Справка о состоянии природоохранной деятельности школы
Справка
о состоянии природоохранной деятельности
за 2016/17 учебный год средней школы № 9 г. Ярцево
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Закон РФ «Об образовании» и «Об охране окружающей среды» подразумевает создание непрерывного экологического образования, первым звеном которого является формирование экологической культуры у учащихся.
Одним из важнейших принципов природоохранной работы школы считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Организуя экологически ориентированную деятельность школьников, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности.
Цель: приобщение детей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите, бережному использованию природных ресурсов, формированию активной гуманной позиции и деятельностного подхода по отношению к природе, ответственности за судьбу общего дома – планеты Земля.
Технология вовлечения учащихся в общественно-полезную деятельность базируется на гуманистической модели экологического образования.
Вследствие этого задачи образования направлены как на улучшение состояния окружающей среды, так и на воспитание активной инициативной личности, готовой к жизни в гражданском обществе.
Задачи:
· стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки – сказки, уроки – конференции, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники);
· развитие творческого мышления, способности выражать свои эмоции, чувства художественными средствами: в стихах, рисунках, эссе и т.п.;
· формирование умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, решение ситуационных задач, наблюдение, опыт, лабораторная работа);
· развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения, воспитания);
· вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблемы окружающей среды местного значения (организация школьной экологической тропы, живого уголка, зимнего сада, озеленение классов, пришкольного участка, улиц города).
В решении этих задач образовательные учреждения опираются на основные принципы экологического образования.
Принципы:
1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.
5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Направления:
· эколого-просветительская деятельность;
· исследовательская и практическая природоохранная работа;
· нравственно-экологическое воспитание школьников;
· формирование здорового образа жизни.
Для успешной реализации природоохранной работы в школе был составлен план экологической работы. В рамках которого проводились экологические операции:
I. «Наши любимые питомцы»
Девиз операции – «Добро в твоем сердце». Звери – братья наши меньшие. Они учат нас добру, заботе о слабых, без них мы стали бы нравственно беднее. Интенсивная деятельность человека пагубно отражается на животных и влияет на их численность. Поэтому они нуждаются в нашей заботе и охране.
Виды деятельности в ходе операции:
· проведение бесед, радиопередач, классных часов, викторин, конкурсов сочинений, рисунков, внеклассных мероприятий;
· организация фотовыставки «Они живут рядом с нами», «Сам себе фотографии и режиссер»;
· выпуск газеты «Девятка», приуроченный к Международному Дню защиты животных»;
· выставки поделок из природного материала на базе школьного музея;
· организация экскурсий детей и их родителей в живой уголок школы;
· уход за животными школьного зооуголка;
· изучение животных зоологического отдела и их паспортизация;
· поездки в зоопарк »;
· заготовка сена и кормов для животных школы.
II. «Вода на Земле».
Девиз операции : «Капля воды океан бережет».
Вода – самое большое богатство в мире. Благодаря своим необычным качеством, она является колыбелью жизни на нашей планете.
В ходе операции были проведены: открытые уроки, беседы, внеклассные мероприятия, праздники, конкурс экологических листовок, открыток, сочинений, оформлены стенды, мини-исследования: «Расход воды в моей семье», «Чистота воды в моем доме», исследовательская работа «Вода в моей школе».
III. «Мой зеленый и цветущий город».
Девиз операции - «Моему малому уголку Великой России – зеленый наряд».
Виды деятельности в ходе операции:
· проведение бесед, радиопередач, викторин, библиотечный час, конкурсы листовок, сочинений, проектов;
· организация выставки книг, оформление стендов на экологическую тематику, написание статей в школьную газету «Девятка»;
· работа по благоустройству, уходу и охране территории города: ДЮСШ, Православного центра и памятных мест, связанных с ВОВ: Аллеи Памяти;
· озеленение классных комнат, пришкольных территорий, посадка деревьев выпускниками школы, уборка мусора;
· озеленение зимнего сада, создание в саду школы искусственного водоема, создание экологической тропы;
· исследовательская деятельность учащихся по изучению почвы, влиянию освещенности на растения зимнего сада, выбор растений для северного и южного окна.
IV. «Подснежники».
Девиз операции – «Есть глаза у всех цветов, и они глядят на нас с тобой».
Заниматься охраной раннецветущих растений необходимо по той причине, что первые весенние цветы являются объектами массового сбора, в то время как многие из них занесены в Красную книгу.
В ходе операции были проведены общешкольные радиопередачи, библиотечный час, экологические викторины, конкурс агитационных листовок, оформлены экологические стенды, экскурсии в природу, исследовательская работа «Раннецветущая флора на учебно-опытном участке».
V. «Птицы ждут помощи».
Девиз операции – «Птицы все – мои друзья, их оберегаю я».
Птицы – защитники полей, садов, лесов, парков от вредителей. Птицы – украшение природы. Пернатые друзья нуждаются в помощи человека. Забота о птицах – одно из направлений природоохранной деятельности школьников.
Операция проводится в два этапа:
· встреча перелетных птиц (март – май);
· подкормка зимующих птиц (сентябрь – март).
Виды деятельности:
· беседы, внеклассные мероприятия, радиопередача, подборка материала для экологической рубрики газеты «Девятка», конкурс сочинений, рисунков:
· зимние и весенние экскурсии в природу;
· изготовление и развешивание на пришкольном участке искусственных гнездовий (скворечников), устройство кормушек, сбор кормов для подкормки зимующих птиц;
· регулярная подкормка птиц на пришкольном участке и окнах своих домов.
VI. Сохранение и укрепление здоровья учащихся – как одно из направление формирования экологической культуры школьников.
Девиз – «Здоровому всё здорово».
Приобщение учащихся к здоровому образу жизни идет через тематические уроки в рамках курса ОБЖ, родительские собрания, беседы, лекции, конкурсы сочинений, творческих работ, санбюллетеней, постоянной рубрики в школьной газете «Девятка», спортивно-оздоровительных мероприятий (военно-спортивной игры, общешкольного праздника «День здоровья», спортивных эстафет, «Зимних забав на Максимовой горе» и др.), экологических музыкальных сказок, встреч с работниками наркоконтроля, участие во Всероссийской акции «Спорт против наркотиков» и другие.
Отслеживание уровня экологического самосознания и гуманного отношения к природе проводится через анкетирование учащихся.
Так полученные результаты диагностики учащихся трех возрастных групп за 2016 и 2017г. показывают положительную динамику по отношению к природе в целом (анкета «Мое отношение к природе»), увеличивается процент учащихся участников различных видов экологической деятельности
Директор школы: Е.А. Хайкова
Ответственный : учитель технологии Е.А. Романюк