Конспект урока русского языка «Словообразование имен существительных»

3
2
Материал опубликован 10 June 2019

Думатель, умность, светлота, зверопарк, радование

Словообразование имен существительных

№ п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно-суффиксальный способ Бессуффиксный способ Сложение Переход одной части речи в другую (субстантивация) Сращение Основные способы образования слов в русском языке Словообразование имен существительных сестрица ← сестра Сложение с суффиксацией непогода←погода мореход← море, ходить заплыв← заплывать учительская (сущ.)←учительская (прил.) подорожник←дорога соковыжималка← сок, выжимать+ -лк-

1. Укажите имя существительное, образованное суффиксальным способом. Выполните словообразовательный разбор этого имени существительного. 1) пригорок 2) соавтор 3) нежность 4) побережье

2. Укажите имя существительное, образованное приставочным способом. Выполните словообразовательный разбор этого имени существительного. 1) прорыв 2) пароходик 3) прадед 4) сотрудник

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? Выделите в словах этого ряда словообразующие морфемы, укажите исходные слова. 1) Собеседник, зелень, настройщик; 2) подшерсток, переносица, сокурсник; 3) неприятель, соперник, пригород.

4. Образуйте от глаголов имена существительные, назовите способ образования. 1) Взрывать → 2) звать → 3) грохотать → 4) советовать →

Самостоятельная работа. Проанализируйте текст. Прочитайте выразительно. Определите его тему и основную мысль. Сталинград – это Волга. Кто скажет, что значит Волга для России? Нет в Европе такой реки. Она прорезает Россию. Она прорезает сердце каждого русского. Народ сложил сотни песен о Волге – матушке. Волгу он поет и Волгой живет. Волга – это богатство, слава, гордость России. (И.Эренбург) Выполните словообразовательный разбор выделенных имен существительных.

Как бабочка – я на костер Лечу и огненность целую. Мне нравится запах травы, морозом подожженной, И сентябрьского листолёта протяжный свист. Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытых хлебов не видали. Только видели березь и цветь. С.Есенин

1) № 248 2) Составить для одноклассников задание на карточке по типу выполненного в классе. 3) Письменно ответить на вопрос: «Что значит Волга для России?» (мини-сочинение). Домашнее задание (на выбор):

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Татьяна Владимировна, какой интересный и нестандартный подход к теме!

28 August 2019

Спасибо, Татьяна Николаевна!

29 August 2019

Похожие публикации