, горделивый


2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

1 балл – допущена одна ошибка

0 баллов – задание выполнено неправильно

13

Б) Лев – величественное животное.


1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

0 баллов – задание выполнено неправильно


14

Г) Научное и достоверное.


1 балл – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

0 баллов – задание выполнено неправильно

15

Олицетворение, сравнение, контраст, звукозапись, круговой повтор, противопоставление.


2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

1 балл – написано правильно три литературных приёма

0 баллов – задание выполнено неправильно

16

Сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня, былина, роман, поэма.


2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

1 балл – написано правильно три литературных жанра

0 баллов – задание выполнено неправильно

17

В. Бианки, Б. Житков, М. Пришвин, Е. Чарушин, К. Паустовский, Н. Сладков


2 балла – задание выполнено правильно, в соответствии с ключом

1 балл – не отмечено одна или две фамилии писателей

0 баллов – задание выполнено неправильно


Максимальный балл за работу 26 баллов


Таблица для оценки работ.

баллы

проценты

отметка

баллы

проценты

отметка

26 баллов

100 %

5

18 баллов

69 %

4

25 баллов

96 %

5

17 баллов

65 %

3

24 балла

92 %

5

16 баллов

62 %

3

23 балла

88 %

4

15 баллов

58 %

3

22 балла

85 %

4

14 баллов

54 %

3

21 балл

81 %

4

13 баллов

50 %

3

20 баллов

77 %

4

12 баллов

46 %

2

19 баллов

73 %

4






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.