12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жилинская Татьяна Егоровна29
4

Конспект урока математики по теме «Понятие дроби. Обыкновенные дроби»

Конспект урока математики по теме « Понятие дроби. Обыкновенные дроби»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» муниципального образования города Братска.

УМК: Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2017 г.

Учебный предмет: Математика

Класс:

Дата проведения: 24.12.2017г.

Учитель: Жилинская Татьяна Егоровна

Тип урока: урок "открытия" нового знания

Тема: « Понятие дроби. Обыкновенные дроби.

Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними.

Задачи урока: Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;

Предметные: познакомить учащихся с обыкновенными дробями; развивать умение работать с математическим текстом(анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.

 

Планируемые результаты:

Предметные: учащийся познакомится с понятием обыкновенные дроби, научится читать запись обыкновенной дроби, указывать числитель и знаменатель дроби, записывать обыкновенную дробь.

Познавательные:

Умение:

устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать;

читать и извлекать нужную информацию;


 

Регулятивные:

Умение:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию

Коммуникативные:

Умения:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

критически относиться к своему мнению, принимать точку зрения других

использовать средства информационных и коммуникативных технологий для решения учебно-познавательных и практических задач.


 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Положительный,

эмоциональный настрой на урок.

Концентрация внимания, воли, положительный настрой на работу

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа?

-А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа?

- Помните, как было в детском мультфильме: «Мы делили апельсин, много нас, а он один…»

- Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых.

- Приведите свой жизненный пример

деления одного целого предмета на части.

Прослушайте следующие строки, какое слово, по вашему мнению, имеет отношение к нашему уроку?

«Математика-царица всех наук,

Полюби её, мой друг!

В ней числа, уравнения,

Дроби и неравенства,

Ученье без конца,

Но жизнь без математики,

Увы, была б скучна».

- А что такое дробь или рациональное число?

Это слово имеет несколько значений.

Вам приходилось слышать это слово не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь.

-Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь?

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

- Считать

Разные варианты ответов

Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

- Дроби

- Об обыкновенной

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи (причина затруднения)

Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения)

4.Этап постановки темы урока и учебной цели.

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

предложили и согласовали тему урока

-Понятие дроби. Обыкновенная дробь.

- Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа.

предложили и согласовали тему урока

-Понятие дроби. Обыкновенная дробь.

- Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа.

5. Этап открытия новых знаний

Интересно, а в древности люди знали про дроби?

- В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.

«Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать», - писал основатель афинской

Академии Платон.

Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский.

Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.

А как половину записать цифрами?

Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.

На сколько равных частей разделили полоску?

Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной,

а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом .

Сколько частей закрасили красным цветом?

Запишем число 1 над дробной чертой вот так: .

Число, записанное над чертой, называют числителем.

ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски

( на практике обозначает половину некоторой величины)

-Что показывает знаменатель дроби?

-Что показывает числитель дроби?

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

- Назовите числитель и знаменатель

каждой дроби 1/4.3/8,4/8,7/9,3/4,1/2,1/3,

-Объясните как понимаете каждую дробь

-Какую из дробей называют половиной?

-Какую дробь называют четвертью?

-Какую дробь называют третью?

- Хотите узнать, как изображались

обыкновенные дроби у разных народов?

Слайд 7,8,9,10,11,12

Физминутка.

Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.

Подвести промежуточный итог

Слайд 14,15,16

Применить новый способ действий для решения задачи ,вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей;

Высказывают и обосновывают свою точку зрения; выделяют ключевые моменты.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организовывает решение типовых заданий(фронтально)

Задача на слайде

Слайд 17

Слайд 18

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты

Слайд 19

Слайд 20

Сколько граммов в половине килограмма?

Сколько часов в одной трети суток?

Сколько килограммов в четверти тонны?

Сколько метров в одной восьмой километра?

Сколько минут в четверти часа?

Какую часть часа составляет 1 минута?

Какую часть см составляет 1 мм?

Какую часть градуса составляет 1 минута?

Какую часть га составляет 1 а?

Какую часть 1 м3 составляет 1 дм3?

Устная работа № 674

Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование

7.Этап групповой работы.

Творческие задания № 678 (у доски, в тетрадях)

Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать)

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

675,676

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку

Выявить причины ошибок и их исправление

9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке:

Все понял, могу помочь другим

Запомню надолго

Все понял

Могу, но нужна помощь

Ничего не понял

Слайд 21

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Слайд 22

Комментирует домашнее задание:

п.25, № 677,679

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты

Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке

Намечают перспективу последующей работы

Запись домашнего задания

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Михайлевская Т, 23.12.18 в 19:43 1Ответить Пожаловаться
Хотелось бы видеть презентацию
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.