Сценарий урока по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Технологическая карта урока (занятия, мероприятия)
Класс (группа) 9
Тема урока (занятия, мероприятия) Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Тип урока (только для уроков) урок изучения нового материала
Цель: научиться определять значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному.
Задачи: ввести понятия однородного, последовательного и параллельного подчинения, научиться расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Технологии и методы работы: технология поэтапного формирования умственных действий, методы: фронтальный опрос, беседа
Этапы урока (занятия, мероприятия) |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося |
Результаты* |
I.Орг.момент |
Настраивает обучающихся на работу по теме урока, приветствует |
Настраиваются на рабочий лад |
|
II. Проверка домашнего задания |
Выявляет проблемы, возникшие при выполнении домашнего задания |
Анализируют проблемы, которые возникли при выполнении домашнего задания |
Умение анализировать, понимать и исправлять свои ошибки |
III. Актуализация знаний, постановка целей |
Предлагает вспомнить изученный материал по теме «СПП» |
Вспоминают, что такое СПП, типы придаточных, особенности постановки знаков препинания в СПП; |
Умение поставить конкретные цели |
IV. Объяснение нового материала |
Предлагает сформулировать цели урока. Помогает обучающимся разобраться в новом материале, вводит понятия последовательного параллельного и однородного подчинения, показывает, как составлять вертикальные схемы предложений |
1) Формулируют цели урока Используя примеры, предложенные учителем, выясняют, что при одном главной части может быть несколько придаточных, составляют горизонтальные схемы. 2) фиксируют объяснение учителя в тетрадь |
Развитие навыков постановки знаков препинания в СПП, формирование понимания о необходимости правильной постановки знаков препинания в предложениях |
V. Первичное закрепление |
При затруднении помогает, корректирует выполнение упражнения |
Выполняют упражнение, определяют тип подчинения, составляют схемы у доски и в тетрадях |
Закрепление знаний о СПП с несколькими придаточными |
VI. Подведение итогов |
Выясняет понятен ли материал обучающимся, просит обучающихся оценить свою деятельность на уроке |
Если остались вопросы, задают их, анализируют полученные сведения о СПП, оценивают себя при помощи сигнальных карточек |
Умение самостоятельно анализировать полученную информацию и оценивать свою деятельность на уроке |
VII. Домашнее задание |
Предлагает дифференцированное домашнее задание |
Записывают домашнее задание в дневники |
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания.
Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?
Проверим, как вы расставили знаки препинания в предложениях.
Остались ли еще вопросы по домашней работе?
III. Актуализация знаний
Вспомним, что такое СПП?
Какие типы придаточных вы знаете? Какими средствами связи они присоединяются к главной части?
Запишем предложение, расставим знаки препинания, определим тип придаточного и составим схему предложения:
В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван.
- Сколько в этом предложении грамм.основ?
Сколько придаточных?
IV. Объяснение нового материала
Сравним это предложение со следующим:
Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдет его.
Сколько основ здесь? А придаточных? Над какими предложениями мы сегодня будем работать? Чтобы разобраться в теме, чему мы должны научиться?
Зададим вопросы к придаточным частям. От главной части к какому придаточному зададим вопрос? А ко второму придаточному от какой части вопрос будем задавать? Такое подчинение называют последовательным. Составим схему.
Следующее предложение:
Он сидел и думал о том, что часто приходится в жизни встречаться с хорошими людьми и что от этих встреч ничего не остается, кроме воспоминаний.
Сколько основ здесь? А придаточных?
Зададим вопросы к придаточным частям. От главной части к какому придаточному зададим вопрос? А ко второму придаточному от какой части вопрос будем задавать? Чем соединены придаточные части?
А теперь сравним: Будущее светло и прекрасно. В чем сходство этих предложений? Подобное подчинение называется однородным. Составим схему.
Рассмотрим еще одно предложение:
Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать ее.
Сколько основ здесь? А придаточных?
Зададим вопросы к придаточным частям. От главной части к какому придаточному зададим вопрос? А ко второму придаточному от какой части вопрос будем задавать? Оба придаточных относятся к одной главной части, но имеют разное значение. Такое подчинение называется параллельным. Составим схему.
Физкультминутка (упражнения для глаз)
V. Первичное закрепление.
Выполним упражнение 200 устно по цепочке, схемы начертим на доске
Упр. 201 (II) письменно (тоже по цепочке)
VI. Что узнал каждый из вас сегодня на уроке?
Что осталось непонятным? Что оказалось трудным в теме?
VII. Домашнее задание.
П. 14, упр. 204 (по заданию)