КИМ русскому языку для 6 класса по теме «Простое предложение. Виды. Состав. Осложнения»

0
0
Материал опубликован 23 July 2018

КИМ для 6 класса по теме

«Простое предложение. Виды. Состав. Осложнения»

(программа М.М. Разумовской, С.И.Львовой)

Копытова Г.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №5» г. Перми

Объяснительная записка.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является и то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.

Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить практические навыки выполнения тестовых заданий, понимать и знать критерии оценивания, уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий.

Таким образом, учащимся нужна систематическая подготовка к ЕГЭ, которая позволит им

узнать об особенностях ЕГЭ;

эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;

избежать обидных технических ошибок.

Проведение контрольных работ в форме КИМ – один из приемов, который помогает учащимся среднего звена готовиться к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.

КИМ для 6 класса по теме

«Простое предложение. Виды. Состав. Осложнения»

(программа М.М. Разумовской, С.И.Львовой)

Прочитайте текст и выполните задания:

Одуванчик.

(1)Одуванчик невзрачное растение. (2)Его можно встретить повсюду на лугах и опушках на огородах и по обочинам дорог в садах и особенно часто возле человеческого жилья…

(3)Почему одуванчик так жмется к людям?

(4)Себе под ноги смотрят немногие представители человеческого рода. (5)Большинство же попирает землю ногами… (6)Вот и гибнут травы во множестве раздавленные сапогами туфельками колёсами.

(7)А одуванчик устойчив к вытаптыванию. (8)Розетку его листьев надёжно удерживает корень уходящий глубоко в почву. (9)Ранней весной распускается ярко-желтый цветок и совсем скоро на месте его появляется пушистая шапочка семян. (10)Семена одуванчика быстро созревая отправляются в странствие по белу свету. (11)Резкие порывы ветра обычно не сдувают ажурные шарики венчающие длинный стебель одуванчиков. (12)Но когда ветер дует ровно и энергично семена одно за другим отрываются улетая часто за многие километры. (13)Упав на землю семя повинуясь силам природы пускает корешок. (14)Расти малыш и крепни!

(по В. Артамонову)

Задания:

Докажите, что данные предложения являются текстом.

Дайте характеристику по цели высказывания и интонации предложениям № 1, 3, 14.

Как определяются члены предложения? Составьте таблицу «Члены предложения».

Расставьте недостающие знаки препинания.

Подчеркните грамматические основы в предложениях № 1, 5, 6, 7, 9, 14. Укажите части речи. Определите вид предложения по количеству основ.

Укажите №№ предложений с однородными членами, обозначьте их в тексте.

Постройте схему предложения №2, объясняющую расставленные знаки препинания.

Укажите №№ предложений с причастными оборотами, обозначьте их в тексте. Объясните знаки препинания.

Укажите №№ предложений с деепричастными оборотами, обозначьте их в тексте. Объясните знаки препинания.

Укажите № предложения с обращением, обозначьте обращение в тексте. Объясните знаки препинания.

Выполните синтаксический разбор предложения №11.

Напишите ответ на вопрос: «Почему одуванчик привлек внимание автора?». Оформите ответ в виде небольшого рассуждения (50 слов). Используйте разнообразные конструкции простых предложений.


 

Таблица 1

Перечень элементов проверяемого содержания

№ проверяемого раздела

Код контролируемого

элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1

 

Морфология. Синтаксис. Пунктуация

1.1

Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания и интонации.

1.2

Главные члены предложения. Способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1.3

Второстепенные члены предложения. Способы их выражения.

1.4

Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1.5

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1.6

Причастный оборот. Синтаксическая роль причастного оборота. Знаки препинания при причастном обороте.

1.7

Деепричастный оборот. Синтаксическая роль деепричастного оборота. Знаки препинания при деепричастном обороте.

1.8

Синтаксический разбор простого предложения.

2

 

Речь

2.1

Текст как речевое произведение. Тема и основная мысль текста.

2.2

Смысловая и композиционная целостность текста.

2.3

Функционально-смысловые типы речи.

2.4

Анализ текста.

2.5

Употребление в речи разнообразных синтаксических конструкций простых предложений.


 

Таблица 2

Предметные умения и универсальные действия,

проверяемые заданиями КИМ.

Проверяемые умения и действия

№№ заданий

1

Предметные умения

 

1.1

Умение характеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматических основ.

2, 5

1.2

Умение определять необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им.п.

1

1.3

Умение определять вид второстепенных членов предложения и способы их выражения.

3, 6, 8, 9, 11,

1.4

Умение распознавать однородные члены предложения и обобщающие слова при однородных членах предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

6, 7

1.5

Умение распознавать обращение и расставлять знаки препинания при обращении.

10

1.6

Умение распознавать и обособлять причастные обороты в предложении.

8

1.7

Умение распознавать и обособлять деепричастные обороты в предложении.

9

1.8

Умение выполнять синтаксический разбор простого предложения.

11

1.9

Умение употреблять в речи разнообразные синтаксические конструкции простых предложений.

12

2

УДД

 

2.1

Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий.

1 - 12

 

Адекватное понимание информации письменного сообщения (тема текста, основная мысль)

1, 12

2.2

Способность отбирать и классифицировать языковой материал.

3

2.3

Оформлять ответ в виде таблицы.

3

2.4

Умение сопоставлять и сравнивать.

2, 5

2.5

Уметь создавать письменный текст с учётом замысла и ситуации общения.

12

2.6

Способность излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать своё отношение к прочитанному

12


 

Таблица 3

Примерные ответы на задания

задания

Содержание ответа

1

Это текст, т.к.

есть заголовок;

предложения связаны общей темой: «Одуванчик»;

предложения связаны общей идеей: «Все в природе живое, и все имеет свою ценность»;

предложения связаны грамматически (преобладают глаголы несовершенного вида, настоящего времени);

предложения расположены в логической последовательности;

можно выделить основные элементы композиции: вступление, основную часть, заключение;

это законченное высказывание.

2

1 – повествовательное, невосклицательное; 3 – вопросительное, невосклицательное; 14 – побудительное, восклицательное.

3

Член предложения

Вопрос, значение

Часть речи

Пример

Подлежащее

Кто? Что?

Сущ., местоим., числит., инфинитив.

 

Сказуемое

Что делает предмет? Каков он? Кто или что это?

Глагол, краткое прилагательное или причастие, существительное, числительное, н.ф. глагола

 

Определение (волнистая линия)

Какой, чей предмет?

Прилагат., местоим., числит., причастие

 

Дополнение

- - - - - - - - -

Вопросы косвенных падежей

Существ., местоим., числительное

 

Обстоятельство

- . - . - . -

Сколько? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Наречие, существ.

 

4

(1)Одуванчик – невзрачное растение. (2)Его можно встретить повсюду: на лугах и опушках, на огородах и по обочинам дорог, в садах и особенно часто возле человеческого жилья…

(3)Почему одуванчик так жмется к людям?

(4)Себе под ноги смотрят немногие представители человеческого рода. (5)Большинство же попирает землю ногами… (6)Вот и гибнут травы во множестве, раздавленные сапогами, туфельками, колёсами.

(7)А одуванчик устойчив к вытаптыванию. (8)Розетку его листьев надёжно удерживает корень, уходящий глубоко в почву. (9)Ранней весной распускается ярко-желтый цветок, и совсем скоро на месте его появляется пушистая шапочка семян. (10)Семена одуванчика, быстро созревая, отправляются в странствие по белу свету. (11)Резкие порывы ветра обычно не сдувают ажурные шарики, венчающие длинный стебель одуванчиков. (12)Но когда ветер дует ровно и энергично, семена одно за другим отрываются, улетая часто за многие километры. (13)Упав на землю, семя, повинуясь силам природы, пускает корешок. (14)Расти, малыш, и крепни!

5

1-одуванчик – растение (сущ-сущ, простое)

5-большинство попирает (сущ-глагол, простое)

6-травы гибнут (сущ-глагол, простое)

7-одуванчик устойчив (сущ-крат. прилаг., простое)

9-распускается цветок, появляется шапочка семян (глаг-сущ., сложное)

14-расти и крепни (глаг-глаг., простое)

6

2- можно встретить повсюду: на лугах* и опушках*, на огородах* и по обочинам* дорог, в садах* и возле жилья* (обстоятельства, выражены сущ. предлогом)

6-раздавленные сапогами*, туфельками*, колёсами* (входят в состав причастного оборота)

12-дует ровно* и энергично* (обстоятельства, выражены наречиями)

7

: обст* и обст*, обст* и обст* , обст* и обст* …

8

(6)Вот и гибнут травы во множестве, /раздавленные сапогами, туфельками, колёсами/. (определение-волнистая линия, обособляется после определяемого слова)

(8)Розетку его листьев надёжно удерживает корень, /уходящий глубоко в почву/. (определение-волнистая линия, обособляется после определяемого слова)

(11)Резкие порывы ветра обычно не сдувают ажурные шарики, //венчающие длинный стебель одуванчиков//. (определение-волнистая линия, обособляется после определяемого слова)

9

(10)Семена одуванчика, /быстро созревая/, отправляются в странствие по белу свету. (обстоятельство-точка/черточка, обособляется всегда)

(12)Но когда ветер дует ровно и энергично, семена одно за другим отрываются, /улетая часто за многие километры/. (обстоятельство-точка/черточка, обособляется всегда)

(13)/Упав на землю/, семя, /повинуясь силам природы/, пускает корешок. (обстоятельство-точка/черточка, обособляется всегда)

10

(14)Расти, малыш, и крепни! (не является членом предложения, выделяется запятыми.

11

(11)Резкие(опред-прилаг) порывы ветра(подлеж-недел.сочет-сущ) обычно(обстоят-наречие) не сдувают(сказуемое-глагол) ажурные(определение-прилаг) шарики(дополн-сущ) /венчающие(прич) длинный(прилаг) стебель(сущ) одуванчиков(сущ)/. (определение-прч. оборот). (Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом)


 

Таблица 4

Критерии проверки и оценки заданий 1 – 11

задания

Критерии

Баллы

Максимальное кол-во баллов за №

1

Приведено 7/6 доказательств

Приведено 5/4 доказательства

Приведено 3 доказательства

Приведено менее 3х доказательств

3

2

1

0

3

2

Дана характеристика по цели высказывания и интонации предложений № 1, 3, 14.

Допущена 1 ошибка

Допущено 2-3 ошибки

Допущено 4 ошибки

3

2

1

0

3

3

Сформулированы критерии определения членов предложения. Составлена таблица. Приведены примеры (24-20 единиц/понятий)

Сформулированы критерии определения членов предложения. Составлена таблица. Приведены примеры (19-15 единиц/понятий) или Материал оформлен в виде текста – даны определения.

Сформулированы критерии определения членов предложения. Составлена таблица. Приведены примеры (14-10 единиц/понятий) или Материал оформлен в виде текста. Допущены ошибки в 2х определениях.

Попытка систематизировать материал, много неточностей, неверно приведены примеры или их нет.

3

2

1

0

3

4

Расставлены недостающие знаки препинания. (19-17 знаков)

Расставлены недостающие знаки препинания. (16-14 знаков)

Расставлены недостающие знаки препинания. (13- 11 знаков)

Расставлены недостающие знаки препинания. (10-7 знаков)

Расставлено 6 и меньше знаков

4

3

2

1

0

4

5

Подчеркнуты грамматические основы в предложениях № 1, 5, 6, 7, 9, 14 (7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определите вид предложения по количеству основ (6 опред). (27-25 знаков/понятий)

Подчеркнуты грамматические основы(7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определен вид предложений по количеству основ (6). (24-20 знаков/понятий)

Подчеркнуты грамматические основы (7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определен вид предложений по количеству основ (6). (19-15 знаков/понятий)

Подчеркнуты грамматические основы (7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определен вид предложений по количеству основ (6). (14-10 знаков/понятий)

Подчеркнуты грамматические основы (7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определен вид предложений по количеству основ (6). (9 и меньше знаков/понятий)

4

3

2

1

0

4

6

Указаны 3 предложения с однородными членами, обозначены в тексте. (11 од.ч.п)

Указаны 3 предложения с однородными членами, обозначены в тексте. Допущены 1-2 ошибки

Указано 2 предложения с однородными членами, обозначены в тексте. Допущено 3-5 ошибок

Указано 1 предложение или неверно обозначены однородные члены предложения. Более 6 ошибок.

3

2

1

0

3

7

Схема предложения №2 построена

Схема предложения №2 не построена

1

0

1

8

Указаны № 6,8,11 предложений с причастными оборотами, обороты обозначены в тексте. Дано объяснение постановки знаков препинания.

Разобраны 2 предложения

Разобрано 1 предложение

Предложения и обороты не указаны

3

2

1

0

3

9

Указаны №10,12,13 предложений с деепричастными оборотами, обозначены их в тексте. Дано объяснение знаков препинания.

Разобраны 2 предложения

Разобрано 1 предложение

Предложения и обороты не указаны

3

2

1

0

3

10

Указано предложение №14 с обращением, обозначено в тексте. Дано объяснение знаков препинания.

Предложение не указано.

1

0

1

11

Синтаксический разбор выполнен (17знаков/понятий)

Синтаксический разбор выполнен. 1-2 ошибки.

Синтаксический разбор выполнен. 3-5 ошибок.

Синтаксический разбор выполнен. Более 6 ошибок

3

2

1

0

3

 

За задания 1-11 всего

 

30 б.


 

Критерии оценивания мини-сочинений

Задание № 12.

Таблица 5

Критерии оценивания

Баллы

К 1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

 
 

Учащийся понял содержание текста и дал развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

2

 

Учащийся в целом понял содержание текста и дал развёрнутый ответ на поставленный вопрос, но допустил неточность в его интерпретации.

1

 

Учащийся не понял содержание текста и дал неверный ответ или пересказал текст.

0

К 2

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мысли

 
 

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Прослеживается композиция рассуждения, имеется членение на абзацы.

2

 

Работа не соответствует одной/двум из характеристик: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения, прослеживается композиция рассуждения, имеется членение на абзацы.

1

 

В работе отсутствует смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

0

К 3

Речевое оформление сочинения

 
 

В работе точно выражены мысли, использовано разнообразие грамматических форм, целесообразно использованы языковых средств выразительности.

2

 

Работа не соответствует одной из характеристик: точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических форм, целесообразное использование языковых средств выразительности.

1

 

Работа отличается затруднениями в выражении мысли, бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

К 4

Использование в работе разнообразных синтаксических конструкций простых предложений.

 
 

Учащийся использовал не менее 4 - 5 разнообразных конструкций простого предложения.

2

 

Учащийся использовал не менее 3 - 2 разнообразных конструкций простого предложения.

1

 

Учащийся использовал однообразные неосложненные конструкции предложений

0

 

Грамотность

 

К 5

Соблюдение орфографических норм

 
 

Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

 

Орфографических ошибок не более 2

1

 

Орфографических ошибок 3 и более

0

К 6

Соблюдение пунктуационных норм

 
 

Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

 

Пунктуационных ошибок не более 2

1

 

Пунктуационных ошибок более 3

0

К 7

Соблюдение грамматических норм

 
 

Допущено не более 1 грамматической ошибки

2

 

Допущено не более 3 грамматической ошибки

1

 

Допущено 4 и более грамматических ошибок

0

К 8

Соблюдение речевых норм

 
 

Допущено не более 1 речевой ошибки

2

 

Допущено не более 3 речевой ошибки

1

 

Допущено 4 и более речевых ошибок

0

 

Максимальное количество баллов за мини-сочинение

16


 

Максимальное количество баллов за всю работу 46 баллов

Перевод баллов в отметки:

«5» – 46 – 43 б.

«4» – 42 - 33 б.

«3» – 32 - 23 б.

«2» – 22 и менее баллов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.