12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадалина Галина Ивановна1640

Образ природы в произведении «Тихий Дон».

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен образ природы в произведении «Тихий Дон». Проанализировано место описаний природы в сюжете произведения. Отображена взаимосвязь состояние природы с состоянием главных героев.

Ключевые слова: природа, образ, пейзаж.

 

Введение

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» — одно из самобытных произведений 20 века. В настоящее время изучение данного произведения ведется с учетом разных подходов, одним из которых является исследование предмета изобразительности, в том числе и пейзажа. Пейзажные особенности в романе «Тихий Дон», а именно основные образы-символы были рассмотрены в работах Т. В. Акиньшиной, А. М. Минаковой, Л. Г. Сатаровой и других. В работах данных исследователей присутствуют наблюдения над символической природой образов земли, степного простора, дороги, реки, солнца, дома.

В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки получают особую идеологическую и эстетическую ценность. Тонко и эмоционально Шолохов описывает родную природу. Все пейзажи романа соотносятся с человеком, с течением жизни. Своей красотой они раскрыли духовный мир героев, который покрыт высокими стремлениями и яркими эмоциями, а также несовершенством человеческого существования и человеческой жестокости.[1]

Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны. «Люди как реки», — сказал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает традиции и сравнивает как судьбу человека, так и судьбу народной реки с извилистым руслом.

Цель работы — изучить образ природы в произведении «Тихий Дон»

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1.      Описать взаимосвязь описания природы и переживаний персонажей.

2.      Отобразить роль природы в раскрытии персонажей произведения «Тихий Дон».

Природа — важный герой в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Она отражает чувства и намерения персонажей, а также является индикатором настроения в определенной главе. Чтобы лучше понять замысел книги, необходимо проанализировать, что происходит на ее страницах во внешнем мире, где преобладают естественные законы существования.

Жители донских деревень настолько близки к внешнему миру, что чутко реагируют на каждое изменение настроения природы. Поэтому, когда Наталья проклинала отца своих детей и хотела умереть на поле битвы, прекрасный день внезапно сменился ветром и громом, и природа восстала против этого проклятия.

Наконец, казаки во внешнем мире увидели мир и счастье, которое они искали. Когда казаки увидели грубые поля, они грустили и ворчали на войне, как будто они нашли смысл жизни во взаимодействии с природой. Природа и люди в романе Шолохова «Тихий Дон» находятся в сложном взаимодействии. Образы природы не безразличны к событиям человеческой жизни. В «Тихом Доне» Шолохов часто использует технику предвосхищения событий: описания природы создают определенную эмоциональную атмосферу, подготавливают читателя к восприятию и показывают направление, в котором развиваются события и их последствия. [3]

Прежде чем описать начало мировой войны, автор дает подробную картину природы, в которой, согласно общепринятым признакам, многие недружественные пейзажи предсказывают большие потери.

Пейзаж рассказывает читателю о морали казачества. Природа степи столь же безудержна и сильна, что в ее степи кого-либо было трудно завоевать. Дон распространяется мощно и полно, как персонаж казака, которого невозможно вытеснить. Так что Дон бежит с берега весной. Все времена года в степи экстремальные: зима холодная и снежная, лето жаркое и влажное, осень дождливая и ветреная, а весна теплая и несет в себе много воды. Даже сами казаки: если они любят, то до бессознательного, если они ненавидят, то до конца.

Это природа сопровождает любовную связь Григория с Аксиньей. Они приблизились во время шторма, когда соседи отправились на рыбалку. Гром и молния пугали людей, брызги дождя рассеивали волны, сам Дон пенился на ветру. Чувство в груди Григория и Аксиньи гремело в одной и той же буре, ее любовь была столь же мятежной, она испугала свое окружение и заставила всех страдать. Поэтому природа в романе наделена функцией психологизма. [2]

Впоследствии Шолохов последовательно дает сцены, которые показывают, что люди не хотят войны, и считают ее величайшей катастрофой. Образ природы помог понять отношение войны не отдельного человека, а многих людей. При этом обобщение чувства расстройства является одной из важнейших особенностей романа.

 

 

 

 

Заключение

Тихий Дон — тонкий и проницательный, во всей своей яркой и дрожащей подлинности, Шолохов показывает свою родную натуру. Пейзаж природы всегда духовен. Он соотносится с человеком, с потоком жизни, затем с его красотой и величием, которое подчеркивает несовершенство человеческого существования, жестокость человека, а затем гармонично сочетается с душевным миром человека, для которого характерны высокие устремления, яркие эмоции.

Его картины разнообразны. Через лунный свет Григорий воспринимает чарующее великолепие луны, опьяненное радостью жизни и любовью. На этой картине — и живописная красота, и лирика, и психология.

В романе «Тихий Дон» образы природы приобретают особое идейно-эстетическое содержание. В описаниях природы Шолоховым достигнута высокая степень совершенства. Образ, описанный Шолоховым, визуально предстает перед читателем, поскольку он основывается на выразительной силе восприятия.

 

Список использованной литературы:

1.     Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова "Тихий Дон": учебное пособие по спецкурсу/Л.Г. Сатарова. Воронеж.: ВГПИ,1989. — С. 84

2.     Кирпотин В.Я. «Тихий Дон». Тема природы// В.Я. Кирпотин. Пафос будущего. — М.:Советский писатель. 1963 г.

3.     Бритиков А.Ф. Метафоры и символы к концепции «Тихого Дона»// Творчество М. Шолохова. — М. 1975 г.

4.     Шолохов М.А. Тихий Дон. Книги 1-2 М.: Худож. лит., 1991. — 606 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.