Рабочая программа по чтению (литературное чтение, 3 класс)
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «БИЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_________ « »______________2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната Попова М.А./_____________ Приказ №______ от _____2019 года |
Рабочая программа
Чтение (литературное чтение)
3 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «____»____________201__г. № __________
Председатель школьного методического совета _____________(Сергиенко О.В.)
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) составлена с учетом коррекционной направленности в обучении слепых и слабовидящих учащихся на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - М.: Просвещение, 2013.
АООП начального общего образования КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа интернат №3»
Учебный план КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3» на 2019-2020 учебный год.
Преподавание ведется по учебникам:
1. Чтение 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вила. В 2ч. Ч. 1/ Авторы – составители: С.Ю Ильина, и др., М.: Просвещение. 2012 г.
2. Чтение 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вила. В 2ч. Ч. 2. / Авторы – составители: С.Ю Ильина, и др., М.: Просвещение. 2012 г.
3. Чтение. 3 класс Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч. Ч.1. / Авторы – составители: С.Ю. Ильина, А.А. Богданова - М.: «Просвещение». 2019 г.
Рабочая программа определяет последовательность изучения предмета Чтение (литературное чтение) в рамках и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Изучение учебного предмета чтение направлено на достижение следующих целей:
Социализация личности слабовидящего и слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и коррекция речемыслительных способностей.
Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению.
Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи изучения курса:
дать начальные знания о звуках и буквах алфавита русского языка, об основных единицах русского языка (звук, слог, слово, предложение, текст), научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
вырабатывать (совершенствовать, овладевать) навыки(ами) навык правильного, сознательного чтения;
совершенствовать навыки звука – буквенного анализа слов, составления предложений, рассказа по картинке (серии картинок);
содействовать воспитанию читательской культуры учащихся, самостоятельного посещения библиотеки;
развивать умение самостоятельно выбирать книги по интересу;
формировать умение самостоятельно работать с книгой;
обучать самостоятельности при выполнении задания, коллективной работе, работе в парах;
овладевать навыками самостоятельной ориентировки на странице учебника, книги, рисунков;
уточнять уже полученные ранее представления об окружающей действительности и способствовать овладению новыми знаниями;
формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;
формировать пространственные представления.
Основные особенности этой рабочей программы
Особенностью обучения является здоровьесбережение. Каждый урок не должен навредить здоровью ребенка. На каждом уроке необходимо следить за ношением очков, за освещенностью рабочего места, за посадкой ученика в классе в соответствии с медицинскими рекомендациями, проводить динамические паузы, психологические разгрузки гимнастику для глаз, следить за дозировкой зрительной нагрузки, сменой видов деятельности, применять дифференцированный подход в обучении.
Программа школ слепых и слабовидящих предусматривает усвоение обучающимися определенного объема математических знаний на том же уровне, что и в коррекционной школе.
Основу методики обучения чтению школьников с дефектами зрения составляют методы и приемы тифлопедагогики и тифлопсихологии.
Программа имеет пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1 – 5 классы).
В связи с этим произведено перераспределение учебного материала с программы обучения 1-4 класс, на 1-5 класс.
Из содержания 2 класса в 3 перенесены темы (125 часов)
Раздел «Осень пришла - в школу пора!» (22 часа)
Раздел «Животные рядом с нами» (18 часов)
Раздел «Что такое хорошо и что такое плохо» (18 часов)
Раздел «Ой ты, зимушка – зима» (18 часов)
Раздел «Чудесное рядом» (18 часов)
Раздел «Весна идет!» (22 часа)
Раздел «Лето красное» (9 часов)
Далее темы по программе 3 класса (15 часов)
Раздел «Учимся трудиться» (15 часов)
Особенности 3 класса
В классе присутствуют ученики с различным интеллектуальным уровнем развития, что требует разноуровневой дифференциации при изучении предмета.
Обучающийся по системе Брайля один.
В классе присутствуют дети с низкой остротой зрения и другими заболеваниями, требующие постоянного внимания со стороны педагога (проговаривание, освещенность, ориентация в тексте учебника).
Общая характеристика учебного предмета
Предмет чтение, является одним из наиболее важных общеобразовательных предметов в начальной школе. Обучение грамоте слабовидящих детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени по учебному плану: 140 часов (4 часа в неделю)
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами обучающихся на начальной ступени обучения являются формирование следующих умений:
проявление эмоционального отклика на произведение литературы;
способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
способность поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
способность обращаться за помощью;
владение разнообразными средствами коммуникации;
элементарные представления о смысле некоторых нравственных понятий (правда, ложь, добро, трудолюбие и др.), отраженных в литературных произведениях;
уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» на конец обучения в 3 классе:
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
правильно читать вслух целыми словами; выразительно читать наизусть 57 стихотворений; давать элементарную оценку поступков героев и событий; читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительногоразбора). | правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым словом двух- и трехсложных слов; отвечать на вопросы по фактическому содержанию текста; определять главных действующих лиц произведения; соотносить иллюстрацию с определенным отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста; пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы; определять особенности интонации, соответствующие характеру и поступкам героев (после предварительного разбора); выразительно читать наизусть 35 стихотворений. |
Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословицы, скороговорки, заклички, потешки, песни, сказки). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Примерная тематика произведений
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, животным, труду, друг другу; о жизни детей, товариществе; произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения
Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения.
Работа с текстом
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Тематический план 3 класс
(4 урока в неделю, всего 140 часов за год)
Тема | Количество часов |
Раздел «Осень пришла - в школу пора!» | 22 |
Раздел «Животные рядом с нами» | 18 |
Раздел «Что такое хорошо и что такое плохо» | 18 |
Раздел «Ой ты, зимушка – зима» | 18 |
Раздел «Чудесное рядом» | 18 |
Раздел «Весна идет!» | 22 |
Раздел «Весна идет!» | 9 |
Раздел «Учимся трудиться» | 15 |
Итого | 140 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
Раздел «Осень пришла - в школу пора!» (22 ч.) | ||||
1 | «Осень пришла – в школу пора!» | 1 | Чтение прямых открытых слогов и односложных слов. Соотнесение слов с предметными картинками. Чтение предложений. Выразительное чтение стихотворения. | |
2 | Прочитай! | 1 | | |
3 | «Все куда – нибудь идут» по В. Голявкину. | 1 | Рассматривание иллюстрации. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Чтение диалога по ролям. | |
4 | «Первый урок» | 1 | Рассматривание иллюстрации. Элементарная оценка поведения персонажей, изображенных на иллюстрации с опорой на вопросы. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. | |
5 | «Мы рисуем» | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы своими словами и словами из текста. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. | |
6 | «Грибной лес» Я. Аким. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы своими словами и словами из текста. Составление предложений по сюжетной картинке. | |
7 | «Слон Бэби» по В.Дурову. | 1 | Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы по содержанию иллюстрации. Коллективное обсуждение проблемы «Зачем я хожу в школу?» | |
8 | «Птичья школа» Б.Заходер | 1 | Чтение слогов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа на тему «Мои летние каникулы». | |
9 | «Осенние подарки» по Н.Сладкову | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Составление предложений с данными словами. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку и вопросы учителя. | |
10 | «В парке» | 1 | Составление предложений по сюжетной картинке и вопросу. Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Коллективное формулирование основной мысли текста. | |
11 | Прочитай! | 1 | Чтение закрытых слогов, двусложных слов, коротких предложений. Чтение предложений с добавление пропущенной буквы или слова. | |
12-13 | «Падают, падают листья» М. Ивенсен. | 2 | Чтение слогов со стечение 2 согласных. Чтение по слогам слов со стечение согласных. Составление предложений по картинке и вопросу. Заучивание стихотворения наизусть. | |
14 | «Осенний лес» по В. Корабельникову. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
15 | «Всякой вещи свое место» по К. Ушинскому | 1 | Анализ содержания иллюстрации с опорой на вопросы. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. | |
16 | Прочитай! | 1 | Различение букв сходных по начертанию. Чтение слов с буквами, сходными по начертанию. Чтение диалога по ролям! | |
17 | «Хозяин в доме» Д.Летнева. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление смысловых связей между поступками героя стихотворения и их последствиями. Сравнение поступков героя стихотворения с поступками героя рассказа «Всякой вещи свое место» по К. Ушинскому. | |
18 | «Зачем дети ходят в школу?» по В.Голявкину | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Элементарная оценка поступка героини рассказа. | |
19 | Внеклассное чтение. Знакомство со школьной библиотекой. | 1 | Рассматривание книг. Чтение названий. Чтение коротких произведений. | |
20 | «Серый вечер» по А. Тумбасову. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление причинно следственных связей с опорой на вопросы. | |
21 | Проверочная работа по теме «Осень пришла – в школу пора!» | 1 | Чтение слогов, слов и коротких предложений. Участие в беседе о правилах поведения в школе. Ответы на вопросы по содержанию прочитанных текстов. Чтение загадок. | |
22 | Внеклассное чтение. Загадки, приметы, пословицы о природе | 1 | | |
Раздел «Животные рядом с нами» (18 ч.) | ||||
23 | «Умная собака» индийская сказка. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и словоформ. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Называние домашних животных и их детенышей. Выборочное чтение. Установление различия в отношении злого и доброго человека. | |
24 | Прочитай! | 1 | Чтение целым словом. Соотнесение картинок со словами и слов с картинками. Выразительное чтение с восклицательной интонацией. | |
25 | «Я домой пришла!» по Э. Шиму. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
26 | «Лошадка» русская народная присказка. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступка хозяина лошади. Установление причинно-следственных связей между отношением хозяина и поведением лошади. | |
27 | «Кролики» по Е. Чарушину. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Описание кроликов по иллюстрации и вопросам. | |
28 | «Баран» В. Лифшиц. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление предложений по сюжетной картинке. Выборочное чтение. | |
29 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
30 | Прочитай! | 1 | Чтение слогов и двусложных слов по слогам со стечением согласных. Соотнесение картинок и слов. Отгадывание загадки через подбор слова рифмы. | |
31 | «Храбрый утенок» по Б. Житкову. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по прочитанному. Оценка поступков героев рассказа. Установление последовательности событий. | |
32 | «Все умеют сами» по Э. Шиму. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выделение в тексте определений и сравнений для описания гусят. Составление предложений по сюжетной картинке. | |
33 | «Котенок» М. Бородицкая. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Выразительное чтение с интонацией, передающей эмоциональное состояние героев. | |
34 | Прочитай! | 1 | Чтение слогов и двусложных слов со стечением согласных. Соотнесение слов, обозначающих действие с иллюстрациями. | |
35 | «Три котенка» по В. Сутееву. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым слов ранее отработанных слов. Составление предложений по сюжетным картинкам. Ответы на вопросы по содержанию текста. Пересказ по серии сюжетных картинок. | |
36 | «Петушок с семьей» по К.Ушинскому. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Чтение целым словом. Описание персонажа по картинке и картинно-графическому плану. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Выборочное чтение. | |
37 | «Упрямые козлята». | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев. Полный и подробный пересказ. | |
38 | «Пес» В. Лифшиц. | 1 | Чтение слогов со стечением согласных. Выборочное чтение. Ответы на вопросы по тексту стихотворения. Составление предложений по иллюстрациям. | |
39 | Проверочная работа по теме «Животные рядом с нами» | 1 | Называние животных, которым посвящены произведения раздела. Выборочный пересказ. Определение настроения прочитанных произведений. | |
40 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
41 | «Коля заболел» по А.Митту. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление причинно – следственных связей между событиями рассказа и настроением героя. | |
42 | «Подружки рассорились» Д.Летнева. Анализ стихотворения. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление причинно – следственных связей между поступком героя стихотворения и его последствиями. Оценка поступков героев стихотворения. Выразительное чтение. | |
43 | «Вязальщик» по В. Голявкину. Составление предложений по картинкам. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение диалогов. Составление предложений по иллюстрациям. | |
44 | «Самокат» Г. Ладонщиков. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым слов ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. | |
45 | «Скамейка, прыгуны, гвоздики и Алик» по Э. Киселевой. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступка главного героя. Составление предложений по иллюстрациям. Выборочное чтение. | |
46 | «Торопливый ножик» по Е. Пермяку. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Чтение целым слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Элементарная оценка поведения героя рассказа, определение черт характера, проявившихся в его поступках. | |
47 | «Вьюга» по В. Сухомлинскому. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинно – следственных связей между эмоциональными состояниями мальчиков, их поступками и чертами характера. | |
48 | «Трус» по И. Бутмину. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым слов ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев. | |
49 | «Как я под партой сидел» по В. Голявкину. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинно – следственных связей между поведением героя и его результатами. Элементарная оценка поведения героя. | |
50 | «Петя мечтает» Б. Заходер. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по прочитанному стихотворению. Составление советов об отношении к учебе. Выразительное чтение. | |
51 | «Мед в кармане» по В Витка | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление предложений и короткого рассказа по иллюстрациям. Эмоциональная оценка поступков героев. Выборочное чтение. | |
52 | «Назло Солнцу» узбекская сказка. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинно – следственных связей между событиями, описанными в тексте. | |
53 | «Мостки» А.Барто. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым слов ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Оценка поступков и высказываний героев. Выборочное чтение. Составление рассказа по сюжетной картинке. | |
54 | «Песенка обо всем» по М. Дружининой. | 1 | Чтение по слогам слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Выборочное чтение. Установление причинно – следственных связей между высказываниями героев. | |
55 | «Лемеле хозяйничает» Л. Квитко. | 1 | Чтение по слогам многосложного слова. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Сравнение порученных и выполненных дел. Выразительное чтение. | |
56 | «Неряха» по И. Туричину. | 1 | Чтение по слогам многосложного слова. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Выборочное чтение. Элементарная оценка поступков и высказываний героев. Пересказ по серии сюжетных картинок. | |
57 | Обзорное повторение темы по вопросам учебника | 1 | Ответы на вопрос по содержанию прочитанных произведений. Оценка поступков героев произведений и их значение для других людей. Выборочное чтение. | |
58 | Внеклассное чтение по теме «Что такое хорошо…» | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
Раздел «Ой ты, зимушка – зима» (18 ч.) | ||||
59 | Стихи о Зиме. «Первый снег» Я. Аким | 1 | Чтение по слогам слов со стечение согласных. Участие в беседе по сюжетной картинке о сезонных изменениях зимой и зимних развлечениях детей. Ответы на вопросы по прочитанному тексту стихотворения. Выборочное чтение. Составление рассказа о зимних забавах детей по сюжетной картинке. Определение настроения стихотворения. | |
60 | «Большой снег» по Э.Киселевой | 1 | Чтение по слогам слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Составление описания по опорным словам и картинке. Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. | |
61 | «Снежный колобок» по Н.Калининой. | 1 | Чтение по слогам слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление рассказа о зимних забавах детей на основе личных впечатлений. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных связей между событиями рассказа. | |
62 | «Снеговик - новосел» по С. Вангели. | 1 | Чтение по слогам слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Пересказ по серии картинок. Выборочное чтение. | |
63 | «Воробышкин домик» по Е.Шведеру. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление описания по сюжетной картинке. Выборочное чтение. Уяснение нравственного смысла добрых поступков. | |
64 | «Зимние картинки» Э. Галина. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Нахождение в тексте признаков, характеризующих зиму. Выборочное чтение. Заучивание части стихотворения наизусть. | |
65 | «Миша и Шура» Е.Самойлова. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Выборочный пересказ по сюжетной картинке. | |
66 | «Купили снег» Ш. Галлиев. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Уточнения смысла образного выражения. Составление рассказа об украшении новогодней елки. | |
67 | «Буратиний нос» по Г. Юдину. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Участие в беседе о карнавальных костюмах. Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы по содержанию текста. Элементарная оценка поступков героев с опорой на текст и вопросы. | |
68 | «Живи, Елочка!» И. Токмакова | 1 | Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Составление предложений по сюжетным картинкам. Установление причинно-следственных связей между событиями стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть. | |
69 | «Про елки» по В.Сутееву. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочный пересказ. Выборочное чтение. | |
70 | «Коньки купили не напрасно» по В. Голявкину. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных связей между поступками героев и их характером. Элементарная оценка поступков героев. | |
71 | «Ромашки в январе» по М. Пляцковскому. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных связей между событиями и настроением героев. Пересказ по серии картинок. | |
72 | «Мороз и заяц» русская народная сказка. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных связей между поведением, характером и последствиями поступков. | |
73 | «Вьюга» литовская народная песенка. | 1 | Ответы на вопросы по содержанию текста. Чтение целым словом. Установление причинно следственных связей. Чтение по ролям с опорой на образец. | |
74 | «На лесной полянке» по Г. Скребицкому. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Пересказ по картинкам. | |
75 | Обобщающее повторение по теме «Ой ты, зимушка –зима!» | 1 | Чтение целым словом. Составление слов из слогов. Ответы на вопросы по прочитанным текстам. | |
76 | Внеклассное чтение по теме «Времена года - зима» | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
| Раздел «Чудесное рядом» | 18 | | |
77 | «Лосенок» по Г.Цыферову. | 1 | Чтение по слогам слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение черт характера персонажа рассказа с опорой на вопросы. Составление рассказов по картинкам. Выборочное чтение. | |
78 | «Игра»О.Дриз. | 1 | | |
79 | «Удивление первое» Г. Цыферов. | 1 | Чтение по слогам слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Нахождение в тексте и объяснение образных выражений. Уяснение эмоциональных состояний героя и причин, которые их вызвали. Выборочное чтение. | |
80 | «Осьминожек» по Г. Снегиреву. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Описание персонажа по вопросам. | |
81 - 82 | «Друзья» по С. Козлову. | 2 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию. Элементарная оценка отношений персонажей рассказа. | |
83-84 | «Необыкновенная весна» по С. Козлову. | 2 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление сходства и различия предметов при сравнении. Составление предложений по иллюстрации с опорой на прочитанный текст. | |
85 | «Не понимаю» Э Мошковская. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Элементарная оценка отношений персонажей стихотворения. Выразительное чтение. | |
86 | «Кот Иваныч» по Г. Скребицкому. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выразительное чтение. Составление предложений по иллюстрации и заданию. Установление причинно-следственных связей между поведением персонажа рассказа и его характером. | |
87-88 | «Золотой луг» по М. Пришвину. | 2 | Чтение по слогам многосложного слова. Установление смысловых (временных) отношений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Составление высказываний по сюжетным картинкам. | |
89 | «Неродной сын» по В. Бианки. | 1 | Чтение по слогам многосложного слова. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выбор со, называющих действия персонажей. Установление последовательности событий. | |
90 | «Подарок» Ю. Кушак. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Элементарная оценка отношений персонажей стихотворения. Выразительное чтение. | |
91 | «Все здесь» Я. Тайц. | 1 | Чтение по слогам слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Работа в парах (чтение диалога). Установление смысловых (временных) отношений. | |
92 | «Небесный слон» по В. Бианки. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение словом ранее отработанных слов. Нахождение в тексте образных сравнений. Установление причинно-следственных связей между природными явлениями. Составление рассказа по иллюстрациямю | |
93 | Проверочная работа по теме «Чудесное рядом» | 1 | Ответы на вопросы по прочитанным произведениям. Выборочный пересказ. Нахождение удивительного, необычного в прочитанных рассказах и сказках. | |
94 | Внеклассное чтение о необычных явлениях и вещах. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
Раздел «Весна идет!» (22 ч.) | ||||
95 | Стихи о весне. «Март» Я Аким. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Определение настроения стихотворения. Заучивание наизусть. | |
96 | «Невидимка» по Ю. Ковалю. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Называние примет весны. Выборочное чтение. | |
97 | «Праздник мам» В. Берестов. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. составление предложений по сюжетным картинкам. Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. | |
98 | «Подарок к празднику» по В.Драгунскому. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев рассказа. | |
99 | «Снег и заяц» бурятская сказка. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных связей между событиями и настроением героев сказки. | |
100 | «Помощники весны» Г. Ладонщиков. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Объяснение значения выражения из текста. Определение характера стихотворения. | |
101-102 | «Лягушонок» по М. Пришвину. | 2 | Называние признаков весны. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Элементарная оценка поступков героев рассказа. Пересказ текста. | |
103 | «Весна» Г. Ладонщиков. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Называние признаков зимы и весны. Выборочное чтение. | |
104 | «Барсук» по Е. Чарушину. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных связей в поведении барсука. | |
105 | «Весенняя песенка» С. Маршак. | 1 | Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Называние примет весны. Выборочное чтение. Выразительное чтение по образцу, продемонстрированному учителем. | |
106 | «На краю леса» по И. Соколову – Микитову. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление предложений с заданными словосочетаниями. Характеристика поведения лосихи и лосенка. | |
107 | «Подходящая вещь» по В. Голявкину. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Элементарная оценка поступков героев рассказа. Выборочное чтение. | |
108 | «Деньки стоят погожие» М. Пляцковский. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Подбор синонимичных замен. Нахождение образных сравнений в тексте. Выразительное чтение по образцу, продемонстрированному учителем. | |
109 | «Ручей и камень» по С. Козлову. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление последовательности событий и их причинно следственной связи. | |
110 | «Как птицы лису проучили» русская народная сказка. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечение согласных. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Пересказ по серии сюжетных картинок. | |
111 | «Вкусный урок» по Т. Шарыгиной. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
112 | «Почему скворец веселый» С. Косенко. | 1 | Определение настроения стихотворения. Выразительное чтение по образцу, продемонстрированному учителем. Подбор синонимических замен. Элементарная оценка поведения персонажа рассказа. | |
113 | «Храбрый птенец» Э. Шим. | 1 | | |
114 | «Кому пригодилась старая Митина шапка» по В. Быкову. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Элементарная оценка поступка героя рассказа. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. | |
115 | Обобщение по теме «Весна идет» | 1 | Ответы на вопросы по прочитанным произведениям. Выборочный пересказ. Узнавание и называние текстов по иллюстрациям, отрывку, вопросам. | |
116 | Внеклассное чтение. Рассказы и стихи о весне. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
Раздел «Лето красное» (9 ч.) | ||||
117 | «Ярко солнце светит» | 1 | Составление короткого рассказа по сюжетной картинке. Называние признаков лета. Определение настроения стихотворения. Заучивание наизусть. | |
118 | «Светляки» по И. Соколову – Микитову. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Чтение целым словом ранее отработанных слов. Выборочное чтение. Объяснение значения слов. | |
119 | «Петушок и солнышко» по Г. Цыферову. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Пересказ по серии картинок. | |
120 | «Прошлым летом» И Гамазкова. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Установление причинно-следственных связей по содержанию текста. | |
121 | «Поход» С. Махотин. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление смысловых связей в содержание текста. Заучивание наизусть. | |
122 | «Раки» по Е. Пермяку. | 1 | Чтение по слогам многосложных слов . Чтение словом ранее отработанных слов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Элементарная оценка поступков героев рассказа. Подбор иллюстрации соответствующего отрывка из текста. Выборочный пересказ по иллюстрации. | |
123 | «В гости к лету» В. Викторов. | 1 | Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление предложений по иллюстрации. Определение настроения стихотворения. Выразительное чтение. | |
124 | «Отчего так много света» И. Мазнин. | 1 | | |
125 | Проверочная работа по теме «Лето красное» | 1 | Рассказ о летних занятиях детей. Называние прочитанных произведений. Оценка прочитанных произведений с применением доказательств своего мнения. Чтение наизусть стихотворения. | |
Раздел «Учимся трудиться» (15 ч.) | ||||
126 | Все для всех. Ю. Тувин. | 1 | Рассматривание иллюстраций. Уточнение названия профессий. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
127 | Работа. По Д. Габе. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Пересказ текста с использованием иллюстраций. | |
128 | Мои помощники. В. Орлов. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассуждений на основе содержания стихотворения. | |
129 | Бабушка и внучка. (По рассказу А. Потаповой «Бабушкина наука») | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Определение характера главного героя по его поступкам. | |
130 | Повара. Б. Заходер. | 1 | Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Выразительное чтение с соответствующей интонацией. | |
131 | Сюрприз. По М. Дружининой. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Составление рассуждений по содержанию рассказа. | |
132 | Маргаритка. О. Высоцкая. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Устный пересказ, близкий по теме стихотворения. | |
133 | Пуговица. По В. Хомченко. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Эмоциональная оценка поступков героев. | |
134 | Портниха. Г. Ладонщиков. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Заучивание стихотворения наизусть. | |
135 | Пуговица. В. Осеева. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Составление рассуждений по содержанию текста. | |
136 | Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Составление рассказа по картинке. | |
137 | Как Алешке учиться надоело. По С. Баруздину. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Объяснение смысла пословицы. | |
138 | Чем пахнут ремесла. Дж. Родари. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание иллюстраций. Уточнение названий профессий, упомянутых в стихотворении. Выборочное чтение для подтверждения ответа. | |
139 | Проверочная работа по теме «Учимся трудиться» | 1 | Уточнение названий профессий, упомянутых в произведениях раздела. Ответы на вопросы по прочитанным произведениям. Нравственная оценка поступков героев. | |
140 | Внеклассное чтение. Рассказы и стихи о труде. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. | |
Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методический комплект
1. Чтение 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вила. В 2ч. Ч.1/ Авторы – составители: С.Ю Ильина, и др., М.: Просвещение. 2012 г.
2. Чтение 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вила. В 2ч. Ч.2/ Авторы – составители: С.Ю Ильина, и др., М.: Просвещение. 2012 г.
3. Чтение. 3 класс Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч. Авторы – составители: С.Ю. Ильина, А.А. Богданова - М.: «Просвещение». 2019 г.
4. С.Ю Ильина, А.А. Богданова, Т.М. Головкина. Чтение. Методические рекомендации. 2 – 4 классы. Москва. Просвещение. 2017 г. (электронный вариант)
Дидактический материал и учебное оборудование
- дидактический материал для фронтальной работы (схемы слогов, предложений и т.д.);
- муляжи фруктов, овощей, домашних и диких животных
- дидактический материал для фронтальной и индивидуальной работы по сказкам.
- касса букв для фронтальной и индивидуальной работы;
Технические средства обучения – ноутбук.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/, http://www.it-n.ru/
Требования к оценке знаний, умений
В 1 полугодии 2 класса система оценивания – безотметочная. Результат продвижения определяется на основе анализа уровня формирования учебных навыков. Оценивание обучающихся 2 класса начинается со 2 полугодия и осуществляется по пятибалльной системе.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Отметка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и отметка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая отметка должна быть мотивированной.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на полугодие и конец года
Класс | 1 уровень (без нарушения произношения) слов/мин | 2 уровень (незначительные речевые нарушения) слов/мин | 3 уровень (выраженные нарушения речи, отсутствие речи) |
1 | 8 - 10 | 5 | Проводится с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей обучающегося, отслеживается динамика относительно самого ребёнка (учитываются буквы, слоги, отдельные слова) |
2 | 15 - 20 | 10 - 15 | |
3 | 25 - 30 | 15- 25 | |
4 | 35 - 40 | 30-35 | |
5 | 35 - 40 | 30-35 |
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
Отметка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно);
Отметка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с помощью учителя;
Отметка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.
Отметка «2» не ставится.