Способы создания героического образа Гули Королёвой в произведении Елены Ильиной «Четвёртая высота»

8
3
Материал опубликован 10 May 2016

МБОУ «Образовательный центр № 11» г. Череповца Вологодской области

ИССЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «Героический образ Гули Королёвой в повести Елены Ильиной «Четвёртая высота»

Выполнила: Белякова Екатерина, ученица 5 «Б» класса

Руководитель: Алёшина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

2016 г.

 

Оглавление

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 3

Глава 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 4

Глава 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 4

Глава 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 5

 

Глава 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 7

Глава 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 8

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 16

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 17

 

Введение

Тема работы - «Героический образ Гули Королёвой в повести Елены Ильиной «Четвёртая высота».

Цель - выявление способов создания героического образа Гули Королёвой в повести Е.Ильиной «Четвертая высота»

Задачи:

  • познакомиться с биографией героя Великой Отечественной войны - Марионеллой Королёвой;
  • раскрыть понятия «художественный образ», «героический образ в литературе»;
  • выявить способы создания героического образа Гули Королёвой в произведении Е.Ильиной.

Объект исследования - повесть Елены Ильиной «Четвертая высота».

Предмет исследования - средства создания образа в художественной литературе, использованные Еленой Ильиной.

Методы исследования - изучение научной литературы и анализ текста художественного произведения с точки зрения способов создания героического образа.

Гипотеза – в произведении о герое Великой Отечественной войны использованы разнообразные способы создания героического образа.

Проблема, затронутая в нашем исследовании, бесспорно, актуальна. Книга Елены Ильиной отправляет читателя в далекие военные годы, знакомит с людьми, которые подарили нам победу, а это никогда не может быть забыто. Читая такие произведения, мы понимаем, что все участники Великой Отечественной войны достойны вечной памяти и нашего уважения. Обращение к героическому прошлому нашей Родины учит нас тому, что нужно быть истинным патриотом своей страны, а также необходимости сохранения мира на земле.

Глава 1.

Еле́на Ильина́  - псевдоним русской советской писательницы - Лии Яковлевны Прейс, родившейся 16 июня 1901 года в городе Острогоржск Воронежской губернии. Лия Яковлевна - сестра С. Я. Маршака. Окончила словесное отделение Ленинградского института истории искусств в 1926 году. Дебютировала в печати в 1925 году рассказом в журнале «Новый Робинзон». В том же году выпустила первую книгу «Турусы на колёсах». В дальнейшем печаталась в журналах «Ёж», «Чиж», «Костёр», «Пионер», «Мурзилка». Елена Ильина - автор повестей «Медведь-гора» (1936), «Переход через границу» (1936), «Двадцать третий пассажир» (1936), «Четвёртая высота» (1945), «Это моя школа» (первоначально повесть называлась «Всегда готовы» (1955), документальной повести для детей «Неутомимый путник. Детство, юность и молодые годы Карла Маркса» (1964), рассказа «Печать управдома» (1927), а также сборника документальных рассказов «Четыре мая» (1941).

Елене Ильиной принадлежит много рассказов, стихов и сказок для детей младшего и среднего возраста, которые составили сборники «Два детдома» (1928), «Сорока - ворона» (1930), «Наш поезд» (1930), «Был у Кати день рожденья» (1963), «Шум и шумок», «Пушистый гость», «Топ-топ». Занималась также переводами произведений иностранной литературы на русский язык. Перевела книгу стихов башкирских поэтов «С отвагой в сердце». Многие произведения Елены Ильиной ныне являются библиографической редкостью, найти которые можно в Российской национальной библиотеке в г. Санкт-Петербурге. Похоронена Елена Ильина на Новодевичьем кладбище [6]

Глава 2.

Марионелла Владимировна Королёва (Гуля Королёва) родилась 9 сентября 1922 года в Москве. Отцом её был режиссёр и сценограф Владимир Данилович Королёв, а мать — Зоя Михайловна Козицкая (Королёва).

Ещё в раннем детстве Гуля снялась в эпизодической роли в фильме «Каштанка», затем — в картине «Бабы рязанские». В возрасте 12 лет снялась в главной роли Василинки в фильме «Дочь партизана». За роль в фильме получила путёвку в пионерский лагерь «Артек». Впоследствии снялась ещё в нескольких фильмах: «Я люблю» и «Солнечный маскарад».

С 1932 года мать вместе с Гулей переехала на Украину. Гуля жила в Киеве, в семье известного украинского композитора Филиппа Козицкого, а отец остался жить в Москве. С отцом Гуля переписывалась и часто гостила в Москве.

В 1940 году Гуля поступила в Киевский гидромелиоративный институт, в октябре этого же года вышла замуж за студента А. Н. Казанского, погибшего вскоре на фронте.

В 1941 году Гуля Королёва с матерью и отчимом эвакуировалась в Уфу. В Уфе родила сына Сашу и, оставив его на попечение своей матери, записалась добровольцем на фронт в медико-санитарный батальон 780-го стрелкового полка.

Весной 1942 года дивизия отправилась на фронт в район Сталинграда. 23 ноября 1942 года во время боя за высоту 56,8 она вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, а когда был убит командир, подняла бойцов в атаку, первая ворвалась во вражеский окоп, несколькими бросками гранат убила 15 немецких солдат и офицеров. Была смертельно ранена, но продолжала вести бой, пока не подоспело подкрепление.

9 января 1943 года командованием Донского фронта была награждена орденом Красного Знамени (посмертно) [7]

Глава 3.

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Художественный образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение. Вымысел усиливает обобщенное значение образа. 

Художественный образ представляет собой не только изображение человека – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ с одной стороны – ответ художника на интересующие его вопросы, с другой стороны порождает новые вопросы, порождает недосказанность образа его субъективной природой [9, 10, 11].

Рассмотрим средства создания образа в образной системе литературного произведения:
Портрет персонажа – это описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение его поведения, манеры держаться, мимики, походки, жестов и т.д. Используя художественный портрет как средство создания художественного образа, каждый писатель преследует свою определённую цель, а значит, в тексте художественного произведения каждое конкретное портретное описание персонажа будет иметь свою функцию. Так, характерологическая функция и оценочная ведут читателя к пониманию характера персонажа и способствуют раскрытию идейно – художественного содержания произведения.

Также способами создания образа героя могут служить характеристика, интерьер, монолог, диалог и т.д. Рассмотрим их подробнее.

Характеристика – способ описания в художественном произведении персонажа, события, явления и т.д. Характеристика напрямую выражает чью-либо точку зрения.

Речь персонажа также может многое сказать о нём самом. Речь может быть прямой (монолог, диалог) и внутренней.

Монолог – способ выражения мыслей и чувств автора или персонажа. Монолог может быть авторским и монологом персонажей. Монолог дает не только характеристику персонажей, но и раскрывает их чувства, отношение к себе, к другим персонажам, к описываемым событиям и т.п. Образы героев произведения проще всего выявить в их монологах.

Диалог – способ выражения мыслей в произведении через разговор двух или более персонажей. Так же, как и в монологах, в диалогах персонажей раскрываются их характеры, мировосприятие. Опосредованно через диалоги выражается и авторское отношение к тому или иному персонажу.

Далее рассмотрим интерьер и пейзаж.

Интерьер (фр. Interieur) – в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

Портрет и интерьер тесно связаны с таким аспектом поэтики литературного произведения, как художественная деталь, то есть небольшая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа. Именно через деталь нередко и передаются основные характеристики персонажа. Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном, так глубину образа как художественного единства можно передать посредством детали. С помощью интерьера автор может показать важные изменения, которые произошли с героем за определённый промежуток художественного времени.

Пейзаж (фр. Paysage) – это вид местности. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором – природа, город или архитектурный комплекс.

В литературе пейзаж – одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и её отчуждённость от цивилизации и т.д. Пейзаж может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека [5]

Итак, к художественным средствам создания образа литературного героя относятся: портрет, речь героя, прямая авторская характеристика, пейзаж и интерьер.  

Глава 4.

Тема нашей работы предполагает рассмотрение не просто художественного образа, а героического характера Гули Королёвой в повести Елены Ильиной.

Характер представляет собой совокупность наиболее выраженных и устойчивых черт личности, которые систематически проявляются во всех его действиях и влияют на его поступки.

Выделяют такие виды литературных характеров: трагический, сатирический, романтический, героический и сентиментальный.

Героический характер относится к людям, которые осуществляли общенациональные задачи и посвящали свою жизнь борьбе за независимость. Героический характер всегда основан на борьбе, которую ведет персонаж. Он постоянно сталкивается с препятствиями, которые могут быть и внешними обстоятельствами, и внутренними сомнениями и страхами. Важно отметить, что борьба осуществляется во имя какой-то цели или против чего-то. В основном, это борьба за справедливость и свободу, и борьба против мирового зла. В этом и заключается высшее проявление героического характера в литературе. Зачастую герой такого характера разрушает стереотипы и старое мировоззрение, и преподносит новую систему ценностей миру. Поэтому главными чертами героического характера считаются мужество, бесстрашие, смелость и ум, самоотверженность и высокий духовный уровень развития.

Основными способами создания героического характера в художественном произведении считаются: портрет, речь героя, поступки героя, психологизм, авторская оценка персонажа и характеристика героя другими персонажами. Как видим, способы такие же, как и при создании любого художественного образа в литературе. Однако каждый из них имеет специфику. Так, с помощью портрета раскрывается личность героя, зачастую внешнее описание указывает на основные черты характера героя, на его ярко выраженные стороны. В данном случае, автор тщательно образом преподносит читателю портрет героя, подчеркивая необходимые детали и нюансы его внешности.

Невозможно представить себе создание полноценного героического характера без использования такого способа, как речь героя. Именно посредством речи автор раскрывает перед нами образ мышления героя и то, каким он предстает перед другими людьми и обществом в целом. Речь героя отображает натуру, именно благодаря ней мы по-настоящему узнаем характер героя и особенности его поведения и мышления.

Не обойтись в создании героического характера и без поступков – именно они станут ключевым моментом в создании образа героя. Действия персонажа раскрывают перед нами его цели и стремления, только так мы можем назвать его героем [8]. 

Глава 5.

Итак, мы выяснили, какие средства создания героического образа известны в литературоведении. Рассмотрим, как создает образ героя Елена Ильина в своей повести «Четвертая высота».

Наше исследование показывает, что писательница использует в качестве средств создания образа Гули Королёвой портрет, речь героя, поступки героя, авторская оценка персонажа и характеристика героя другими персонажами. Результаты наших наблюдений мы пометили в таблицу:

Средства создания образа

Цитатный материал

Роль в создании

образа

1) Имена героя, героев («говорящие» фамилии)

«Гулей прозвали её, когда ей не было ещё и года. Лёжа в кроватке, она улыбалась всем, и целый день в комнате только и слышалось:

– Гу-гу…

От этого гортанного голубиного воркованья и пошло имя: Гуленька, Гулюшка. И никто уже не вспоминал, что настоящее имя Гули – Марионелла» [1]

Имя, а точнее прозвище, говорит о необычности персонажа, проявившейся ещё в младенчестве. Редко, когда у человека прозвище полностью вытесняет имя, на это нужны особые причины

2) Характеристика героя через его действия, поступки, манеру держаться, мысли.

1. «Там, в зелёной густой траве, копошились какие-то длинные, толстые верёвки. Это были ужи. Гуля недолго думая вцепилась в одного из них и потащила.

– Ну и храбрая же ты девочка! – услышала Гуля над собой голос «кожаного дяди». [1]

2. «А Гуля, подойдя к страшному псу, погладила его между ушей и принялась отвязывать верёвку. Пёс, казалось, сошёл с ума от радости. Он запрыгал вокруг Гули, потом вскочил на задние лапы, а передние положил ей на плечи.

Отвязав Абрека, Гуля взяла его за ошейник, и сторожевой пёс, которого боялись все окрестные жители, спокойно и кротко пошёл рядом с девочкой, осторожно ступая у самых её ног.

И с этого дня о Гуле по всей улице пошла слава, что она никого и ничего на свете не боится». [1]

3. Гуля долго рассказывает про моря, а Лёля и Лина, облокотившись на стол, слушают, как шумит за окном настоящее море.

– Выкупаться бы! – вздыхает Лина.

– Погоди, – говорит Гуля, – успеешь. Теперь – горы. ...

– Жарко! – стонет Лёля. – Ну пойдём хоть разочек выкупаемся. Голова свежее станет!

– Нет, – неумолимо отвечает Гуля. – Заниматься, так заниматься! Надо пройти всю географию.

– Всю! Зараз! А завтра?

– Завтра будем повторять.

– А когда же купаться? Гуля ничего не ответила.

До пяти часов вечера она продержала Лёлю и Лину в комнате...

– Неужели кончили, Гуля?

– Кончили! Теперь – к морю! Вы что – думаете, мне не хотелось купаться? Ещё больше, чем вам.[1]

4. Она пошла вверх по лестнице. Вот площадка высотой в три метра, с которой Гуля ещё недавно училась прыгать, вот следующая – пятиметровая. Значит, ещё выше.

«Ух, как высоко! – подумала Гуля. – Убьюсь!» Сердце у неё замерло, когда она взглянула с восьмиметровой вышки вниз.

Ей казалось, что она стоит на крыше трёхэтажного дома.

... «Нет, не могу, – подумала Гуля, – страшно…»

Но снизу уже послышалась команда Олеси:

– Прыгай!

... Гуля стиснула зубы.

«Я сказала им в райкоме, что постараюсь совершить смелый поступок, – мелькнуло у неё в голове, – а теперь „не могу“… Нет, стыдно. Не боюсь!» [1]

5. Гуле вспомнилось, как страшно ей было прыгать с такой высоты в первый раз – в день, когда её приняли в комсомол.

Постояв несколько секунд, Гуля уже приготовилась к разбегу, но в эту минуту где-то совсем рядом протяжно и гулко загудел теплоход. Вся вышка вздрогнула и закачалась, как верхушка высокого дерева на ветру. Гуля еле-еле удержалась на ногах. Вышка ходила ходуном. Но вот теплоход прошёл дальше, и волнение на реке стало успокаиваться. Вышка снова водворилась на место.

Гуля посмотрела вниз. Она уже привыкла за дни тренировок к такой высоте, но тогда внизу зеленел берег, и не было этих тысяч устремлённых на неё глаз. Сердце у неё забилось так, что захватило дыхание. Ей предстоял сложный прыжок – полтора сальто вперёд.

«Боюсь? – подумала Гуля. – Нет, не боюсь!»

Она оттолкнулась, уже в воздухе сжалась вся в комочек и, обхватив колени руками, полетела.

...А когда она снова вынырнула из воды и поплыла к трапу, её оглушил плеск многих тысяч ладоней. ... Она оглянулась в сторону судей и увидела несколько высоко поднятых щитов. На каждом щите горела ярко-красная цифра «9». Это была высшая оценка... [1]

6. Всё, чему Гуля училась в жизни, теперь пригодилось ей, словно всё её детство, вся юность были только подготовкой к этим суровым боевым испытаниям. И Гуля доплыла. На берегу (этот берег, восточный, был пологий, плоский, не то что крутой западный) она разомкнула окоченевшие у неё на шее руки бойца. Он сполз на землю и тяжело перевёл дух.

– Ну, вот мы и добрались, – сказала Гуля ...Она пристроила его на первую попавшуюся санитарную повозку, а сама, едва передохнув, вернулась опять к берегу…

Не одну жизнь спасла Гуля за эти четверо суток, не один раз переплыла она Дон, переправляя раненых с одного берега на другой под непрерывным обстрелом.

7. Гуля то перевязывала раненых, то бок о бок с бойцами била по врагу из автомата.

Гуля вырвала гранату из-за пояса. Крепко сжала её в руке и приготовилась… А ну, подойдите, подойдите! И в этот миг она почувствовала, что левая рука у неё стала немая, тяжёлая, словно не своя, и рукав наполнился чем-то горячим и липким. Закружилась голова.

«Только бы не упасть!» Гуля стиснула зубы, ещё крепче зажала ручку гранаты и, подпустив немцев поближе, метнула её. Хорошо!.. Точно!..

Гуля вытащила вторую гранату, последнюю. Эту уже нельзя было бросать – её нужно было оставить для себя, чтобы не сдаться врагу живой… И опять какой-то стремительный порыв словно подхватил Гулю. Она забыла боль, усталость, страх – всё на свете.

– Товарищи! – закричала она и словно издали услышала свой сильный и звонкий голос. – Я – первая на штурм! Кто за мной? В атаку, вперёд! За Родину!

– Вперёд! – подхватил один голос.

– За Родину! – гулко отозвались десятки голосов. Гуля, нагнувшись, пробежала несколько шагов и вдруг будто споткнулась, поднялась и снова упала. Троянов обернулся, положил автомат на землю.

– Гуля! – окликнул он её. – Да что же это с тобой?

Но она не отвечала.

Он стал было расстёгивать ворот её гимнастёрки и почувствовал на своих руках кровь. Ранена. В грудь. Гуля глухо застонала, рванулась и, запрокинув голову, с трудом выговорила:

– Ничего…Чья высота? Наша? [1]

Ещё в детстве Гуля проявляет бесстрашие, совершенно нехарактерное для девочки в её возрасте.

Этот случай, как и первый, характеризует Гулю храброй девочкой. Автор отмечает, что Абрека боялись все жители, и только Гуле удавалось «найти общий язык» со сторожевым псом.

Третий эпизод говорит о твердости характера и целеустремленности Гули. Ради дела она могла пожертвовать отдыхом и приятным времяпровождением с подругами. Максимализм Гули распространяется как на неё саму, так и на подруг, которых она призывает следовать её примеру.

Четвертый эпизод показывает читателю, как Гуля преодолевала страх. Прыгать в воду с восьмиметровой вышки, действительно, страшно, на это способен не каждый мужчина, а тут хрупкая девушка. Гуля вспомнила своё обещание совершить смелый поступок и, преодолев страх, прыгнула, доказав всем, что для неё нет ничего невозможного.

Этот пример, как и предыдущий, показывает, как Гуля преодолевала внутренний страх и совершала то, что от неё ждали. Автор сначала говорит о том, что героиня очень боится прыгать в воду (это помогают выразить метафоры: «сердце забилось», «захватило дыхание»), затем чувство страха преодолевается, и Гуля блестяще выполняет задание, получив за это наивысшую оценку.

Шестой эпизод связан с предыдущим тем, что во время войны Гуле очень пригодилось то, чем она занималась раньше. Умение плавать и преодолевать трудности позволило героине спасти не одну солдатскую жизнь.

Седьмой эпизод показывает Гулю во время последнего её боя. Сражаясь с фашистами, она проявила себя мужественным человеком, любящим Родину и готовым отдать жизнь за свою страну.

Невзирая на то, что воевать физически тяжело, Гуля, как ей это было свойственно с юных лет, преодолевала все трудности боя.

Будучи ранена, она не сдается, не обращает внимание на боль и головокружение, ведет за собой товарищей в атаку. И так до последнего, пока не упала бес сил.

3. Портретная характеристика героя:
 

1. Среди её мягких льняных кудрей чуть темнела на затылке прядь каштановых волос.

2. Весёлая загорелая девочка в ситцевой юбчонке и в вышитой украинской рубашке.

3. В первом классе Гуля оказалась выше всех ростом, хоть и моложе всех по возрасту.

4. «ЗОЛОТОКУДРА ДИВЧИНА» [1]

В произведении нет полного портретного описания Гули, потому что автор ставил перед собой другую задачу. Зато в тексте встречаются короткие описания, включающие такие детали, которые подчеркивают неординарность и индивидуальность Гулиной личности.

4. Само-

характеристика героя

1. Руки и ноги у неё были исцарапаны до крови. И, поглядывая на свои ссадины и царапины, Гуля со злостью и досадой думала:

«Так мне и надо! Молодец держидерево! Видно, для того оно и растёт, чтобы держать таких, как я!» [1]

2. А думала Гуля вот о чём:

«Ну как жить мне на свете дальше? Надо же научиться быть смелой, как моя Василинка в кино. А всё получается не так! И вот теперь вожатые думают, что в Артеке никого нет хуже меня…»

Но вожатые так не думали. Они понимали: то, что случилось, для Гули даром не пройдёт [1]

3. ...плыть вниз по течению очень легко, одно удовольствие. Лодка как будто сама идёт. А попробуй поверни обратно. Тебя захлестнёт так, что не выберешься!...это ко всему подходит, решительно ко всему. Только дай себе волю, начни жить как легче, и тебя понесёт так, что не выплывешь. Это надо помнить всю жизнь [1]

Самохарактеристика персонажа также способствует созданию образа Гули Королёвой. В первом примере героиня с досадой рассматривает свои ссадины, полученные по собственной вине из-за своего упорства.

Второй пример показывает, как Гуля осуждает себя за излишнюю смелость, причинявшую, по её мнению, беспокойство вожатым. Это характеризует её как переживательного человека, неравнодушного к тому, что думают о ней другие люди.

Третий пример говорит о самовоспитании героини, которая не хочет делать себе никаких поблажек.

5. Авторская характеристика героя

1. Настоящий талант всегда скромен.

2. Пионерка Гуля Королева - девочка со смелым и решительным характером.

3. Гуля боролась и погибла во имя мира, во имя счастья на земле.

4. У Гули было много друзей в детстве и в юности. Но ещё больше друзей у неё теперь [1].

Автор с глубоким уважением относится к Гуле Королёвой и хочет, чтобы читатель так же относился к ней. Характеристики, данные автором, позволяют представить Гулю, как смелого, решительного и скромного человека.

6. Характеристика другими персонажами

1. И вот теперь вожатые думают, что в Артеке никого нет хуже меня…»

Но вожатые так не думали. Они понимали: то, что случилось, для Гули даром не пройдёт. [1]

2. И с этого дня о Гуле по всей улице пошла слава, что она никого и ничего на свете не боится. [1]

3. Это было совсем не такое письмо, какого ожидала.

«…Ваша дочь – даровитая и хорошая девочка… – писала Ольга Павловна. – Все у нас её очень полюбили – и воспитатели, и дети. Но доктора находят (Вы, наверное, это уже сами знаете), что частые простуды несколько отразились на её сердце. Ей нужен строгий режим, что трудно осуществить при живости её характера. Я бы советовала Вам…» Дальше на двух страницах следовали длинной вереницей всякого рода советы, наставления, предостережения. И ни одной жалобы на дерзость и непокорность!

К письму была приложена бумажка с печатью:

«Характеристика находившейся на излечении от 20 июня по 20 августа ученицы

киевской школы Гули Королёвой.

Режим выполняла, вела себя отлично. Саннавыки привиты, опрятна. Очень любит коллектив и пользуется любовью товарищей».

4. – Дело вот в чём, – начала она как будто сухо и деловито, – мы заметили, что ты за последнее время сильно изменилась, Королёва.

– Как это изменилась? – переспросила Гуля насторожившись.

«Неужели и здесь заметили?» – подумала она.

– Изменилась к лучшему, – объяснила Муся, улыбаясь. – Видно, выросла, что ли. Стала по-настоящему работать над собой, сознательнее к себе относиться… Ну, в общем, мы считаем тебя вполне достойной быть в комсомоле. [1]

5. Муся с улыбкой смотрела на Гулю и думала: «Интересный характер – порывистый, горячий, деятельный. Надо, надо ей как следует помочь. Из неё выйдет толк». [1]

6. Она пыталась ещё что-то сказать, но понять её было трудно. Уже похолодевшую Гулю бережно положили на плащ-палатку, а вокруг всё так же гремел бой за высоту.

– Прощай, Гуленька… – сказал Троянов и, обернувшись, крикнул: – Товарищи! Наша Гуля убита. Отомстим за неё!

... Что, разведчики? Не сдавайтесь, держитесь. Что ж поделаешь! А Гулю помните. Это ваше счастье, что вам довелось знать её. [1]

7. Он замолчал, а потом перевёл глаза на другой гроб. Все головы повернулись к Гуле Королёвой.

Ветер чуть шевельнул прядку её волос, и лёгкая тень пробежала по нежному лицу, чуть оживляя его суровую неподвижность.

Вперёд вышел командир Соболь.

– Кто бы мог подумать, – сказал он, – что в этой молодой женщине, почти девочке, таится такая сила – сила любви и ненависти, такое поистине величайшее геройство? Гуля Королёва, товарищи, вынесла с поля боя более ста раненых бойцов и командиров, и она же вместе с бойцами на высоте 56,8 штурмом брала немецкие окопы! В тяжёлый момент боя за эту высоту, обагрённую кровью, она подняла оставшееся без командира подразделение и повела его в атаку… Вот эта красивая, юная, всем нам милая девушка… Товарищи, отомстим врагам за наших друзей, за Алёшу Топлина и Гулю Королёву! [1]

Характеристика Гули другими персонажами более всего представлена в повести. Это самый распространенный способ создания образа героини.

Все, кто встречался Гуле на жизненном пути, характеризовали её сугубо с положительной стороны. Даже, если Гуле казалось, что её осуждают (как в первом примере), на самом деле о ней думали, как о достойном человеке.

Ещё в детстве её считали бесстрашной девочкой (пример 2).

Пример 3 показывает положительный образ Гули в письме, адресованном матери. Мы понимаем, что героиня - даровитая, хорошая девочка, её любят все, кто её окружает - будь то воспитатели, доктора или новые товарищи. Дисциплина и соблюдение распорядка - то, что поможет Гуле во взрослой жизни.

В четвертом примере говорится о том, что Гуля работала над собой, постоянно «росла» в глазах товарищей. Она стала комсомольцем, а в комсомол недостойных людей не принимали.

В пятом примере характеристика Муси показывает, что Гуля обладала «интересным» характером. Причем горячность и порывистость, в общем-то, не совсем положительные черты, в характере Гули приобретают иное качество.

Шестой пример показывает отношение товарищей к погибшей героине. Солдаты называли Гулю «своей» и считали за счастье знать её, воевать рядом с ней.

В седьмом примере читаем то, как боевые товарищи прощались с Гулей, говорили посмертные слова, вполне заслуженные героиней. В речи командира Соболя чувствуется глубокая скорбь по погибшей девушке. Эти чувства помогают передать употребленные Соболем эпитеты «величайшее геройство», «всем нам милая девушка», метафоры «высоту, обагренную кровью», «тяжелый момент боя», «штурмом брала окопы» и т.д.

Итак, мы рассмотрели основные способы создания героического образа Гули Королёвой: имя героя; характеристику героя через его действия, поступки, манеру держаться, мысли; портретную характеристику героя; самохарактеристику героя; прямую авторскую характеристику героя; характеристику другими персонажами.

 

Заключение

В процессе работы над темой исследования мы пришли к следующим выводам:

Еле́на Ильина́ - русская советская писательница, настоящее имя которой - Лия Яковлевна Прейс. Произведение «Четвертая высота» посвящено С.Я.Маршаку - брату Лии Яковлевны.

Марионелла Королёва, прозванная с младенчества Гулей, ещё ребенком снималась в детских фильмах, за роль в фильме «Дочь партизана» была награждена путёвкой в «Артек». Во время Великой Отечественной войны сражалась с фашистами, была санинструктором. Героически погибла 23 ноября 1942 года во время боя за высоту 56,8 под Сталинградом. Посмертно была награждена орденом Красного Знамени.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека, но и картину человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, и которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Образ может быть основан на вымысле человека, а может быть фактографичным.

Гуля Королёва - образ, имеющий героический характер, который относится к людям, осуществляющим общенациональные задачи и посвящающим свою жизнь борьбе за независимость. Героический характер всегда основан на борьбе, которую ведет персонаж. Борьба, которую вела Гуля, сначала носила внутренний характер, а потом осуществлялась во имя свободы Отечества.

Основными способами создания героического характера в художественном произведении считаются: портрет, речь героя, поступки героя, психологизм, авторская оценка персонажа и характеристика героя другими персонажами. Для создания образа Гули Королёвой автор использует такие средства: имя героя; характеристику героя через его действия, поступки, манеру держаться, мысли; портретную характеристику героя; самохарактеристику героя; прямую авторскую характеристику героя; характеристику другими персонажами.

Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: автор, действительно, использует разнообразные способы создания героического образа Гули Королевой.

 

Литература

  1. Ильина Е. Четвёртая высота. — М.: АСТ, 2006.
  2. zoranz1. 4-ая высота. Panoramio. Panoramio (12.12.2009).
  3. Пушкарская Н. Звезда экрана поднимала бойцов в атаку // Молодой. Свежее решение, 1 февраля 2007
  4. Советские детские писатели: Биобиблиографический словарь (1917—1957). — М., 1961
  5. Бореев Ю. Эстетика в 2 Т.  Смоленск, 1997.
  6. Волков И. Теория литературы.  М., 1995.
  7. Основы литературоведения.  М., 2000.

Интернет источники:

http://www.nado5.ru/e-book/khudozhestvennyi-obraz-i-obraznost-v-literature

https://ru.wikipedia.org/

http://all-biography.ru/

http://www.nado5.ru/e-book/geroicheskii-kharakter-v-literature-sposobu-sozdaniya-kharaktera

Комментарии

Ольга Николаевна, замечательная работа! Скажите, а Вы на уроке изучаете это произведение или на внеклассном чтении, или это отдельный ребенок прочитал? Это одно из самых моих любимых произведений! Совсем недавно перечитывала (перебирала книги в шкафу, попалась) и подумала, что это одно из произведений, которое в обязательном порядке надо читать детям! Именно так воспитывается личность! Спасибо Вам.

2 June 2016

Елена Викторовна, тему работы выбрала сама ученица. Я теперь думаю включить во внеклассное чтение это произведение! Спасибо за комментарий!

2 June 2016

Ольга Николаевна, глубокая, замечательная работа! Я беру 2 урока по этой книге в 5классе.

18 June 2022