Занятие на тему «Словосложение как способ словообразования»
Разработка занятия по английскому языку в рамках конкурса
«Лучшая образовательная головоломка»
Учреждение: УИФ ГБПОУ ИО «Иркутский энергетический колледж»
Дисциплина: иностранный язык
Преподаватель: Кривых Людмила Дмитриевна
Тема занятия: Словосложение как способ словообразования.
Группа: 1 курс СПО
Тип занятия: Урок открытия нового знания
Вид занятия: практическое занятие
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Технические средства: ноутбук, проектор
Время проведения занятия: 90 минут
Цели занятия:
1. Систематизация лексических знаний по теме «Словосложение как способ словообразования»;
2. Повышение уровня владения иноязычной речью.
Учебно-познавательные задачи:
1. Развивать логическое мышление путем решения логических задач.
2. Учить использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач.
Учебно-практические задачи:
1. Обогащать лексический запас через применение полученных знаний при решении логических задач;
2. Развивать языковую догадку через анализ словообразовательных элементов.
1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности. Языковая разминка.
What date is today? Who is absent today? What season is it now? What weather is like today? Etc…
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Brainstorming (технология «Мозговой штурм»)
Преподаватель показывает презентацию в программе “Power Point” и предлагает решить лексические примеры, после чего помогает обучающимся сформулировать цель занятия, составить план действий, через которые будут получены новые знания, умения, навыки.
Star (звезда) + fish (рыба) = ? (starfish – морская звезда)
Jelly (желе) + fish (рыба) = ? ( jellyfish – медуза)
Cramp (судорога, спазм) + fish (рыба) =? ( crampfish – скат)
3. Актуализация знаний и способов действия.
Преподаватель организует работу с новым материалом, используя таблицу с примерами лексических единиц.
Table (стол) → |
Cloth (одевать) |
← bed (кровать) |
||||
Tablecloth – скатерть bedclothes – комплект постельного белья |
||||||
Pea (горох) → |
Nut (орех) |
← screw (винт) |
||||
Peanut – арахис screwnut - гайка |
||||||
butter (сливочное масло) → |
Fly (летать) |
← dragon (дракон) |
||||
Butterfly – бабочка dragonfly - стрекоза |
||||||
Gold (золото) → |
Finch (зяблик) |
← bull (бык) |
||||
Goldfinch – щегол bullfinch -снегирь |
||||||
Sparrow (воробей) → |
Grass (Трава) |
←Snake (змея) |
←Hop (прыгать на одной ноге) |
|||
Sparrow-grass - спаржа |
Grass- snake - уж |
Grass – hopper - кузнечик |
Преподаватель объясняет обучающимся, что в процессе чтения текста часто встречается незнакомая лексика. В такой ситуации особую роль играет способность догадываться о значении незнакомых слов, опираясь на языковую догадку. Умение анализировать словообразовательные элементы значительно облегчает читателю работу с текстом: экономится время, которое могло бы быть потрачено на поиск той или иной лексической единицы в словаре, а незнакомые слова в случае правильного их понимания запоминаются проще и эффективнее.
Существует три стадии анализа словообразовательных элементов.
1. Легкая стадия (easy stage) – путем сложения двух слов легко догадаться о значении слова:
bookshelf (книжная полка) = book (книга) + shelf (полка)
bedroom (спальная комната) = bed (кровать) + room (комната)
honeymoon (медовый месяц) = honey (мед) + moon (месяц)
2. Средняя стадия (medium stage) – определение значения слова требует языковой догадки:
Pancake (блин) = pan (сковорода) + cake (торт, пирожное) → на сковороде готовят блины
Mother - in – law (теща, свекровь) = mother (мама) + law (закон) → женщина, которая становится мамой после заключения законного брака – это теща (свекровь)
Milkshake (молочный коктейль) = milk (молоко) + shake (трясти) → технология приготовления молочного коктейля основана на взбивании (тряске) молока
3. Сложная стадия (difficult stage) – определение значения слова требует развитого логического мышления
Butterfly (бабочка) = butter (сливочное масло) + fly (муха) → у всех бабочек крылья на ощупь слегка маслянистые из-за наличия чешуек на крыльях
Hedgehog (ежик) = hedge (живая изгородь) + hog (свинка) → колючки ежика похожи на живую изгородь, а свинка, потому что ежики издают звуки, похожие на хрюканье.
Ladybird (божья коровка) = lady (дева) + bird (птица) → Lady - это отсылка к Деве Марии, а Божья коровка считается животным Девы Марии, поэтому она "божья". В нашей культуре это тоже символическая букашка. Считается, что она посланник богини плодородия. Отсюда и всем известные слова: "Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба". Поэтому, а "bird", "bug" или "beetle" - птичка, букашка.
4. Первичная проверка понимания.
Преподаватель предлагает обучающимся применить полученные знания в решении логической задачи. Обучающиеся работают в группах. Каждой группе преподаватель раздает карточки с основным словом и сопутствующими и предлагает составить новые слова с определением их лексического значения.
sports |
man |
? |
fire |
? |
|
business |
? |
|
snow |
? |
|
milk |
? |
|
police |
? |
|
fisher |
? |
|
grooms |
? |
foot |
ball |
? |
basket |
? |
|
hand |
? |
|
snow |
? |
|
meat |
? |
|
soft |
? |
|
pin |
? |
|
base |
? |
bath |
room |
? |
living |
? |
|
show |
? |
|
class |
? |
|
mush |
? |
|
store |
? |
|
check |
? |
После того, как обучающиеся составят слова, преподаватель спрашивает, в составлении каких слов у них возникли затруднения и почему, для того, чтобы разобраться с трудностями и помочь в переводе слов.
5. Первичное закрепление. Преподаватель показывает презентацию в программе “Power Point” и предлагает обучающимся догадаться, какое слово зашифровано, показывая две картинки. В процессе выполнения задания преподаватель по мере необходимости консультирует обучающихся, корректирует ход решения задачи.
? |
|||
Sand (песок) |
Glass (стакан) |
= |
Sandglass (песочные часы) |
Примеры картинок:
Sea |
horse |
? |
Sea-horse |
Sea |
board |
? |
Sea-board |
Test |
tube |
? |
Test-tube |
time |
table |
? |
Time-table |
cow |
berry |
? |
cowberry |
water |
melon |
? |
watermelon |
ice |
cream |
? |
Ice-cream |
pine |
apple |
? |
pineapple |
pea |
cock |
? |
peacock |
sun |
day |
? |
Sunday |
Преподаватель организует прослушивание готовых результатов работы обучающихся, задает вопросы, корректирует ошибки (если таковые были допущены).
Преподаватель предлагает каждой группе найти новые слова в предложенных словах.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
PINK |
FARMER |
SNAIL |
KITTEN |
OSTRICH |
TRIANGLE |
BALLON |
CARPET |
PLUMP |
SPRING |
PLANT |
BROWN |
CHAIR |
BONFIRE |
SLIPPERS |
ISLAND |
WINDOW |
GLOVE |
DOLLAR |
CHESTNUT |
BROOM |
CABBAGE |
SEASON |
CAPTAIN |
TRACTOR |
BATH |
PAINT |
VEGETABLES |
SWORD |
WOMAN |
CONTENTS |
STABLE |
BUNCH |
NETTLE |
ADDRESS |
NEEDLE |
BEAST |
TRAIN |
BEETLE |
Преподаватель организует прослушивание готовых результатов работы обучающихся, задает вопросы, корректирует ошибки (если таковые были допущены).
5. Рефлексия. Преподаватель организует рефлексию, совместно с обучающимися систематизирует полученные знания, подводит итоги занятия, раздает обучающимся листы самооценки, оценивает работу обучающихся. Объясняет домашнее задание. Благодарит за сотрудничество и плодотворную работу.