Презентация к уроку русского языка на тему «Способы словообразования»
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Основные способы словообразования Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение Переход из одной части речи в другую
ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ Образуются: -имена существительные: дед – прадед режиссёр – сорежиссёр - имена прилагательные: милый – премилый - глаголы: бежать – прибежать - местоимения: кто – кое-кто какой – никакой - наречия: высь – ввысь, где – кое-где - причастия: заслуженная - незаслуженная
ПРАКТИКУМ С помощью приставок НЕ- или НИ- образуйте новые слова: смешной, счастье, нужный, сколько, что, когда. От данных глаголов с помощью приставок образуйте новые слова: писать, читать, говорить, видеть. Запишите слова, от которых образовались данные: дошкольный, контригра, расслышать, сверхинтересный, ненадолго, пригород.
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ Образуются: - имена существительные: гора – горец - имена прилагательные: хороший – хорошенький - глаголы: разделать – разделывать - ВСЕГДА! причастия: видеть – видевший деепричастия: делать – делая - местоимения: кто - кто-то, какой - какой-нибудь - наречия: где - где-либо, бесспорный - бесспорно
ЭТО ВАЖНО!!! суффиксальный способ: -наречия на –О, -Е -существительные на –НИЕ (ожидание, рождение, служение) со значением действия - причастия - деепричастия
ПРАКТИКУМ От данных глаголов образуйте причастия: раскрыть, разводить, угрожать, придавить, отказать. От данных глаголов образуйте деепричастия: похлопывать, прыгнуть, подпрыгивать, выкрикивать. Определите, от каких слов образовались данные: бесшумно, рассказчик, слабость, заготовка, зимовщик, громче, где-либо, удивительный.
ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ Образуются: - имена существительные: гора – пригорок, окно – подоконник - имена прилагательные: шум – бесшумный, дар – бездарный - глаголы: вред – обезвредить - наречия: сухой – насухо, новый – снова, русский – по-русски
ПРАКТИКУМ От данных прилагательных образуйте наречия: давний, добрый, редкий, хозяйский, испанский, правый, светлый. Покажите, как образовались данные прилагательные. Бездарный, бесполезный, беспомощный, бесконечный, безбрежный.
БЕССУФФИКСНЫЙ СПОСОБ Образуются только имена существительные - от глаголов: вывихнуть - вывих завозить – завоз записать – запись прорубить – прорубь - от имён прилагательных: высокий – высь глухой – глушь рваный - рвань
ПРАКТИКУМ Образуйте от данных слов имена существительные. Откормить, ощупать, подписать, отделить, отогреть, переломить, резать, ходить, хохотать; зыбкий, синий, зелёный, широкий, тихий, дикий, гладкий, глубокий.
СЛОЖЕНИЕ Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. сложение производящих слов. диван-кровать ← диван, кровать сложение производящих основ с помощью соединительной гласной. лесостепь – лес-о-степь□ ← лес, степь
сложение производящих основ без соединительной гласной. сложение производящих основ без соединительной гласной. Ленинград ← Ленин, град сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов. стенгазета ← стенная газета сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков) облоно ← областной отдел народного образования;
Практикум Определите способы сложения следующих слов: Канцтовары, вуз, самолет, сбербанк нефтепровод, дровосек, одногодок, ярко-изумрудный, тридцатилетний, ФБР, ТЮЗ.
Задание 1 Из предложения 17 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ способом. (17)Ибо действительно фундаментально, по-научному подходит к этой тайне человечества, а потому подтверждает, сколь сложен человек, а также его внутренний мир...
Задание 2 Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (3) Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес.
Задание 3 Из предложений 42-43 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (42) 0пределите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (43) Это значит, что в ней что-то существенное есть.
Задание 4 Из предложений 28-31 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. — (28) Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга! (29) Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой. — (30) Видишь, захворал человек. (31) Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.
Задание 5 Укажите способ образования слова ОПОЗДАНИЕ (предложение 40). (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...
Задание 6 Из предложений 68-70 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (68) Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69) Пусть никто не знает, что мне страшно. (70) Но себе-то самому я могу сказать правду?