Урок толерантности: « В мире любви, добра и красоты».
Классный руководитель: Косарева А.М.
Цель: помочь учащимся осознать понятие «толерантность», формировать ценностное отношение к нравственным категориям (добро, любовь, красота, терпимость).
Оборудование: рисунки детей, презентация.
Формы и методы занятия: сказка, игра, притча.
Эпиграф: « Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.» (Б. Шоу)
ВЕДУЩИЙ 1:
-Однажды один писатель сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам людям, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир как и природа многообразен и именно этим он прекрасен.
ВЕДУЩИЙ 2:
– Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы – люди этой планеты.
ВЕДУЩИЙ 1:
– Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
Учитель:
-Давайте наш разговор начнем о любви… со сказки
РАССКАЗЧИК: -Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.
ЛЮБОВЬ :
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
РАССКАЗЧИК: Подумал ВОЛШЕБНИК и сказал.
ВОЛШЕБНИК: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
РАССКАЗЧИК: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место.…Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
ВОЛШЕБНИК: Вот выбирай: одну зовут - Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
ЛЮБОВЬ: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбирать…
ВОЛШЕБНИК: Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
РАССКАЗЧИК: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Учитель: Вот прежде чем услышать концовку сказки ответьте, пожалуйста: «А кого выбрали бы вы? Почему?»…….слушаем ответы детей
(продолжение сказки)
РАССКАЗЧИК :Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель: Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы)
Учитель-Мы с вами сегодня поговорим о доброте, любви, взаимопонимании, взаимоуважении, терпении. Все это вмещает в себя слово «толерантность».
Учитель: 16 ноября – Международный день толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
Учитель: Как видите, Талейран умел быть толерантным человеком.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
А сейчас рассмотрим ситуации: отметьте номера ответов один или два для себя на листочке
• Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты идешь с ними гулять.
2.Ты устраиваешь истерику.
Затем дети считают сколько ответов на цифру 1, сколько на цифру 2.
Ключ: Если больше ответов на цифру 1, ты проявляешь большую толерантность. Ты уверен в себе, можешь выразить своё мнение.
Если больше ответов на цифру 2, ты совсем не толерантен. Если бы ты попытался лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым.
Продолжите пословицы:
1. «нет друга – ищи,…» а найдёшь береги.
2. «без беды друга,…» не узнаешь.
3. «друг познается…» в беде.
4. «недруг поддакивает,…» а друг спорит.
5. «не имей сто рублей,…» а имей сто друзей.
6. «один в поле…» не воин.
Творческая работа “Дерево толеранстности”
Сейчас на листочках бумаги в форме листа напишите, что надо сделать, чтобы наша школьная семья стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева.
Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.
Игры
I. Упражнение. «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные расскажут про положительные качества этого человека.
Действительно, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
2. Игра. «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
• Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
• Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
3. Игра. «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
4. Нарисуйте улыбку сегодняшнего мероприятия.