Урок на тему «Виды морфем. Способы словообразования в русском языке»

1
0
Материал опубликован 12 February 2020

Баженова Елена Николаевна – преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ АО «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта» г. Северодвинска

Методическая разработка урока русского языка.

Тема: Виды морфем. Способы словообразования в русском языке.

Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Виды морфем. Способы словообразования в русском языке»: состав слова, виды морфем, основа слова, способы словообразования в русском языке, правописание безударных гласных, правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Задачи: Образовательные:

совершенствовать умения

проводить разные виды языкового анализа: морфемного, словообразовательного, орфографического;

находить и исправлять грамматические, орфографические, пунктуационные и орфоэпические ошибки;

составлять высказывание в устной и письменной формах на профессиональные темы по опорным словам.

Развивающие:

развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление студентов;

развивать навыки грамотной устной и письменной речи;

развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

использовать ознакомительное, просмотровое чтение в соответствии с коммуникативной задачей; извлекать необходимую информацию из различных источников, учебных пособий, справочной литературы;

развивать общую культуру, кругозор студентов.

Воспитательные:

способствовать воспитанию нравственных качеств, коммуникативных умений, обеспечивающих успешность их в будущем;  

воспитывать любовь к родному языку и культуре, профессии, уважение к окружающим.

 

Предполагаемый результат урока: знание теоретических понятий по теме «Виды морфем. Способы словообразования в русском языке»: морфема, корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, безударные гласные, чередующиеся гласные в корне слова, морфемный и словообразовательный разборы, морфологический и неморфологический способы образования слов, суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный способы образования слов, чередующиеся и безударные гласные в корнях слов;

умение демонстрировать и применять сформированные знания по изученным темам.

 

Оснащение: Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. — М., 2017.

Багдасарова Т. А. Технология токарных работ: учебник для начального профессионального образования / Т. А. Багдасарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Маслов В.И. Сварочные работы: учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Покровский Б. С. «Справочник слесаря механосборочных работ. Учебное пособие для начального профессионального образования» – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения (УУД)

Время

Этап 1. Мотивационный

Создать доброжелательную психологическую атмосферу для общей работы

Приветствует обучающихся. Проверяет их готовность к уроку. Создает мотивацию к действиям

Приветствуют преподавателя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность

 

1

Этап 2. Формулирование цели урока

Подвести к формулированию темы и цели урока: «повторить изученный материал по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Спрашивает студентов, что предстоит сегодня сделать, просит поставить цели.

Слушают преподавателя. Формулируют тему и цель урока

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание

4

Этап 3. Языковая разминка

Закрепить умения, применять изученные орфографические правила по изученной теме в практике письма

Диктует слова и словосочетания (см. Приложение 1)

Записывают словарные слова, графически объясняют орфограмму, выделяют корень, приставку, суффиксы, ставят ударения, подбирают родственные слова. Работу сдают преподавателю

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия

15

Этап 4. Актуализация опорных знаний и умений

Установление внутрипредметных связей (русский язык, спецтехнология, литература), повторение теоретического материала. Анализ содержания учебного материала по темам «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Организует повторение и проверку знаний по русскому языку.

 

Участвуют в работе по повторению основных понятий, отвечают на вопросы преподавателя, используют материал учебника

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. — М., 2017 на стр. 122-138

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

5

Этап 5. Применение знаний и умений в новой ситуации

выполнить задание 2: (повторить на практике материал раздела «Морфемика. Словообразование. Орфография»; выставить оценки

 

Создает условия для работы в группе: делит обучающихся на мини-группы, выдает задания для каждой группы (см. Приложение 2).

Объясняет задание.

Организует проверку выполненной работы. После выступления каждой группы осуществляет просмотр работ.

Спрашивает всех студентов, как они оценивают свою работу в группах.

Распределяются на мини-группы. Создают графический объект в соответствии с заданиями (Приложение 2). Каждая группа выходит и делает краткое сообщение в соответствии с заданием. Выполненное задание проецируется на экран. Студенты слушают, задают вопросы. Отвечают на вопросы. Оценивают выступление друг друга. Оценивают свою работу:

Познавательные УУД: анализировать и классифицировать языковой материал, структурировать знания, осуществлять информационную переработку текста.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, слушать и слышать друг друга, обеспечивать бесконфликтную работу в группе.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действия после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия

 

 

 

43

Этап 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выявить качество усвоения материала

 

Выявляют качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

 

Выполняют задание (Приложение 3): сначала самостоятельно, затем один из студентов комментирует выполненное им задание, строит рассуждение по нахождению верного ответа. Остальные слушают и проверяют. Оценивают свою работу: за каждый правильный ответ – 1 балл. Выступающему тоже дается 1балл, если правильно было построено рассуждение и дан ответ. Студенты составляют вопросы, могут исправить свои результаты, получить дополнительные баллы

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

 

 

 

15

Этап 6. Рефлексия

Осуществить самооценку своей деятельности на уроке

Переводит баллы, заработанные студентами в течение урока, в отметки за выполненные задания. Проводит рефлексию, задает вопросы: «Вы довольны своими результатами? Что получилось, что не удалось? Что нужно повторить?»

Восстанавливают последовательность действий на уроке. Проводят самооценку своей деятельности

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия

4

Этап 7. Домашнее задание

записать домашнее задание

Дает домашнее задание, комментирует его

Записывают домашнее задание (Приложение 4), задают уточняющие вопросы

 

 

3

 

 

                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Запишите под диктовку, в выделенных словах укажите корень, приставку, суффиксы, расставьте ударения.

 

Возьмешь, скольжение, кристаллы, металлы, решетка, параллельный, расстояние, наклеп, алюминий, монокристалл, феррит, аморфность, анизотропное строение, модуль упругости, физико-механическое свойство, кристаллографическая плоскость, поликристаллические тела, гранецентрированная кубическая решетка, жаропрочная сталь, увеличение микронадрезов, ультраскоростная обработка, мелкозернистая структура.

 

Подберите к приводимым ниже словам родственные, расставьте ударения.

 

Увеличивать, смазывать, зависящий, жидкость, вязкость, сдвиг, шероховатость, притяжение, прослойка

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 группа

Написать сочинение-миниатюру по опорным словам.

 

Как я буду ухаживать за станком

Части, работоспособность, высокие качество, очистить, стружка, охлаждающая жидкость, ветошь, станина, суппорт, масло, поверхность, каретка, трущиеся части, подшипники, винт, тавот (вид смазки), пол-оборота, паспорт станка, конические отверстия, шпиндель, пиноль, забоины, приводные ремни, несчастный случай, движущиеся, вращающиеся части.

Постройте словообразовательную цепочку к выделенному слову.

 

2 группа

Работа с таблицами.

а) Безударные гласные в корне слов.

Придумайте слова (по 3 примера) на каждую орфограмму. Что общего между орфограммами?

Впишите в таблицу следующие слова: вытянуть, выбирать, растерять, прикасаться, обдирать.

 

Гласные в корне

проверяемые

ударения

непроверяемые ударением

чередующиеся

а-о е-и

 

 

 

 

3 группа

 

Способы образования частей речи.

Придумайте слова (по 6 примеров), образованные с помощью каждого из способов, указанных в таблице. Обозначьте части слова. Какой из способов образования слов является самым продуктивным?

 

Морфологический способ образования частей речи

Неморфологические способы образования слов

слияние двух слов в одно

переход одной части речи в другую

 

 

 

 

Впишите в соответствующие графы таблицы слова: обрабатываемая, деталей, токарно-винторезный, коробка, бабка, вал, токарь, отросток, резцедержатель.

 

4 группа

Морфологический способ образования частей речи.

Придумайте и запишите по 6 слов в соответствующие колонки данной таблицы. Назовите продуктивные способы образования новых слова.

 


 

Суффиксальный


 

Префиксальный

Префиксально-

суффиксальный

Сложение

основ

 

 

 

 


 

Впишите в таблицу следующие слова:

закрепляют, четырехгранная, наклонять, сферические, гайка, винт, смазка, поверхность, слив, надлом, выпрямить, твердосплавные, угломер.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Работа с текстом.

 

Спишите, вместо точек добавляя нужные окончания; в словах подчеркните основу и окончание. Укажите, с какими словами согласуется каждое слово, в котором пропущено окончание. Определите, какой частью речи они выражены. Объясните правописание выделенных слов.

 

Все металлы и их сплавы имеют кристалличес… структуру. Кристаллы представляют собой тела в форм…многогранник… с определенной внутренн… структурой. Эта структура у металлов в тверд… состоян… характеризуется правильн… расположени… атом…, размещенных в узлах пространственн…решетк…, которая состоит из ряда параллельных кристаллографических плоскост…, отстоящих друг от друга на определенн… расстояниях.

Трение, возникающ.. в процессе резани…, вызывает сильный нагрев ружущ… инстумента, что ускоряет его износ. Режущ… инструмент быстро выходит из строя. При работе режущ… инструментом происходит обильное выделение теплоты. Выделяемая теплота - это нежелательн… явление, с которым необходимо бороться при помощи различн… рода смазочно-охлаждающ… средств.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

 

Домашнее задание на выбор:

 

Выполнить упражнения № 109, 119.

Напишите сочинение –миниатюру по опорным словам:

 

В цехе пожара не будет

Концы, правила, промасленные, станок, тряпки, загореться, аккуратно, электродвигатель, отведенное, предохранители, перегревание, электромонтер, загорание, тушить, телефон, команда, брезент, огнетушитель, масло, смазка, песок.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации