Доклад «Способы ознакомления детей с христианскими заповедями любви, добра и милосердия»
Консультация:
«Способы ознакомления детей с христианскими заповедями любви, добра и милосердия»
Подготовила: Махрова А.Ю.
Способы ознакомления детей с христианскими заповедями любви, добра и милосердия.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Воспитывать в детях такие чувства, как любовь, добро и милосердие нужно с раннего возраста, еще с детского садика. Конечно, не словами, а наглядным примером, словами и поступками. Нужно, чтобы дети обязательно всё видели своими глазами, принимали участие в этом.
Дошкольники наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Одной из задач духовно - нравственного воспитания дошкольников является знакомство детей с христианскими заповедями, которые учат культуре и милосердию, состраданию, доброте, любви, сочувствию к людям.
Дошкольный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы гуманной жизни. Цель духовно - нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка, воспитывали такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности, воспитание любви, доброты и милосердия. Когда воспитаны, привиты эти чувства, то человек правильно ориентируется в окружающей жизни.
Одним из перечисленных качеств личности является милосердие.
Доброта и милосердие, радость и переживание за других создают основу
человеческого счастья. Великий древнегреческий философ Платон сказал:
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Актуальность этого высказывания не вызывает ни у кого сомнения.
В нашем мире слишком много жестокости. О страшных фактах насилия сообщают СМИ, много вандализма мы и наши дети видим вокруг себя. Уже, кажется, все, что можно сломать и разбить – все сломано и разбито, всюду, где можно написать нецензурное слово – оно написано. Иногда, думается, будто растет какое-то особое жестокое поколение. Это, конечно не совсем так.
Никто не рождается жестоким и бессердечным. Все это человеком приобретается в процессе его жизни. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сложившейся ситуации не должен ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А главное – не видеть во всех людях врагов. Нужно научиться любить мир таким, каков он есть. В мире реальности задача педагога в содружестве с родителями учить детей быть добрыми, милосердными. Нельзя воспитывать нравственность, милосердие одними только словами, без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. А ребенок - через воспитание в ДОУ и семье.
Поэтому, необходимо привлекать детей и родителей к различным акциям, социально – значимым мероприятиям, например:
«Будьте милосердны!» ко Дню пожилого человека,
«Зажги искорку добра!»
«Поделись своей добротой!»
«Подари игрушку»
посещение храма с дальнейшей беседой (по согласованию с родителями)
встречи с интересными людьми
детская благотворительность (подарки для сирот) и т.д.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Можно использовать следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
• показа сказок (педагогами, детьми);
рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдений;
• экскурсий;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• чтение сказок и христианских притч;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций.
Практический метод используется, когда необходимо:
• организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия, развлечения, ручной труд
• проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.
Формы работы с детьми:
• Факультативные занятия по духовному воспитанию;
• Занятия-утренники;
• Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;
• Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
• Беседы, беседы-обсуждения;
• Тренинги по формированию коммуникативных навыков;
• Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;
• Продуктивная деятельность (открытки к празднику);
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
• Игры и тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно», как Св. Николай»);
• Разучивание стихов, песен к празднику;
• Целевые прогулки;
• Занятия-экскурсии;
• Посещение храма с дальнейшей беседой (по согласованию с родителями);
• Встречи с интересными людьми;
• Детская благотворительность (подарки для сирот);
• Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
• Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
• Оформление фотоальбома «Наши праздники»;
• Создание видеофильма «Наши праздники»;
• Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненных детьми и детьми вместе со взрослыми;
• Посиделки-чаепития.
Воспитывать можно самыми разными путями, методами и средствами. Воздействие на ребенка оказывает абсолютно все: атмосфера, посадка, помещение, предметы, книги, игрушки и т.д. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Особо располагает к искреннему разговору посадка детей. Здесь нет второстепенного, в разговоре и воспитании важна каждая деталь. Когда дети сидят в едином кругу, глядя друг другу в глаза и беседуют, они стараются говорить искренне.
Безусловно, что воспитать культуру и милосердие на нескольких занятиях и мероприятиях, и только в ДОУ, практически невозможно. Это нужно делать каждый день, каждый час, каждую минуту. Своим личным примером, своим поведением, своим характером, своей деятельностью. А задача и цель у нас одна: сеять разумное, доброе, вечное.