Конспект урока биологии в 6 классе на тему «Способы размножения растений»
Конспект к уроку: «Способы размножения растений». 6 кл
Цель урока: познакомить учащихся с основными способами размножения растений.
Задачи:
образовательная
- определить значение процесса размножения как жизненно необходимого в жизни растений;
- выявить существенные признаки отличия полового размножения от бесполого.
развивающая
- синтезировать, обобщать и структурировать полученную информацию;
- адекватно оценивать свои знания на этапе первичного закрепления знаний;
воспитательная
- развивать коммуникативные учебные действия, через общение и взаимодействие)
- формировать бережное отношение к растениям
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, карточки.
Методы обучения: рассказ, демонстрация, объяснение, беседа
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута)
2. Актуализация и мотивация знаний (5 минут)
3. Изучение нового материала (28 минут)
4. Закрепление материала (8 минут)
5. Домашнее задание (1 минута)
6. Подведение итогов (2 минуты)
- Организационный момент
Приветствие учителем класса. Проверка отсутствующих учеников
- Актуализация и мотивация знаний
На предыдущих уроках вы уже познакомились с важными процессами протекающих в растении –фотосинтезом, дыханием и испарением. А также узнали многое о прорастании семян, росте и развитии растений. () Для закрепления знаний по предыдущей теме проведем небольшую игру.
Игра «светофор»
Даны утверждения, необходимо поднять зеленую карточку если утверждение верное, в случае если утверждение неверное-красную.
Семя- это растение в зачаточном состоянии +
Для прорастания семян не требуется вода –
Если семена высеивать в сухую почву они погибнут +
В семени зародыш не дышит –
Семена прорастают независимо от глубины заделки –
Зародыш превращается в стебель –
Для прорастания семян разных растений требуется одинаковая температура -
Молодцы! Как вы думаете какой процесс необходим растениям для распространения и расселения на Земле? (размножение) Что для этого необходимо?
Какова цель нашего урока? Запишите тему урока «Способы размножения растений» в тетрадь
В процессе роста и развития растение накапливает различные питательные вещества и, достигнув определенного возраста, оно приступает к размножению.
Размножение – одно из обязательных свойств любого живого организма и заключается оно в увеличении числа особей. ()
У растений различают 2 способа размножения. Знаете ли вы какие?
-Правильно, бесполое и половое. Бесполое размножение растений подразделяют еще на 2 вида: спорообразование и вегетативное размножение. (записывают в тетради) С помощью спор размножаются водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны.()
-Что же такое спора?()
Спора - это специализированная клетка растения, предназначенная для переживания им неблагоприятных условий и размножения. (записывают определение в тетради.)
Она отделяется от материнского растения и, попав в благоприятные условия, прорастает, образуя новое растение. Одно растение может образовывать тысячи и миллионы спор, из которых лишь некоторые прорастут и дадут новые поколения растений.
При вегетативном способе размножения новые особи развиваются из вегетативных органов растения.
-Давайте вспомним что это за органы?
«Вегетация» означает «рост». Вегетативные органы – это органы роста. К ним относят: лист, стебель, корень, почку, их видоизменения и даже части.
Существует очень много способов вегетативного размножения растений, большинство из которых вам уже известны: листом, стеблевым черенком, усами, отводками и т.д.() Биологический смысл бесполого размножения: «Новая особь при бесполом размножении наследует все признаки и свойства материнского организма.» (учащиеся формулируют самостоятельно, используя учебник, и записывают его в тетради)
Половое размножение происходит при помощи особых половых клеток – гамет. Различают мужские и женские гаметы: сперматозоиды (спермии) и яйцеклетки.
Сперматозоиды – подвижные, имеют хвостик. Спермии – неподвижные, не имеют органов передвижения.
Яйцеклетки как правило крупнее сперматозоидов так как имеют большой запас питательных веществ для развития будущего зародыша. () (Составляют схему в тетради, записывают определения.)
Процесс слияния мужской и женской гамет называется – оплодотворение. () (Записывают определение.) В результате этого процесса образуется зигота – первая клетка нового растения. Из зиготы развивается зародыш будущего растения, который несет признаки обоих родителей.()
Таким образом при половом размножении, в отличие от бесполого, новый организм образуется в результате слияния половых клеток, каждая из которых имеет свои наследственные признаки, их передают хромосомы, находящиеся в ядрах клеток.
Биологический смысл полового размножения: «В результате полового размножения у растения могут появиться новые свойства, которые помогут ему лучше приспособиться к окружающей среде» (учащиеся формируют самостоятельно, используя текст учебника и записывают его в тетради) Проверьте выполнение у своего соседа по парте.
У всех высших растений происходит закономерная смена бесполого размножения половым. Но об этом мы тоже поговорим на следующих уроках. Сформулируйте вывод о значении процесса размножения в природе?
4.Закрепление материала.
В качестве закрепления изученного материала я предлагаю вам выполнить задания в рабочих картах. Используйте для этого записи в тетрадях и параграф 21 учебника. Ответьте на вопросы. Заполните схему.
5. Домашнее задание.
Параграф 21, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Зарисовать различные способы вегетативного размножения растений и подписать название.
6. Подведение итогов
Сегодня мы познакомились со способами размножения у растений. - Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? Понравилось ли вам на уроке? Какое сейчас настроение? Выставление оценок за работу на уроке.
Спасибо за урок! До новых встреч!
Способы размножения растений
PPT / 925.5 Кб
Задания
DOC / 33 Кб