12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Татьяна Немчинова41
Россия, Татарстан респ., Волгоград
3

Конспект урока русского языка «Словообразование имен существительных»



Словообразование имен существительных
PPTX / 96.31 Кб

I. Информационная карта урока.

ФИО учителя: Немчинова Татьяна Владимировна

Должность: учитель русского языка и литературы

ОУ: Лицей № 9

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: Словообразование имен существительных.

Базовый учебник: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич. Русский язык. 6 класс. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014

Место в общей структуре курса: 5-ая тема раздела «Имя существительное»

Тип урока: интегрированный

Технология: деятельностный метод обучения

Цель урока: обеспечить условия для формирования умения определять способ словообразования имени существительного, выполнять словообразовательный разбор.

Планируемые достижения:

- личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

- метапредметные: регулятивные: умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; уметь оценивать свою работу; познавательные: умение работать с  текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, классификации; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, извлекать нужную информацию; коммуникативные: умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- предметные: знание теоретического материала по теме «Словообразование имен существительных», умение выполнять словообразовательный разбор

II. Структурные элементы урока.

1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя учащихся. Здравствуйте, ребята. Я уверена, что наше сотрудничество на этом уроке будет одинаково полезным как для вас, так и для меня. Желаю быть на уроке раскрепощенными и ничего не бояться!

2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам.

Совсем недавно вы закончили изучать раздел «Лексикология», поэтому без труда ответите на первый вопрос: Что такое лексика? (Словарный состав языка).

Словарный состав русского языка – это застывшее явление или изменяющееся? (изменяющееся). Почему?

Что происходит в процессе изменения? (одни слова уходят из языка, другие появляются).

То есть словарный состав языка постоянно пополняется. Так? Каким способом? (появляются слова из других языков – это путь заимствования).

Еще? (Одним из важнейших путей пополнения является словообразование).

Открываю слайд 1. Думатель, умность, светлота, зверопарк, радование./data/files/i1560164303.pptx (Словообразование имен существительных)

1) Эти слова – результат заимствования или словообразования? К какой части речи относятся? Что они обозначают? Как появились? (приходим к выводу, что слова образованы суффиксальным способом и сложением). Как вы думаете, кто их изобрел? (Дети от 3 до 5 лет).

2) Итак, глядя на эти существительные, появившиеся в результате словообразования, скажите, какую тему мы будем рассматривать на уроке. Словообразование имен существительных. (Запишите в листах число, классная работа. Укажите тему.)

3. Целеполагание. Отталкиваясь от формулировки темы, попробуйте определите цель нашего урока. Узнать, какие способы словообразования используются при создании существительных, научиться их определять.

Какие задачи мы должны решить, чтобы добиться поставленной цели?

1. Вспомнить, какие способы образования слов есть в русском языке.

2. Выяснить, все ли способы используются при создании существительных.

3. Вспомнить порядок словообразовательного разбора.

4. Осознание  учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.

Ну что ж, принимаемся за работу! Перед вами таблица, которую необходимо заполнить. Чтобы вспомнить все способы словообразования, с которыми вы знакомились ранее на уроках, прослушайте их характеристики и впишите в первый столбик.

Заполнение таблицы в процессе коллективной работы с группой слов. Каждый выбор обосновываем.

1) Способ, при котором новое слово образуется путем присоединения к исходному приставки, называется…

2) Способ, при котором новое слово образуется путем присоединения к исходному суффикса , называется…

3) Способ, при котором новое слово образуется путем присоединения к исходному приставки и суффикса одновременно, называется…

4) Способ, при котором новое слово образуется путем усечения производящей основы (отсекается глагольный суффикс), называется … (например, рассказать – рассказ).

5) Способ, при котором новое слово образуется путем соединения двух или более корней, основ, целых слов, называется…

6) Способ, при котором новое слово образуется путем перехода из одной части речи в другую, называется …(субстантивация)

7) Способ, при котором новое слово образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании, называется…

Слайд 2.

п/п

Основные способы образования слов в русском языке

Словообразование имен существительных

1

Приставочный способ

 

 

2

Суффиксальный способ

 

 

3

Приставочно-суффиксальный способ

 

 

4

Бессуффиксный способ

 

 

5

Сложение

 

 

6

Переход одной части речи в другую (субстантивация)

 

 

7

Сращение

 

 

Распределение имен существительных в таблице с обоснованием выбора. Слова появляются в таблице по щелчку.

1.Сестрица ← сестра, 2.непогода←погода, 3.мореход← море, ходить, 4.заплыв← заплывать, 5.учительская (сущ.)←учительская (прил.), 6.подорожник←дорога, 7.соковыжималка← сок, выжимать+ -лк-.

Слово соковыжималка записываем в 5 строчку и делаем пометку «сложение с суффиксацией».

Скажите, ребята, все ли способы работают при образовании существительных? (Нет, нельзя образовать существительное при помощи сращения). Вывод: что мы сделали, чтобы приблизиться к достижению цели? (вспомнили способы образования и выяснили, при помощи каких способов образуются имена существительные). Надо ли закрепить материал? (Конечно, надо.) Сейчас вы в группах обсудите задания и постараетесь их выполнить.

5. Взаимопроверка и взаимоконтроль: отчет групп о выполненном аналитическом задании

а) Объединить детей в группы. На выполнение задания 4 минуты.

1. Укажите имя существительное, образованное суффиксальным способом. Выполните словообразовательный разбор этого имени существительного.

1) пригорок

2) соавтор

3) нежность

4) побережье

2. Укажите имя существительное, образованное приставочным способом. Выполните словообразовательный разбор этого имени существительного.

1) прорыв

2) пароходик

3) прадед

4) сотрудник

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? Выделите в словах этого ряда словообразующие морфемы, укажите исходные слова.

1) Собеседник, зелень, настройщик;

2) подшерсток, переносица, сокурсник;

3) неприятель, соперник, пригород.

4. Образуйте от глаголов имена существительные, назовите способ образования.

Взрывать → звать →

Грохотать → советовать →

______________________________способ

 

Самопроверка. Каждая группа озвучивает результаты одного задания. Все сверяют ответы (на слайде высвечиваются правильные варианты).

б) Самостоятельная работа. Проанализируйте текст. Прочитайте выразительно. Определите его тему и основную мысль. Самостоятельно сформулируйте задание, которое можно выполнить с выделенными словами (разумеется, в рамках темы нашего урока). (Если возникнет затруднение с формулировкой задания, направить: Выполните словообразовательный разбор выделенных имен существительных.)

Сталинград – это Волга. Кто скажет, что значит Волга для России? Нет в Европе такой реки. Она прорезает Россию. Она прорезает сердце каждого русского. Народ сложил сотни песен о Волге – матушке. Волгу он поет и Волгой живет. Волга – это богатство, слава, гордость России. (И.Эренбург) [1, с.1]

(Взаимопроверка. Обменялись тетрадями, проверили работу по образцу на слайде).

в) В начале урока мы работали со словами, появившимися в результате детского словотворчества. Как вы думаете, только маленькие дети способны изобретать новые слова, используя известные нам способы словообразования? (Нет! Есть такие замечательные люди – поэты – которые умеют смотреть на мир глазами ребенка, и в их стихах мы можем встретить необычные слова).

На слайде отрывки из стихотворений Есенина.

***

Как бабочка – я на костер

Лечу и огненность целую.

***

Мне нравится запах травы, морозом подожженной,

И сентябрьского листолёта протяжный свист.

***

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытых хлебов не видали.

Только видели березь и цветь.

С.Есенин [2, с.5]

- Назовите эти слова. Попробуйте определить их лексическое значение. Укажите, каким способом они образованы. Как вы думаете, чего достигает поэт, используя такие интересные слова в своих стихах?

6. Рефлексия: подведение итогов учащимися, выводы. Итак, что нового вы узнали, чему научились на этом уроке? Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе. В карточку впишите свои фамилии и имена и поставьте отметку.

7. Этап выдачи домашнего задания. Задание по выбору учащихся. На слайде.

1) № 248

2) Составить для одноклассников задание на карточке по типу выполненного в классе.

3) Письменно ответить на вопрос: «Что значит Волга для России?» (мини-сочинение).

III. Метапредметность данного урока будет заключаться в том, что учащиеся отработают умения самостоятельно формулировать цели и задачи, планировать способы их достижения; работать в группе; получать информацию, анализировать, делать выводы.

 

Использованная литература:

http://militera.lib.ru/prose/russian/erenburg_ig3/099.html

https://allyslide.com/presentation/slovoobrazovanie-i-slovotvorchestvo

Опубликовано


Комментарии (2)

Стригачева Татьяна Николаевна, 28.08.19 в 19:11 0 Ответить Пожаловаться
Татьяна Владимировна, какой интересный и нестандартный подход к теме!
Татьяна Немчинова, 29.08.19 в 18:19 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.