Методическая разработка урока русского языка на тему «Словообразование деепричастий» (7 класс)
ТЕМА: Образование деепричастий, 7 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
1. Формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
2. Отработать навык - умение из глаголов делать деепричастия
3. Продолжать формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности.
4. Научить использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации.
РАЗВИВАЮЩАЯ
1. Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к русскому языку на основе:
- соединения теоретического материала с пониманием его практического применения;
- установления связи изучаемого с жизнью;
- создания нестандартной ситуации при закреплении и отработке изученного материала;
- создания ситуации успеха.
- развития речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться);
- развития коммуникативных умений и навыков;
- обогащения словарного запаса учащихся;
- расширения кругозора учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
1. Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности.
2. Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
3. Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.
4. Воспитание бережного отношения к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, презентация, таблица, раздаточный материал (лист контроля, игра «Верите ли мне», карточки для исследовательской работы
ХОД УРОКА:
Орг.начало
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это 5 раз.
Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…
- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).
- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы? Тогда в путь. Желаю удачи. Внимание на экран. (Слайд 2)
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно,
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;
Я по значению похоже на глагол.
- О какой части речи загадка? Так значит что будем изучать?
Сегодня на уроке продолжим восхождение в горы по теме «Деепричастия ». Слайд У каждого есть лист контроля, куда будете заносить свои результаты покорения высоты. Слайд 3.
Учитель: Но покорение горных вершин - дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают.
Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?
Конечно, с медосмотра. Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это будет наш старт.
Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме. Игра «Верите ли вы..?»
У каждого лист контроля и критерии оценивания. Слайд 4.
№ 1
№2
№3…
№10
Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет - «-».
Слайд 5.
-
Деепричастие - это служебная часть речи.
-
Деепричастие обозначает добавочное действие.
-
Деепричастие образуется от глагола.
-
Деепричастие - неизменяемая часть речи.
-
Деепричастие изменяется по лицам и временам.
-
Деепричастие в предложении является определением.
-
Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида.
-
Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех, которые без не не употребляются.
-
Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.
-
Деепричастия совершенного и несовершенного вида образуются при помощи суффикса а-я
Взаимопроверка. Слайд 6 с правильными ответами. Оценивание работы по критериям:
0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»
Записать в лист контроля результат (поставить оценку).
Поднимите руки, кто написал на «5», «4»? Назовите номера вопросов, где допустили ошибки.
-Какое задание вызвало затруднение? О чем это говорит?
-Так кто догадался, какую тему будем сегодня изучать? (Слайд)
- Сформулируйте цель урока. (Слайд)
Познакомиться с образованием….
Развивать умение правильно …… и ……..
-Для чего и где пригодится эта тема?
Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида?
-Попробуйте от глаголов образовать деепричастия. (Слайд) .Выделите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.
глагол несов.вида
(что делают?)
дееприч. несов.вида
(что делая?)
глагол сов.вида
(что сделать?)
дееприч. сов.вида
(что сделав)
кричат
нарисовать
замирают
Замереть
красуются
нахмуриться
-У каждого глагола выделите основу. Деепричастия расчлените на основу и суффикс. Сделаем выводы и составим опорную таблицу.
Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов - а-, -я-, а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов - в-, -вши-,-ши. (Слайд)
А теперь откройте учебники на стр.224 и сравните наши выводы и выводы учебника.
-Оцените себя на данном этапе урока.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Вплоть до 18 века в русском языке деепричастия образовывались с помощью суффиксов -учи,-ючи,-ши. Сейчас эти суффиксы почти не употребляются, но связь времен в языке не утрачивается. Сохранились формы слов, которые хранят в себе память времен. Но следует иметь в виду, что от некоторых глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида:
-
от глаголов, корни которых состоят из одних гласных: бить - бьют, шить - шьют, жечь - жгут, ждать - ждут, лгать - лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться - мчатся → мчась.
-
от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на -ЧЬ) : беречь - берег, мочь - могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь.
-
от глаголов на -НУТЬ ( с суффиксом -ну- ): пахнуть - пахнут, гнуть - гнут, мокнуть - мокнут, тянуть - тянут, гаснуть - гаснут и др.
-
от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать - пишут, резать - режут и др.
-
от глаголов : расти, лезть, бежать, вязать и др.
Иногда деепричастия несовершенного вида в разговорной и просторечной формах образуются с помощью суффиксов -в, -вши (аналогично деепричастиям совершенного вида): иметь → имев, ехать → ехавши, иметь → имевши.
Физкультминутка
Деепричастие
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем поработать нужно.
-Из слов физминутки выпишите деепричастия, определите их вид, объясните, как он образовались.
Поставьте оценки в листе контроля.
-Ребята, а как вы думаете, какую роль выполняют деепричастия в нашей речи.
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Эти свойства широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
Использование деепричастий помогает поэту создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы.
Поэтому их очень часто используют в поэтических и прозаических текстах. Предлагаю в этом убедиться.
Исследовательская работа в группах. (Работа с текстами)
Перед вами отрывки из стихотворений великих поэтов! Прочитать отрывки из стихотворений, выполните задания:
-Вспомните автора.
-Вставьте пропущенные деепричастия, определите их вид.
-Выполните их словообразовательный анализ.
-Графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты, вставьте пропущенные знаки препинания.
-Сравните оригинал с текстом без деепричастий и определите роль деепричастий этого отрывка, напишите об этом небольшое рассуждение.
1.Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится":
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
2. Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза":
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
3. А.С.Пушкина "Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
4. С.А.Есенина "Отговорила роща золотая":
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…
Заключительная часть
Пролетел и наш урок,
Скоро прозвенит звонок.
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь,
Говорили ,улыбаясь,
Отвечали, не теряясь,
В работе приняли активное участие.
Скажем спасибо деепричастию.
- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог …
10.урок дал мне для жизни..!
На всякий случай . Игра « Потерявшиеся пословицы».
Нужно восстановить пословицу, найти деепричастие, определить вид.
- Не давши слова, крепись…. ….по волосам не плачут.
- Не зная броду,… ….да и шубу в печь.
- Рассердясь на блох… ….а давши держись.
- Снявши голову,… ….потерявши плачем.
- Что имеем не храним,…. ….не суйся в воду.
Исследовательская работа в группах. (Работа с текстами)
Перед вами отрывки из стихотворений великих поэтов! Прочитать отрывки из стихотворений, выполните задания:
-Вспомните автора.
-Вставьте пропущенные деепричастия, определите их вид.
-Выполните их словообразовательный анализ.
-Графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты, вставьте пропущенные знаки препинания.
-Сравните оригинал с текстом без деепричастий и определите роль деепричастий этого отрывка, напишите об этом небольшое рассуждение.
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка - «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка- «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка- «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка- «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка- «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка- «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка- «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок -
«2»
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка- «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок -
«2»
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка- «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок -
«2»
Игра «Верите ли вы?»
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Оценивание работы по критериям:
0-1 ошибка- «5» 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок -
«2»
Лист контроля
Вид работы
Игра «Верите ли вы?
Как понял объяснение учителя
Словообразование деепричастий
Исслед. работа
Итоговая оценка
Оценка
Лист контроля
Вид работы
Игра «Верите ли вы?
Как понял объяснение учителя
Словообразование деепричастий
Исслед. работа
Итоговая оценка
Оценка
Лист контроля
Вид работы
Игра «Верите ли вы?
Как понял объяснение учителя
Словообразование деепричастий
Исслед. работа
Итоговая оценка
Оценка
Лист контроля
Вид работы
Игра «Верите ли вы?
Как понял объяснение учителя
Словообразование деепричастий
Исслед. работа
Итоговая оценка
Оценка
Лист контроля
Вид работы
Игра «Верите ли вы?
Как понял объяснение учителя
Словообразование деепричастий
Исслед. работа
Итоговая оценка
Оценка