Спецкурс для учащихся 1-3 классов «ТРИЗ»

0
0
Материал опубликован 20 August 2019




















ПРОГРАММА

спецкурс для учащихся

1-3 классов средней школы №7

г.Новокуйбышевска



















Авторы: Полозова Ирина

Валентиновна

Программа утверждена Епишина Оксана

экспертом советом школы Александровна








ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель работы Триз – развить детскую фантазию, причинно-следственное мышление, языковое чутье, умение сочинять рассказы и сказки, решать сложные проблемные задание. Богатое воображение позволяет вырваться из сиюминутной реальности, воссоздать образы прошлого, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески.

Ребенка с детства необходимо учить способами действий, которые позволяют самостоятельно совершать открытия, формировать одно из основных качеств творчества человека – любознательность, стремление к познанию нового, неизведанного. С помощью Триз решается не только технические, но и жизненные проблемы. Врагом номер один творчества является стереотипность или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.

В результате изучения данной программы у учащихся формируются умения мыслить логически, нестандартно; умение сочинять сказки и рассказы; умение составлять загадки, умение воображать и представлять; умение высказывать свое мнение. У учащихся увеличивается словарный запас, развивать речь, логику мышления.

Специальные подобранные упражнения, предлагаемые в этой программе, помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.
































1 класс


ТЕМЫ

ЧАСЫ

I. Введение.

1

Понятие Триза.

 

II. Развитие системного мышления.

23

1.      Путешествие в страну «Диалектика».

 

2.      МП и О.

 

3.      Игра «Хорошо-плохо»

 

4.      Колобок отправляется в зоопарк.

 

5.      Колобок помогает придумать скучающим слонам новую игру.

 

6.      Морфологический анализ.

 

7.      Колобок пытается измерить длину кобры.

 

8.      ИКР. Колобок придумывает интересную коляску с помощью ящика, собаки и моря

 

9.      А каким бывает кит?

 

10.  Колобок узнает, что все в мире бывает наоборот или «курится в тельняшке».

 

11.  «Курица в тельняшке».

 

12.  Репка выросла маленькая- премаленькая, и что из этого вышло.

 

13.  Оператор РВС.

 

14.  Оператор РВС (измерение времени, действий стоимости системы)

 

15.  Колобок узнает, что молоко козы вкусное и полезное, а рога оленя спасают от врага.

 

16.  Что имеет Колобок, чтобы спасти румяный бок.

 

17.  Колобок решает, что сухарем быть хорошо, а ежиком лучше.

 

18.  Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ)

 

19.  Практическая работа.

 

20.  Колобок решает, что каждому дому нужна своя песня.

 

21.  Колобок пытается превратить врагов в друзей, и что из этого вышло.

 

22.  Как сочинять истории про Колобка.

 

23.  Практическая работа.

 

III. Моделирование с помощью маленьких человечков (ММЧ).

5

1.                  Колобок обнаруживает, что весь мир заселен маленькими человечками.

 

2.                  Колобок узнает, почему зимой можно ходить по реке, и куда исчезла вода из чайника.

 

3.                  Колобок учится строить модели, или «Как борщ съел борщ».

 

4.                  Колобок узнает о мягком, и как рисунок появляется на бумаге.

 

5.                  Колобок узнает, что Зайку бросила хозяйка, и как можно плакать.

 

IV. Приемы фантазирования.

5

1.      Колобок узнает, что Ваня найдется сам.

 

2.      Колобок узнает, без чего не будет сказки.

 

3.      Дети сочиняют сказки и отправляют Колобка с страну сказок.

 

4.      Сочинение сказок.

 

5.      «Малыш! Ты вместе с нами» Обобщение.

 





2 класс

ТЕМЫ

ЧАСЫ

I. Введение

1

Понятие ТРИЗа

 

II. Развитие системного мышления

17

1. Понятие противоречия.

 

2. Упражнения, выявляющие противоречия.

 

3. Игра «Хорошо-плохо».

 

4. Игра «Да-нетка».

 

5. Путешествие героя-Кубика по Волшебной дорожке в цвета

 

6. Морфологический анализ.

 

7. Системный оператор.

 

8. Путешествие героя-Кубика в геометрические фигуры.

 

9. Путешествие героя-Кубика по Волшебной дорожке во времена года.

 

10. Морфологически ящик.

 

11. Загадки в схеме талантливого мышления.

 

12. Решение задач.

 

13. Путешествие героя-Кубика по Волшебной дорожке в мир сказки.

 

14. Идеальный конечный результат (ИКР).

 

15. Игры, основанные на ИКР.

 

16. игра «Суд»

 

17. Решение задач.

 

III. Фантазия, как творчество.

9

1. Понятие фантазии.

 

2. Упражнения, позволяющие выявить развитие воображения у детей.

 

3. Игра «Кто последний».

 

4. Родословная ручки.

 

5. Город «Кляксоград».

 

6. Родословная лампочки.

 

7. Фантастическое животное.

 

8. Живые картинки.

 

9. Игры.

 

IV. Приемы фантазирования.

10

1. Пропуск в страну загадок.

 

2. Город загадочных частей.

 

3. Город загадочных мест.

 

4. Город загадочных дел.

 

5. Город противоречий.

 

6. «За что я люблю загадки?» (сочинение)

 

7. Увеличение –уменьшение. (сочинить сказку)

 

8. Ускорение- замедление («Сказка о царе Салтане…»)

 

3. Оживление. (Сказка «Колобок)

 

4. Смещение во времени.

 

5. Динамика. Статика. (Изготовление книжки)

 

6. Инверсия (наоборот)

 

7. Литературная викторина.

 

8. Игр «Небылицы»

 

9. «Фантазируем с фантазией». (интересные и необычные задания)

 

10. Закрепление. (Игры, изобретательские задачи)

 
















































3 класс



ТЕМЫ

ЧАСЫ

I. Введение. Понятие триза.

1

II.Знакомство с противоречиями.

4

1. Противоречия живут вокруг нас.

 

2. Игра «Хорошо-плохо».

 

Игра «Польза-вред».

 

Игра «Наоборот».

 

Игра «Зато».

 

3. Задача «Как перенести воду в решете».

 

4. История изобретения карандаша (колеса и т.д.)

 

III. Развитие творческого мышления.

6

1.      Работа со свойствами предметов. (Игра "Круглые очки".)

 

2.      Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков.

 

3.      Метод фокальных объектов.

 

4.      Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов.

 

(Игра "Лишнее слово".)

 

5.      Учимся составлять сюжетный рассказ.

 

(Например,"День и ночь моей жизни".)

 

6.      Учимся находить действия, противоположные по значению.

 

IV. Приемы разрешения противоречий.

18

1. Прием заранее подложенной подушки. ( Сказка "Кот в сапогах".)

 

2. Прием волшебной палочки.

 

3. Прием наоборот. (Изобретательские задачи. Игра "Шашки".)

 

4. Прием матрешки. (Сказка "Кощей Бессмертный".)

 

5. Прием ММЧ.

 

(Знакомство с человечками твердого вещества, с человечками газами,

 

с человечками жидкости)

 

6. Прием объединения. (Задача "Жучки - долгоносики")

 

7. Прием дробления. (Жизненные вопросы "Варка супа", "Ремонт квартиры")

 

8. Прием проскока. ("Приключение барона Мюнхгаузена".)

 

9. Прием вред в пользу. (Игра "Да-нет".)

 

V. 1. «Путешествие по городу Похожестей и Непохожестей».

4

2. «Путешествие по городу Глупостей».

 

3. «Путешествие на Тряпичную планету».

 

4. «Путешествие в Шоколадную страну».

 

VI. 1. Классное сочинение на тему «Робинзон».

 

("Если бы я оказался на необитаемом острове…")

1

2. Классное сочинение на тему «Кем я хочу быть».

1

Учебная литература:

    Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких». –М., 1993 г.

    Родари Дж. «Грамматические фантазии». –М., 1978 г.

    Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения.

Вопросы психологии.» 1993 г.

    А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления».

– Ярославль «Гринго», 1996 г.

    И.В. Вачков, И.А. Лыкова. «Фантазируем с Фантузеей». – М., 1995 г.

    Самарская газета «Игромир».

    «Истории про …» Самара, 1994 г.

    М.Р. Львов. «Школа творческого мышления». – М., 1993 г.

    Журналы «Трамвай» - М., 1991 г.

    Родари Дж. «Разноцветные истории».

    «Литература и фантазия». Стрельцова, 1992 г.

    Журнал «Колобок», 1989 г.

    «От игры к знаниям». Мельчакова.

    «Все наоборот». Кружков, 1993 г.

    Г. Садовников «Продавец приключений».

    Ярослав Пишумов. «Загадочный рисунок».

    Буровик К.А. «Родословные вещей». («Знание», 1991 г.)

    «Фонд изобретательских задач».

    И.Л. Викентов, И.К.Кайков. «Лестница идей».

    «Страна загадок», 1991 г.

    Педагогический центр «Эксперимент». И.Н. Муршаковская «Когда я стану волшебником». Рига 1994 г.

    Фирма «Уникон-Триз». «Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ». Пенза 1993 г.

РЕЦЕНЗИЯ

НА ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ, составленную средней школой №7 г. Новокуйбышевска ПОЛОЗОВОЙ И. В. И ЕПИШИНОЙ О. А.



Программа составлена в соответствии с приоритетными направлениями развития начальной школы, в частности, с направлениями – развитие личности младшего школьника средствами учебных предметов, детской литературы.

Представленная программа содержит необходимые компоненты: объяснительную записку, тематическое планирование, список литературы. В объяснительной записке к программе изложена цель программы развития творческих способностей школьников; методы достижения целей; средства.

Авторы данной программы, верно, указывают одну из главных задач работы по развитию творческих способностей – научить решать сложные проблемные задания, которые в будущем помогут решать и жизненные проблемы.

Перечень тем, указанный во второй части, позволяет представить содержание программы, обеспечивающей развитие диалектического, системного, творческого мышления младшего школьника.

Методы и формы, указанные в программе, соответствуют возрастным особенностям учащихся 2 класса.

Литература, указанная в программе, является основой по детскому ТРИЗу.

Рекомендации: составить сквозную программу по ТРИЗу для 1 – 3 классов, чтобы исключить повторы, расположить материал концентрически, углубляя его в каждом классе и обогащая новым содержанием.

Включить задачи не только с использованием ММЧ, но и: на приемы- «заранее подложенной подушки», «наоборот», «волшебной палочки», «проскока», «объединения», «дробления», что заметно разнообразит деятельность школьников, обогатит их знанием приемов разрешения противоречий.

Желательно указать перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в результате изучения данной программы.

СТ.ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ СИПКРО________________________/Л.П.НЕСТЕРЕНКО/

14 апреля 1997 год.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.