12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макаева Айжан Ишембаевна23

Тема: «Уроки добра и милосердия »

(Размышления над страницами повести В. К. Железникова «Чучело»)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть идейное содержание повести и фильма «Чучело»

Задачи:

1. обучающие: выяснить значение понятий добро, зло, милосердие на примере героев повести «Чучело»;

показать на примере героев повести, как ложное понимание чувства солидарности приводит к жестокости;

привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков.

развивающие: развить читательский интерес, речь, мыслительную деятельность, умение дискуссировать с обоснованием своего мнения; воспитывающие: воспитать чувство сопереживания, сострадания к ближнему, чувства собственного достоинства, доброты, бескорыстия.

Оборудование: ноутбук, колонки, экран, тексты произведения, толковые словари, раздаточный материал (рабочие листы), презентация, фрагменты фильма «Чучело»

Ход урока

Орг. момент.

Приветствие учителя.

-Здравствуйте, уважаемые ребята и гости!

- Я думаю, ребята, что вы готовы к уроку, тексты у вас на столах. Записи мы будем сегодня вести не в тетрадях, а в рабочих листах в виде киноленты.

Определение темы урока. Постановка цели. Беседа.

Наш урок мне хочется начать с небольшой притчи. Послушайте ее.

Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец , вождь племени, разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его внук.
– Плохих людей не бывает, в каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, измену. Это как битва двух волков. Один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш.

Мальчик задумался, а потом спросил:

Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- В чем смысл притчи?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Можете ли вы назвать художественные произведения, в которых поднимается тема добра и зла?

- Наверное, вам известно, что литература стала основой киношедевров. Очень многие произведения легли в основу фильмов. Это и «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Судьба человека» М. Шолохова и многие другие.

- Прошлый год был объявлен в России годом литературы, а чему приурочен 2016? (слайд №1)

-Тема нашего урока связана с вашим домашним заданием. На примере какого худ. произведения и одноименного фильма мы рассмотрим понятия добра милосердия?

Запишем тему в рабочие листы ( слайд 2)

-Попробуем сформулировать цели урока.

Цели: 1. проанализировать содержание повести;

2. рассмотреть образы героев;

3. учиться высказывать свою точку зрения;

4. стремиться воспитать в себе умение быть добрым, милосердным по отношению к другим людям (слайд 3)

3. Лексическая работа в группах.

-Слова «добро», «зло», «милосердие» будут звучать на протяжении всего урока. Прежде чем мы начнем работу, выясним лексическое значение этих слов.

Поработаем в группе со словарями.

1 группа выясняет значение слова «зло», 2 группа- «добро», 3 группа- «милосердие»

4. Работа с текстом.

-Первоначально автор назвал свою повесть «Бойкот».

-Какое из названий точно передает основной смысл повести?

-Итак, обратимся к названию книги. Для этого мы поработаем в парах.

Составим кластер к слову «чучело». Подберите ассоциации. Индивидуальное задание.

-Повесть была написана в 1981 году. Я думаю, вам будет интересно узнать историю фильма.

( слайд 4)

Выступление ученика с индивидуальным заданием об истории создания повести.

Поработаем в группах над содержанием повести. Самостоятельная работа в группах (4-5 мин.)

1 группа.

Лена Бессольцева.

Задание: Дайте характеристику героине, ответьте на вопросы. Аргументируйте свое мнение, приводя примеры из текста.

Вопросы:

-Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки?

-Можно ли смеяться над чувствами человека?

Физминутка (выполняется в середине урока)

- А теперь немного отдохнем, сядем поудобнее, выполним упражнения для глаз.

-Зажмурьте глаза и откройте глаза- 5 раз

-Посмотрите глазами вправо-влево-5 раз

-Посмотрите глазами вверх-вниз-5 раз

-Напишите кончиком носа слова добро, милосердие.

- Я думаю, что такие небольшие упражнения, помогут вам сберечь свое зрение.

2 группа. Одноклассники Лены.

Задание: Дайте характеристику классу, ответьте на вопрос. Аргументируйте свое мнение, приводя примеры из текста.

Вопрос:

-Что вы увидели в детях?

3 группа.

Дедушка Лены - Николай Николаевич.

Задание:

Расскажите о доме, в котором проживала главная героиня и ее дедушка, подтверждая примерами из текста.

Вопросы:

-Почему Николай Николаевич так любил свой дом?

-Что для вас значит дом?

-В какой обстановке воспитывалась героиня?

5. Работа над содержанием фильма.

-Вспомним кадры из фильма Ролана Быкова.

Просмотр фрагментов фильма (слайд 5)

- Ребята, что поразило вас в этих кадрах?

-Как вы считаете, в основе содержания книги - действительная
сегодняшняя жизнь школьников или это выдумано?

-Сейчас очень модным стало создавать буктрейлеры к содержанию книги. У нас в классе есть режиссеры, актеры. Давайте посмотрим на их работу.

Просмотр буктрейлера (слайд 6)

-Удалось ли вам передать накал событий?

Итог урока.

-Подведем итоги. Какие чувства в вас вызвали фильм и книга?

Ваши слова мне хочется подтвердить стихотворением поэта Андрея Дементьева (чтение стихотворения учителем)

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

Домашнее задание (слайд 7)

- Я предлагаю вам дома побывать в роли писателей. Выразить свои чувства на бумаге. Домашнее задание по выбору, вы можете найти его в рабочих листах.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Над чем меня заставила задуматься повесть В. Железникова “Чучело”?

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как бы я поступил (а) в ситуации, которая произошла с Леной?»

Рефлексия. С каким настроением вы уходите с урока? Что вы уносите?

Появилось ли у вас желание прочитать книги о добре и милосердии?

Как бы вы себя оценили?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 21.06.17 в 09:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!Урок очень нужный на злободневную тему!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.