Справочный материал по русскому языку «Обособленные конструкции как один из видов осложнения простого предложения» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 30 January 2016 в группе

Обособленные конструкции

как один из видов осложнения простого предложения

Впервые термин обособление был введён в научный обиход в 1914 году А. М. Пешковским (1878-1933) в книге «Русский синтаксис в научном освещении». При исследовании обособленных членов предложения учёный ставил перед собой самую скромную цель: «дать для школы что-нибудь, чтобы объяснить знаки препинания», т. е. появление теории обособления было связано прежде всего с желанием облегчить труд коллег: А. М. Пешковский восемь лет работал учителем в московских гимназиях.

Под обособленным членом языковед понимал «второстепенный член, уподо бившийся (один или вместе с другими, зависящими от него членами) в отношении мелодии и ритма и параллельно в отношении связей своих с окружающими членами отдельному придаточному предложению».Обособление было поставлено в полную зависимость от интонации, названной А. М. Пешковским «обособляющей», создающейся путём перестановки членов предложения и возникающего при этом обратного порядка слов. «Вот этот обратный порядок слов, выделяющий переставленное слово, и является условием, благоприятствующим обособлению», - отмечал учёный.

Таким образом, А. М. Пешковский выдвинул положение, которое до се годняшнего дня не утратило актуальности, о существовании двух основных условий обособления: интонации и инверсии (обратного порядка слов).

Учёный уделял внимание главным образом внешним условиям обособления, фактически пришёл к выводу о том, что обособление - это сложное структурно - семантическое явление синтаксиса, которое вызывается не только своеобразными условиями, но и определёнными причинами.

Часто условия и причины обособления неоправданно отождествляются. Но это разные понятия.  По мнению Бабайцевой В.В., условия обособления - это инверсия и интонация, причиной же обособления «является желание говорящего (пишущего) актуализировать (усили вать) смысловую значимость обособляемой части в общей семантике высказывания, а также пояснить, уточнить какую-то часть высказывания».Таким образом, явление обособления характеризуется семантическими и структурными признаками, а именно:«семантические - выделение или уточнение части высказывания; структурные - интонация (в устной речи), порядок слов, наличие поясняющих слов, характер поясняемого слова. Значит, только единство семантических и структурных признаков способствует обособлению.

     В школьном курсе русского языка обособленные члены предложения рассматриваются в двух разделах: «Предложения с обособленными членами» и «Предложения с уточняющими обособленными членами». Это естественно, потому что предложения с обособленными членами делятся по семантике на две группы: 1) предложения с обособленными членами, выполняющими двойную синтаксическую функцию обстоятельства и добавочного (второстепенного) сказуе мого, и 2) предложения с уточняющими членами.

К первой группе относятся обособленные определения и обособленные обстоятельства, ко второй - уточняющие обособленные члены. Общим признаком обеих групп является то, что и те и другие обособленные члены выделяются по смыслу: в устной речи при помощи интонации, а на письме запятыми. Есть и суще ственные отличия:

 

Обособленные члены предложения 2-й группы

  1. Уточняют,  конкретизируют сообще ние

или какую-либо его часть.

  1. Представлены главными и второсте пенным

Членами предложения.

  1. Связаны  с  сообщением  или  какой-либо

его частью специфическим видом связи —

присоединением.

Обособленные члены предложения 1-й группы

1.        Содержат   дополнительное   сообще ние.

2.        Представлены второстепенными чле нами предложения.

3.        Связаны  с   распространяемым   ими
членом тремя видами связи (согласова нием,    управлением    и    примыканием).

   Примеры   предложений   с  обособленными   членами   обеих   групп.

1-я группа. «За солнце, добытое в долгом бою, позволь на рассвете, товарищ Мария, приветствовать песней работу твою» (П. Васильев). Обособленный член предложения представлен согласованным определением, выраженным причастным оборотом и связанным с определяемым словом солнце согласованием. «В нас есть суровая свобода: на слёзы обрекая мать, бессмертье своего народа своею смертью покупать» (К. Симонов). Обособленный член предложения представлен обстоятель ством образа действия, выраженным деепричастным оборотом и связанным с глаголом покупать примыканием.

2-я группа. «На лесных полянках цветёт жёлтая пижма, или Дикая рябинка» (И. Тарасов). Уточняющий член предложения — подлежащее. «Было очень тепло, даже жарко» (А. Маковский). Уточняющий член предложения - сказуемое. «Ба бушка вообще очень любила грибы, грузди в особенности» (С. Аксаков). Уточняю щий член предложения  -дополнение. «Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи» (Л. Толстой). Уточняющий член предложения - определение. «По камням, над толстым слоем пыли, вьётся хмель, запутанный и клейкий» (С. Есенин). Уточняющий член предложения -обстоятельство.

С обособленными членами предложения соотносятся также вставные конструк ции, которые традиционно считают вводными. Однако вставные конструкции можно рассматривать как специфический вид обособления.

Делятся на две группы: грамматически связанные с основным предложением и грамматически не связанные. В свою очередь вставные конструкции первой группы, так же, как и обособленные члены предложения, делятся на:

- вставные конструкции, представленные обособленными членами предложения с двойной связью,

- вставные конструкции, уточняющие члены предложения.

 Вставные конструкции можно рассматривать по тому же плану, что и соответствующие им обособленные члены предложения, заметив следующее:

1.        Обособленные члены предложения и сходные с ними вставные конструкции различаются формально:обособленные члены предложения выделяются запятыми, а вставные конструкции - скобками и тире.

 Знаки  препинания для читателя являются носителями   определённой   информации.   При   использовании   в   тексте   сходных обособленных и вставных  конструкций  пунктуация  часто  является единственным материальным средством выражения авторской установки.

 Например: «Ей показа лось,   что   художники   хотели   посмеяться над незнакомцем, посмевшим   как-то обосновать свой собственный взгляд (совпавший с восприятием Симы) на произведение скульптуры» (И. Ефремов). И -«Ей показалось, что художники хотели посмеяться
над  незнакомцем,   посмевшим   как-то   обосновать  свой  собственный   взгляд, со впавший с восприятием Симы, на произведение скульптуры».

Рассмотренный материал свидетельствует о том, что обособленные конструк ции, впервые выделенные А. М. Пешковским как один из видов осложнения простого предложения, характеризуются структурно-семантическим разнообрази ем. Они неоднородны по функциям и формальному выражению и требуют тщательного изучения с точки зрения их значения для всего высказывания и с точки зрения их структурной выраженности.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации