Урок «Человек подобен дроби» (повторение и систематизация учебного материала по теме «Обыкновенные дроби»)
Тема открытого урока: Человек подобен дроби
(повторение и систематизация учебного материала по теме «Обыкновенные дроби» 5 класс)
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП |
Этапы урока, на которых технология применяется |
1. |
Информационно-коммуникативные технологии |
В течение всего урока |
2. |
Технология личностно- ориентированного обучения |
В течение всего урока |
3. |
Технология проблемного обучения |
Актуализация знаний; закрепление изученного |
4. |
Технологии разноуровневой дифференциации |
Самостоятельная работа (разноуровневое математическое лото) |
5. |
Технологии критического мышления |
Контроль домашнего задания |
Методическая цель: показать приемы, методы и формы организации повторения и закрепление знаний по теме «Обыкновенные дроби» на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний.
Задачи:
образовательные: продолжить формирование навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, сложения и вычитания смешанных чисел, навык сравнения дробей, решения задач по теме; познакомить с волонтерским движением;
воспитательные: воспитывать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; культуру оформления математических заданий;
развивающие: развивать интерес к предмету через привлечение различных источников информации; расширять кругозор учащихся; способствовать формированию исследовательских и коммуникативных компетенций, навыков само- и взаимопроверки. Побуждать учеников к самоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний; формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью; объективно оценивать труд одноклассников.
Метапредметные:
- регулятивные – умеют определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; развивают монологическую речь;
- познавательные – передают содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
- коммуникативные – умеют отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, беседа
Межпредметные связи: литература, обществознание.
Методы обучения: словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и работы под руководством, проблемно – поисковые, частично-поисковые.
Участники: обучающиеся 5 класса
Оборудование: компьютер, доска, карточки, листы самооценки, таблицы.
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация.
Учебно-методическое обеспечение: учебник
Место проведения: учебный кабинет
Методическое обеспечение: презентация, ноутбук, мультимедийный проектор; дополнительная математическая литература, карта достижений обучающегося, карточки с заданиями, Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Тип урока. Урок систематизации и проверки знаний, умений и навыков.
Вид урока. Интегрированный урок.
Время проведения: 45 минут с 9.15 до 10.00.
Место проведения: кабинет математики № 25.
Ход урока
I этап. Организационный момент. Мотивационный этап.
Доброе утро, ребята! Улыбнемся друг другу и настроимся на продуктивную работу
II этап. Целеполагание и мотивация
а) Отгадайте ключевое слово в теме урока.
1) В словаре С.И. Ожегова – мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья.
2) Частые прерывистые звуки. Барабанная …
3) Бывает правильная или неправильная. (Слайд 1)
- Почему разные определения объясняют один и тот же объект? Есть что-то общее у данных понятий? От какого слова образовано?
- Верно, сегодня на уроке мы будем говорить о дробях.
- Напомните мне, какие дроби мы изучаем? (Обыкновенные дроби)
- Наш урок будет посвящен повторению и обобщению темы «Обыкновенные дроби», а еще к концу урока вы узнаете, почему человек подобен дроби. (Слайд 2)
- Сформулируйте цель урока.
(Вспомнить все об обыкновенных дробях: сравнение обыкновенных дробей, сложение и вычитание, решение задач по теме)
Девиз урока:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
И всё будет у нас – замечательно! (Слайд 3)
III этап. Актуализация знаний.
- Вспомним теорию об обыкновенных дробях. Поиграем в игру «Вопрос-ответ». (Ученики первого ряда задают вопрос ученикам второго ряда и т. д.) Итак, начинаем! (Примерные вопросы:
- Что называют обыкновенной дробью.
- Продолжите фразу: Знаменатель дроби показывает…
- Числитель дроби показывает …
- Что показывает черта дроби?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Какие дроби меньше1?
- Какая из этих дробей равна 1?
- Какие дроби больше 1?
- Как сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
-Какие числа называются смешанными?
-Чтобы выделить целую часть надо…
-Как записать число в виде неправильной дроби?)
Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы.
Сегодня утром по радио услышала притчу, она послужит вам подсказкой. Послушайте ее начало:
Жил старец премудрый в селенье одном,
К нему за советом и ночью и днем
Шли люди, а он им, как мог, помогал.
Но как-то в селение то прискакал
Юнец на лихом белогривом коне
И молвил: «Старик, посоветуй ты мне
Как жить, если может предать даже друг.
Ты скажешь - быть добрым, но добрым я был,
И каждый меня за добро то любил.
Любил до тех пор, пока нужен был я.
А нужен не стал - и не помнят меня.»
- Как вы думаете, что ответил старик?
- Стоит ли в наше время быть милосердным?
- Как вы считаете надо ли рассказывать всем о своих милосердных поступках, ждать от людей за них благодарности?
- Как называют людей, которые не ждут благодарности за свои поступки?
-Узнаем, правы ли вы были? На протяжении долгих лет, каждый год в России посвящается определенной теме, событию, дате. Так 2008 год был годом семьи. Может кто-нибудь знает, чему был посвящен 2017 год? 2017 год был годом экологии. Каким же годом объявлен 2018 год? (Слайд 4)
Возьмите карточку № 1. Приложите к тетради, и вписываем в тетрадь лишь решение. (Приложение 1) Уровень сложности выберете сами. По ключу выясните ответ на вопрос: Каким годом объявлен 2018 год в России?
Проверим, какое слово получили? (Волонтёр) (Слайд 5)
– Действительно, сегодня на уроке мы будем так же говорить о волонтерах и волонтерском движении. (Слайд 6) 6 декабря 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о том, что 2018 год в РФ станет Годом добровольца. Это произошло на церемонии в честь окончания Всероссийского форума волонтеров и добровольцев.
-Кто же такие волонтеры? Как вы понимаете? Википедия говорит, что волонтерство – это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение.
-Можем ли мы юнца из притчи назвать волонтером?
-За каждый правильный ответ в примерах получаете 1 балл. Подсчитайте верные ответы и занесите свои результаты в карту достижений.
Приложение 2
Карта достижений
Ф. И. ученика |
Карточка №1 |
Задача
|
Карточка №2 |
Работа в парах (карточка№3) |
Карточка №4 |
Карточка №5 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
IV этап. Обобщение и систематизация знаний.
1) Решите задачу (Слайд 7) и узнайте дату основания международного волонтерского движения.
В доме 12/12 окон. Вечером, в 3/12 окон загорелся свет. А потом ещё в 5/12. Какая часть окон осталась без света? Числитель в ответе соответствует дате основания международного волонтерского движения.
1913 год
1965 год
1985 год
1920 год
- Верно, датой основания международного волонтерского движения считают 1920 год. (Слайд 8)
За верное решение задачи поставьте 1 балл в карту достижений
2) Решите уравнение. (Взаимопроверка). Приложение 3. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность решения уравнения. За верное решение 1 балл в карту. А теперь с помощью ключа ответьте на поставленный вопрос.
(1 вариант: Решите уравнение и ответьте на вопрос: Кто предложил ввести День волонтера и когда?)
-День волонтера предложила ввести Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году. С тех пор праздник получил свое официальное название и международный статус. (Слайд 9)
(2 вариант: Решите уравнение и ответьте на вопрос: Когда во всем мире отмечают День волонтеров.)
-5 декабря во всем мире отмечают День волонтеров. В этот день следует поблагодарить всех тех людей, которые безвозмездно трудятся и помогают людям. Полное название этого праздника - Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. (Слайд 10)
(3 вариант: Решите уравнение и ответьте на вопрос: Где возникло женское волонтерское движение?)
-В России возникло первое женское волонтерское Движение. Его создали сестры милосердия московской Никольской обители, отправившиеся добровольно на фронт во время русско-турецкой войны помогать раненым солдатам.
(Слайд)
Физминутка для глаз
А сейчас немного отдохнем. Встали потянулись. Выше, выше. Макушкой тянемся к небу. Руки вверх, опустили выдох. И еще раз. Молодцы! Смортрю какой ряд сядет тише.
И еще несколько упражнений для глаз. (Слайд 12)
3) Узнайте принцип, на котором основано волонтерское движение. Возьмите карточку № 3 своего варианта. Приложение 4. За каждую верно решенную задачу получаете 2 балла.
(Ключ высвечивается на доске). (Слайд 13)
Ключ:
90 - человеком
250 - быть
25000 - почувствовать
30 - себя
2500 - нас
- хочешь
112 - помоги
- вместе
24 - добром
180 - другому
2000- живи добрее
(Слайд 14)
О каких видах волонтерства вы узнали из условий задач? (Слайд 15)
4) Решите задачу и составьте известное выражение. Приложение 5 (работа в парах). Проверьте себя по ключу. Какое высказывание вы получили? (Слайд 16)
Как вы его понимаете фразу «Попал в тупик»? (Попал в безвыходное положение)
У немцев аналогичная поговорка гласит: «Попал в дроби». Она означает, что человек попал в трудное положение. Эта поговорка идет с давних времен, когда дроби считали самым трудным, запутанным разделом математики, так как записи дробей и общих приемов действий с дробями не было. Мы с вами говорили об этом на предыдущих уроках.
V этап. Итоговый самоконтроль и самооценка. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Приложение 6). (Разноуровневая работа по вариантам. Расшифровка пословиц о добре и милосердии)
Выберете уровень сложности. Выполните задания самостоятельно в тетради и прочитайте высказывание.
Найдите в конверте (на доске) карточку со своим ответом, прочитайте пословицу.
На доске карточки и у детей в индивидуальных конвертах (карточки в форме сердечка) с ответами, на обратной стороне написана пословица:
6 (Кто добро творит, того Бог благодарит)
2 (Доброе слово лечит, злое калечит)
1 (Живи добрее, будешь всем милее)
2 (Не хвались серебром, а хвались добром)
3 (Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупись раздавать эти цветы окружающим)
3 (Делать добро – это здорово!) (Слайд 17)
Как вы понимаете прочитанное?
VI этап. Домашнее задание: творческая работа.
Творческое задание: Подумайте. Какую волонтерскую работу могли бы организовать мы с классом в своем селе. Составьте задачу о волонтерах и их работе по теме «Обыкновенные дроби», оформите на листе формата А4.
VII этап. Рефлексия.
Подведем итоги. Подсчитайте общее количество баллов, оцените работу. (Слайд 18).
«5» – 17 - 18 баллов.
«4» - 14-16 баллов.
«3» - 9-12 баллов.
«2» - менее 9 баллов.
-Кто получил «5», «4», «3».
Проанализируйте свою работу на уроке, все ли было понятно? Закрасьте человечка на лестнице самооценки. (Слайд 19)
Закончить урок хочу словами, из темы урока: (Слайд 20)
"Человек подобен дроби:
в знаменателе – то, что он о себе думает,
в числителе – то, что он есть на самом деле.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь". Желаю. Чтобы ваша дробь всегда была неправильной! (Слайд 21)
Используемая литература и интернет источники:
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
2. «Математика. 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся. Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова. – М.: Интеллект- Центр, 2002
3.Физминутка:
4. Яндекс картинки https://yandex.ru/images
Приложение 1
Карточка №1.Вариант 1. Уровень А 1. 2. 5 3. 10 4. 5. 4 6. 4 7. 1 8. |
Карточка №1.Вариант 2. Уровень А 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 4 8. + |
Карточка №1.Вариант 1. Уровень Б 1. 2. 3. 4. 9 5. 10 6. 7. 8. |
Карточка №1.Вариант 2. Уровень Б 1. 5 2. 6 3. 4. 5. 6. 4 7. 3 8. |
Ключ на обратной стороне карточки:
Вариант 1. Уровень А Рядом с ответом запиши соответствующую букву
|
Вариант 2. Уровень А Рядом с ответом запиши соответствующую букву
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 1. Уровень Б Рядом с ответом запиши соответствующую букву
|
Вариант 2. Уровень Б Рядом с ответом запиши соответствующую букву
|
Приложение 2
Карта достижений
Ф. И. ученика |
Карточка №1 |
Задача
|
Карточка №2 |
Работа в парах (карточка№3) |
Карточка №4 |
Карточка №5 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Карточка №2. 1 вариант
Решите уравнение и ответьте на вопрос: Кто предложил ввести День волонтера и когда?
Ключ:
– ЮНЭСКО в 1991 году
- Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году
- ООН в 1987 году
Карточка №2. 2 вариант
Решите уравнение и ответьте на вопрос: Когда во всем мире отмечают День волонтеров.
Ключ:
– 19 ноября
– 1 июля
- 5 декабря
Карточка №2. 3 вариант
Решите уравнение и ответьте на вопрос: Где возникло женское волонтерское движение?
Ключ:
- Англия
- Швеция
– Россия
Приложение 4
Карточка № 3
1 вариант
1) Для украшения актового зала в Доме пенсионеров к празднику волонтеры движения «Старость в радость» купили 300 шаров. Среди них 119 красных. Какую часть составляют красные шары?
2) В Оргкомитет Олимпиады 2014 года в Сочи было направлено около 200000 заявок от волонтеров более чем из 100 стран мира, прошли отбор всех подавших заявки. Сколько волонтеров от 18 до 80 лет приехало в Сочи?
Карточка № 3
2 вариант
1) К Чемпионату мира по футболу 2018 в России привлекаются волонтеры, к концу 2017 года оформили заявок от волонтеров, что составило 9 тыс. человек. Сколько тысяч волонтеров будут привлечены к Чемпионату мира? (3
2) Учащиеся собрали 150 кг макулатуры, выполнив задания. Сколько килограмм макулатуры нужно было собрать учащимися
Карточка № 3
3 вариант
1) Подарки для девочек детского дома составляют привезенных волонтерской группой «Мир в ладошке» подарков. Сколько всего привезли подарков волонтеры, если среди них было 42 подарка для девочек
2) Дружина охраны природы им. В. Н. Тихомирова биологического факультета МГУ собрала 600 кг мусора в парке. До обеда волонтеры собрали всего количества мусора. Сколько мусора собрали волонтеры до обеда?
Ответы:
Карточка № 3
1 вариант
1) Для украшения актового зала в Доме пенсионеров к празднику волонтеры движения «Старость в радость» купили 300 шаров. Среди них 119 красных. Какую часть составляют красные шары? ()
2) В Оргкомитет Олимпиады 2014 года в Сочи было направлено около 200000 заявок от волонтеров более чем из 100 стран мира, прошли отбор всех подавших заявки. Сколько волонтеров от 18 до 80 лет приехало в Сочи?(25000)
Карточка № 3
2 вариант
1) К Чемпионату мира по футболу 2018 в России привлекаются волонтеры, к концу 2017 года оформили заявок от волонтеров, что составило 9 тыс. человек. Сколько тысяч волонтеров будут привлечены к Чемпионату мира? (30 тыс.)
2) Учащиеся собрали 150 кг макулатуры, выполнив задания. Сколько килограмм макулатуры нужно было собрать учащимися (90 кг)
Карточка № 3
3 вариант
1) Подарки для девочек детского дома составляют привезенных волонтерской группой «Мир в ладошке» подарков. Сколько всего привезли подарков волонтеры, если среди них было 42 подарка для девочек(112)
2) Дружина охраны природы им. В. Н. Тихомирова биологического факультета МГУ собрала 600 кг мусора в парке. До обеда волонтеры собрали всего количества мусора. Сколько мусора собрали волонтеры до обеда?(180)
Приложение 5
Карточка № 4 1 вариант Уровень А (работа в парах)
Волонтеры в первый день собрали т гуманитарной помощи, а во второй день – на т меньше, чем в первый день. Сколько тонн гуманитарной помощи собрали в третий день, если всего собрали 13 т
Ключ:
5- Попал в тупик
5 - Попал в дроби
7 - Попал впросак
Карточка № 4 2 вариант Уровень Б (работа в парах)
Три отряда волонтеров производили посадку деревьев по озеленению села. Первый отряд посадил всех деревьев, второй на деревьев больше, а третий остальные 195 деревьев. Сколько всего деревьев посадили три отряда волонтеров?
Ключ:
870 - Попал в дроби
920 - Попал впросак
780- Попал в тупик
Ответы:
Карточка № 4 1 вариант Уровень А (работа в парах)
Волонтеры в первый день собрали т гуманитарной помощи, а во второй день – на т меньше, чем в первый день. Сколько тонн гуманитарной помощи собрали в третий день, если всего собрали 13 т (5)
Ключ:
5- Попал в тупик
5 - Попал в дроби
7 - Попал впросак
Карточка № 4 2 вариант Уровень Б (работа в парах)
Три отряда волонтеров производили посадку деревьев по озеленению села. Первый отряд посадил всех деревьев, второй на деревьев больше, а третий остальные 195 деревьев. Сколько всего деревьев посадили три отряда волонтеров?(780 деревьев)
Ключ:
870 - Попал в дроби
920 - Попал впросак
780- Попал в тупик
Приложение 6
Карточка № 5. 1 вариант Уровень А
Вычислите:
Карточка № 5. 2 вариант Уровень А
Вычислите:
Карточка № 5. 3 вариант Уровень А
Вычислите:
Карточка № 5. 1 вариант Уровень Б
Решите уравнение .
Карточка № 5. 2 вариант Уровень Б
Решите уравнение .
Карточка № 5. 3 вариант Уровень Б
Решите уравнение .
Ключи в конверте:
6 (Кто добро творит, того Бог благодарит)
2 (Доброе слово лечит, злое калечит)
1 (Живи добрее, будешь всем милее)
2 (Не хвались серебром, а хвались добром)
3 (Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупись раздавать эти цветы окружающим)
3 (Делать добро – это здорово!)
Приложение 7
Дополнительный материал
1. От ленты отрезали сначала 12 м, потом оставшейся части. Найдите первоначальную длину ленты, если во второй раз от нее отрезали 4 м.
2. Найдите значение выражения
3. Решите уравнение
4. Какие цифры можно подставить вместо звездочки, чтобы получилась правильная дробь
5. Решите уравнение .
6. Известно, что =3, а 5у-х=28. Найдите х.
7. Определите правило составления первой дроби и найдите вторую дробь: 52↔; 94↔_?_
8. Найдите х, если +=.