Спортивно-математическая зимняя олимпиада по теме «Обыкновенные дроби»
Адрес: Республика Хакасия, Аскизский район, село Бельтирское, улица Ленина, 35
Наименование организации: МБОУ Лесоперевалочная СОШ-№2
Тема урока: Спортивно-математическая зимняя олимпиада по теме «Обыкновенные дроби»
Класс: 5
Авторы: Сердюк Светлана Анатольевна, учитель математик,
Сафьянова Светлана Викторовна, ЗДУВР, учитель математики
Тема урока:
Спортивно-математическая зимняя олимпиада по теме «Обыкновенные дроби»
Тип урока: обобщающий урок
Цель урока: создать условия для систематизации и расширения знаний учащихся по теме «Обыкновенные дроби», для проверки уровня усвоения материала.
Задачи урока:
образовательные: создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умение работать в парах при совместном решении проблемы, продолжения формирования умений вести диалог, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, аккуратно выполнять задания в рабочих листах); создать условия для формирования компьютерной грамотности как фактора развития межкультурной компетенции учащихся; способствовать развитию мыслительных навыков и логического мышления обучающихся; создать условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий за счёт проблемно-поисковой технологии построения урока, а также технологии оценивания;
развивающие: создать условия для развития познавательных универсальных учебных действий (умение извлекать информацию из видеофрагментов, дополнительных источников); развивать познавательный интерес, логическое мышление, математическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать;
воспитательные: способствовать развитию социальной компетенции через воспитание интереса к предмету, доброжелательного отношения к друзьям, способствовать воспитанию умению работать в парах, формировать познавательную потребность, чувства здорового соперничества; способствовать нравственному воспитанию на примере показа значения спорта для нашей страны; воспитание коммуникативных качеств, навыков самооценки и взаимооценки.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-диалогический, игровой; словесные, наглядные, методы формирования алгоритмов самооценки, взаимооценки.
Система оценивания учащихся: в ходе урока оценивание учащихся по протоколу.
Оборудование и наглядные средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор; презентация, звуковой эффект «Шум стадиона», рабочие тетради, шоколадные медали.
Планируемые результаты: учащиеся смогут решать простейшие примеры на сложение, вычитание и сравнение обыкновенных дробей; простейшие задачи под руководством учителя.
План урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей.
2. Актуализация знаний учащихся. Виртуальное перемещение в г. Сочи.
3.Тренировка. Устный счет.
4.Математический диктант.
5. Олимпиада -2014:
Соревнование по биатлону.
Соревнование по керлингу.
Соревнование по слалом.
Соревнование по скелетону.
6. Подведение итогов урока. Награждение «олимпийских чемпионов».
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент. Виртуальное перемещение в г. Сочи.
Цель этапа: обеспечение комфортной внешней обстановки для работы на уроке, психологической готовности учащихся к общению и предстоящему занятию.
Задачи: достигнуть доброжелательного настроя учащихся. Включить класс в деловой ритм. Эта деятельность задает общее настроение последующих 45 минут, определяя ключевые действия на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
(Вид г. Сочи на экране. Шум наполненного стадиона (слайд1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня на нашем уроке. Что за шум? Где вы слышали такой звук? (Болельщики на стадионе).
Ваши варианты темы урока. (Подвожу к теме «»). Предлагаю сегодня провести виртуальную спортивно-математическую зимнюю олимпиаду и выявить наших «олимпийских чемпионов». Когда будут ближайшие зимние олимпийские игры? (2014 г.). В каком городе? (г. Сочи). У нас сегодня пройдут олимпийские соревнования по теме «Обыкновенные дроби»
(слайд 2).
«Олимпийская» команда 5а класса готова к виртуальному перемещению? (Да!) Внимание! Перемещаемся! (Звук перемещения) Нас ждут соревнования и победы! По итогам участия соревнования будут вручаться медали. Для этого у вас на партах находится протокол соревнований, где вы будете вести записи. Итак, вперед!
Актуализация знаний учащихся. Устный счет.
Цель этапа: всесторонняя проверка знаний учащихся, выявление причины появления обнаруженных недостатков. Организация познавательной деятельности учащихся.
Задачи: установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, выявить пробелы и провести коррекционную работу. Оптимально сочетать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Этот этап сопровождается слайд-презентацией, использование которой помогает качественно и быстро осуществить проверку. Игровая форма данного этапа позволяет учесть возрастные особенности возраста, с интересом повторить основные действия с дробями. А взаимопроверка учащегося поможет сверить свои достижения с предложенным уровнем.
Чтобы попасть на олимпиаду мы должны получить допуск, а для этого выполним следующие задания:
1.Прочитайте правильные дроби, неправильные дроби (слайд3).
2.Определите координату обозначенных точек на координатном луче (слайд 4-8).
На слайде учащиеся координату перемещают к соответствующей точке.
3. Математический диктант
Цель: проверка знаний учащихся.
Задачи: определить правильность понимания теоретического материала по теме всеми учащимися, осуществить самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения задания.
1.Запишите в виде обыкновенной дроби (слайд 9).
2.Какую часть составляют? (слайд 10)
4.Тренировка перед предстоящими соревнованиями! Гимнастика для глаз. (Презентация «Шайба» (слайд 11). Задание. Следи глазами за мячом.
Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения; преодоление усталости, сонливости.
Задачи: отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы.
5.Олимпиада -2014.
Цель: создание условий для повышения уровня учебной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету; развития произвольности в интеллектуальной и коммуникативной деятельности.
Задачи: организовать работу в классе, осуществлять контроль за самостоятельной деятельностью детей, осуществлять консультационную поддержку.
Соревнование по биатлону.(слайд № 12-13)
Выполнив задание вы узнаете, как называется олимпийский вид спорта: Какая часть фигуры закрашена, каждой дроби соответствует буква.
Внимание на экран! (включение ролика об истории биатлона).
Соревнование по керлингу.(слайд № 14-15)
Расположите дроби в порядке возрастания с соответствием букв, и вы прочтете название города, где впервые на зимних олимпийских играх проводились соревнования по керлингу. (Шамони, Франция, 1924 год)
Внимание на экран! (включение ролика о керлинге.).
Соревнование по слалом.(слайд № 16-17)
Выполните цепочку действий, вписывая промежуточные действия. И вы получите примерную длину трассы в километрах.
Внимание на экран! (включение ролика о слалом).
4) Соревнование по скелетону.(слайд № 18,19-20)
Внимание на экран! (Включение ролика о скелетон).
Решив задачи, вы узнаете, в каком году российский скелетонист Александр Третьяков завоевал бронзовую медаль и стал первым призером на подобных соревнованиях среди наших соотечественников. (Работают в парах)
Задача 1. В спортивной секции олимпийского резерва занимается 35 человек,
этого количества – мальчики, а остальные – девочки. Сколько девочек в секции?
Задача 2. Спортсмен прошел лыжни. Какова длина всей лыжни, если он прошел 5 км?
Ответ: 2010
6.Подведение итогов урока. Награждение «олимпийских чемпионов».
Цель: краткое обозрение, отчёт о степени и качестве достижения цели урока.
Задачи: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся; подвести итоги с помощью уч-ся.
Подведем итоги. В листах ведения соревнований подсчитаем в столбце выполнения рекордов баллы. 36-34 балла – «золотая медаль»; 33-28 балла – «серебряная медаль», 27-18 баллов «бронзовая медаль». Вручите друг другу медали.
7.Домашнее задание.
Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности.
Задачи: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность работы.
8.Рефлексия.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Задачи: зафиксировать результат работы на уроке; инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учитель. ПЕСНЯ ПРО ДРОБИ.
До свидания. Спасибо за урок.
Приложения.
Домашнее задание
Задание №1
Закрасьте нужную часть фигуры.
Закрасьте фигуры 2. Закрасьте фигуры 3. Закрасьте фигуры 4. Закрасьте фигуры
Задание №2
Запишите с помощью дробей, какая часть фигуры (задание №1) осталась не закрашенной.
2. 3. 4.
Задание №3
Решите задачу.
Биатлонист прошел штрафной круг 150 м., это составляет всей дистанции. Какова вся дистанция?
Карточка самооценивания.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" - справился с заданием
"-" - не справился с заданием.
№ задания |
Задание |
Оценка |
1 |
Математический диктант 1) запишите в виде обыкновенной дроби |
|
2) Какую часть составляют ? |
||
2 |
Соревнование по биатлону |
|
3 |
Соревнование по керлингу |
|
4 |
Соревнование по слалом |
|
5 |
Соревнование по скелетону |
|
Итого: ваша оценка за урок |
Если у вас: 32-31 «+» - ставим оценку «5»;
30-24 «+» - ставим оценку «4»;
23-17 «+» - ставим оценку «3».
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет математика
Класс 5 класс
Автор УМК Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.
Тема урока: Спортивно-математическая зимняя олимпиада по теме «Обыкновенные дроби»
Тип урока: обобщающий урок
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. |
3 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний учащихся. Устный счет. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация устного счета и повторения основных действий с дробями. |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
4 |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Математический диктант. |
Определить правильность понимания теоретического материала по теме всеми учащимися, осуществить самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения задания. |
Дает задание: 1.Запишите в виде обыкновенной дроби. 2.Какую часть составляют: ? |
Применяют знания в работе; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
7 |
Познавательные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
4. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
2 |
|
5.Олимпиада-2014. Соревнование по биатлону. Соревнование по керлингу. Соревнование по слалом. Соревнование по скелетон. |
Организовать работу в классе, осуществлять контроль за самостоятельной деятельностью детей, осуществлять консультационную поддержку |
Организация и контроль за процессом решения задач. |
Делают предположения. Моделируют задачу. Записывают условие. Составляют план решения. Комментируют записи в тетради. Выбирают форму записи ответа |
20 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение с полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
6. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Дать количественную оценку работы учащихся |
Подведение итогов урока. |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. Песенка о дробях. |
3 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
7. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию |
Учащиеся записывают в дневники задание. |
3 |