Конспект урока математики в 5 классе по теме «Понятие дроби. Обыкновенные дроби»
Конспект урока математики по теме « Понятие дроби. Обыкновенные дроби»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» муниципального образования города Братска.
УМК: Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2017 г.
Учебный предмет: Математика
Класс: 5А
Дата проведения: 24.12.2017г.
Учитель: Жилинская Татьяна Егоровна
Тип урока: урок "открытия" нового знания
Тема: « Понятие дроби. Обыкновенные дроби.
Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними.
Задачи урока: Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
Предметные: познакомить учащихся с обыкновенными дробями; развивать умение работать с математическим текстом(анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащийся познакомится с понятием обыкновенные дроби, научится читать запись обыкновенной дроби, указывать числитель и знаменатель дроби, записывать обыкновенную дробь.
Познавательные:
Умение:
устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать;
читать и извлекать нужную информацию;
Регулятивные:
Умение:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию
Коммуникативные:
Умения:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
критически относиться к своему мнению, принимать точку зрения других
использовать средства информационных и коммуникативных технологий для решения учебно-познавательных и практических задач.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
Положительный, эмоциональный настрой на урок. |
Концентрация внимания, воли, положительный настрой на работу |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. |
Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. - Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа? -А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа? - Помните, как было в детском мультфильме: «Мы делили апельсин, много нас, а он один…» - Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых. - Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части. Прослушайте следующие строки, какое слово, по вашему мнению, имеет отношение к нашему уроку? «Математика-царица всех наук, Полюби её, мой друг! В ней числа, уравнения, Дроби и неравенства, Ученье без конца, Но жизнь без математики, Увы, была б скучна». - А что такое дробь или рациональное число? Это слово имеет несколько значений. Вам приходилось слышать это слово не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь. -Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь? |
Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - Считать Разные варианты ответов Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. - Дроби - Об обыкновенной |
3.Этап выявления места и причины затруднения. |
Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи (причина затруднения) |
Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения) |
4.Этап постановки темы урока и учебной цели. |
В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока -Понятие дроби. Обыкновенная дробь. - Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа. |
предложили и согласовали тему урока -Понятие дроби. Обыкновенная дробь. - Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа. |
5. Этап открытия новых знаний |
Интересно, а в древности люди знали про дроби? - В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский. Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями. – А как половину записать цифрами? Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту. – На сколько равных частей разделили полоску? Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? Запишем число 1 над дробной чертой вот так: . Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины) -Что показывает знаменатель дроби? -Что показывает числитель дроби? Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби 1/4.3/8,4/8,7/9,3/4,1/2,1/3, -Объясните как понимаете каждую дробь -Какую из дробей называют половиной? -Какую дробь называют четвертью? -Какую дробь называют третью? - Хотите узнать, как изображались обыкновенные дроби у разных народов? Слайд 7,8,9,10,11,12 Физминутка. Одолела нас дремота, Подвести промежуточный итог Слайд 14,15,16 |
Применить новый способ действий для решения задачи ,вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей; Высказывают и обосновывают свою точку зрения; выделяют ключевые моменты. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Организовывает решение типовых заданий(фронтально) Задача на слайде Слайд 17 Слайд 18 Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты Слайд 19 Слайд 20 Сколько граммов в половине килограмма? Сколько часов в одной трети суток? Сколько килограммов в четверти тонны? Сколько метров в одной восьмой километра? Сколько минут в четверти часа? Какую часть часа составляет 1 минута? Какую часть см составляет 1 мм? Какую часть градуса составляет 1 минута? Какую часть га составляет 1 а? Какую часть 1 м3 составляет 1 дм3? Устная работа № 674 |
Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование |
7.Этап групповой работы. |
Творческие задания № 678 (у доски, в тетрадях) |
Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать) |
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой |
Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления № 675,676 |
Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку Выявить причины ошибок и их исправление |
9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока |
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке: Все понял, могу помочь другим Запомню надолго Все понял Могу, но нужна помощь Ничего не понял Слайд 21 намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) Слайд 22 Комментирует домашнее задание: п.25, № 677,679 |
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы Запись домашнего задания |
Михайлевская Т