12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Копытова Галина Александровна110 |
КИМ для 6 класса по теме КИМ для 6 класса «Простое предложение. Виды. Состав. Осложнения»
КИМ для 6 класса по теме
«Простое предложение. Виды. Состав. Осложнения»
(программа М.М. Разумовской, С.И.Львовой)
Копытова Г.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №5» г. Перми
Объяснительная записка.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является и то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.
Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить практические навыки выполнения тестовых заданий, понимать и знать критерии оценивания, уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий.
Таким образом, учащимся нужна систематическая подготовка к ЕГЭ, которая позволит им
узнать об особенностях ЕГЭ;
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;
избежать обидных технических ошибок.
Проведение контрольных работ в форме КИМ – один из приемов, который помогает учащимся среднего звена готовиться к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
КИМ для 6 класса по теме
«Простое предложение. Виды. Состав. Осложнения»
(программа М.М. Разумовской, С.И.Львовой)
Прочитайте текст и выполните задания:
Одуванчик.
(1)Одуванчик невзрачное растение. (2)Его можно встретить повсюду на лугах и опушках на огородах и по обочинам дорог в садах и особенно часто возле человеческого жилья…
(3)Почему одуванчик так жмется к людям?
(4)Себе под ноги смотрят немногие представители человеческого рода. (5)Большинство же попирает землю ногами… (6)Вот и гибнут травы во множестве раздавленные сапогами туфельками колёсами.
(7)А одуванчик устойчив к вытаптыванию. (8)Розетку его листьев надёжно удерживает корень уходящий глубоко в почву. (9)Ранней весной распускается ярко-желтый цветок и совсем скоро на месте его появляется пушистая шапочка семян. (10)Семена одуванчика быстро созревая отправляются в странствие по белу свету. (11)Резкие порывы ветра обычно не сдувают ажурные шарики венчающие длинный стебель одуванчиков. (12)Но когда ветер дует ровно и энергично семена одно за другим отрываются улетая часто за многие километры. (13)Упав на землю семя повинуясь силам природы пускает корешок. (14)Расти малыш и крепни!
(по В. Артамонову)
Задания:
Докажите, что данные предложения являются текстом.
Дайте характеристику по цели высказывания и интонации предложениям № 1, 3, 14.
Как определяются члены предложения? Составьте таблицу «Члены предложения».
Расставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы в предложениях № 1, 5, 6, 7, 9, 14. Укажите части речи. Определите вид предложения по количеству основ.
Укажите №№ предложений с однородными членами, обозначьте их в тексте.
Постройте схему предложения №2, объясняющую расставленные знаки препинания.
Укажите №№ предложений с причастными оборотами, обозначьте их в тексте. Объясните знаки препинания.
Укажите №№ предложений с деепричастными оборотами, обозначьте их в тексте. Объясните знаки препинания.
Укажите № предложения с обращением, обозначьте обращение в тексте. Объясните знаки препинания.
Выполните синтаксический разбор предложения №11.
Напишите ответ на вопрос: «Почему одуванчик привлек внимание автора?». Оформите ответ в виде небольшого рассуждения (50 слов). Используйте разнообразные конструкции простых предложений.
Таблица 1
Перечень элементов проверяемого содержания
№ проверяемого раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 | Морфология. Синтаксис. Пунктуация | |
1.1 | Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания и интонации. | |
1.2 | Главные члены предложения. Способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. | |
1.3 | Второстепенные члены предложения. Способы их выражения. | |
1.4 | Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. | |
1.5 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | |
1.6 | Причастный оборот. Синтаксическая роль причастного оборота. Знаки препинания при причастном обороте. | |
1.7 | Деепричастный оборот. Синтаксическая роль деепричастного оборота. Знаки препинания при деепричастном обороте. | |
1.8 | Синтаксический разбор простого предложения. | |
2 | Речь | |
2.1 | Текст как речевое произведение. Тема и основная мысль текста. | |
2.2 | Смысловая и композиционная целостность текста. | |
2.3 | Функционально-смысловые типы речи. | |
2.4 | Анализ текста. | |
2.5 | Употребление в речи разнообразных синтаксических конструкций простых предложений. |
Таблица 2
Предметные умения и универсальные действия,
проверяемые заданиями КИМ.
№ | Проверяемые умения и действия | №№ заданий |
1 | Предметные умения | |
1.1 | Умение характеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматических основ. | 2, 5 |
1.2 | Умение определять необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им.п. | 1 |
1.3 | Умение определять вид второстепенных членов предложения и способы их выражения. | 3, 6, 8, 9, 11, |
1.4 | Умение распознавать однородные члены предложения и обобщающие слова при однородных членах предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 6, 7 |
1.5 | Умение распознавать обращение и расставлять знаки препинания при обращении. | 10 |
1.6 | Умение распознавать и обособлять причастные обороты в предложении. | 8 |
1.7 | Умение распознавать и обособлять деепричастные обороты в предложении. | 9 |
1.8 | Умение выполнять синтаксический разбор простого предложения. | 11 |
1.9 | Умение употреблять в речи разнообразные синтаксические конструкции простых предложений. | 12 |
2 | УДД | |
2.1 | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий. | 1 - 12 |
Адекватное понимание информации письменного сообщения (тема текста, основная мысль) | 1, 12 | |
2.2 | Способность отбирать и классифицировать языковой материал. | 3 |
2.3 | Оформлять ответ в виде таблицы. | 3 |
2.4 | Умение сопоставлять и сравнивать. | 2, 5 |
2.5 | Уметь создавать письменный текст с учётом замысла и ситуации общения. | 12 |
2.6 | Способность излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать своё отношение к прочитанному | 12 |
Таблица 3
Примерные ответы на задания
№ задания | Содержание ответа | ||||||||||||||||||||||||
1 | Это текст, т.к. есть заголовок; предложения связаны общей темой: «Одуванчик»; предложения связаны общей идеей: «Все в природе живое, и все имеет свою ценность»; предложения связаны грамматически (преобладают глаголы несовершенного вида, настоящего времени); предложения расположены в логической последовательности; можно выделить основные элементы композиции: вступление, основную часть, заключение; это законченное высказывание. | ||||||||||||||||||||||||
2 | 1 – повествовательное, невосклицательное; 3 – вопросительное, невосклицательное; 14 – побудительное, восклицательное. | ||||||||||||||||||||||||
3 |
| ||||||||||||||||||||||||
4 | (1)Одуванчик – невзрачное растение. (2)Его можно встретить повсюду: на лугах и опушках, на огородах и по обочинам дорог, в садах и особенно часто возле человеческого жилья… (3)Почему одуванчик так жмется к людям? (4)Себе под ноги смотрят немногие представители человеческого рода. (5)Большинство же попирает землю ногами… (6)Вот и гибнут травы во множестве, раздавленные сапогами, туфельками, колёсами. (7)А одуванчик устойчив к вытаптыванию. (8)Розетку его листьев надёжно удерживает корень, уходящий глубоко в почву. (9)Ранней весной распускается ярко-желтый цветок, и совсем скоро на месте его появляется пушистая шапочка семян. (10)Семена одуванчика, быстро созревая, отправляются в странствие по белу свету. (11)Резкие порывы ветра обычно не сдувают ажурные шарики, венчающие длинный стебель одуванчиков. (12)Но когда ветер дует ровно и энергично, семена одно за другим отрываются, улетая часто за многие километры. (13)Упав на землю, семя, повинуясь силам природы, пускает корешок. (14)Расти, малыш, и крепни! | ||||||||||||||||||||||||
5 | 1-одуванчик – растение (сущ-сущ, простое) 5-большинство попирает (сущ-глагол, простое) 6-травы гибнут (сущ-глагол, простое) 7-одуванчик устойчив (сущ-крат. прилаг., простое) 9-распускается цветок, появляется шапочка семян (глаг-сущ., сложное) 14-расти и крепни (глаг-глаг., простое) | ||||||||||||||||||||||||
6 | 2- можно встретить повсюду: на лугах* и опушках*, на огородах* и по обочинам* дорог, в садах* и возле жилья* (обстоятельства, выражены сущ. предлогом) 6-раздавленные сапогами*, туфельками*, колёсами* (входят в состав причастного оборота) 12-дует ровно* и энергично* (обстоятельства, выражены наречиями) | ||||||||||||||||||||||||
7 | : обст* и обст*, обст* и обст* , обст* и обст* … | ||||||||||||||||||||||||
8 | (6)Вот и гибнут травы во множестве, /раздавленные сапогами, туфельками, колёсами/. (определение-волнистая линия, обособляется после определяемого слова) (8)Розетку его листьев надёжно удерживает корень, /уходящий глубоко в почву/. (определение-волнистая линия, обособляется после определяемого слова) (11)Резкие порывы ветра обычно не сдувают ажурные шарики, //венчающие длинный стебель одуванчиков//. (определение-волнистая линия, обособляется после определяемого слова) | ||||||||||||||||||||||||
9 | (10)Семена одуванчика, /быстро созревая/, отправляются в странствие по белу свету. (обстоятельство-точка/черточка, обособляется всегда) (12)Но когда ветер дует ровно и энергично, семена одно за другим отрываются, /улетая часто за многие километры/. (обстоятельство-точка/черточка, обособляется всегда) (13)/Упав на землю/, семя, /повинуясь силам природы/, пускает корешок. (обстоятельство-точка/черточка, обособляется всегда) | ||||||||||||||||||||||||
10 | (14)Расти, малыш, и крепни! (не является членом предложения, выделяется запятыми. | ||||||||||||||||||||||||
11 | (11)Резкие(опред-прилаг) порывы ветра(подлеж-недел.сочет-сущ) обычно(обстоят-наречие) не сдувают(сказуемое-глагол) ажурные(определение-прилаг) шарики(дополн-сущ) /венчающие(прич) длинный(прилаг) стебель(сущ) одуванчиков(сущ)/. (определение-прч. оборот). (Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом) |
Таблица 4
Критерии проверки и оценки заданий 1 – 11
№ задания | Критерии | Баллы | Максимальное кол-во баллов за № |
1 | Приведено 7/6 доказательств Приведено 5/4 доказательства Приведено 3 доказательства Приведено менее 3х доказательств | 3 2 1 0 | 3 |
2 | Дана характеристика по цели высказывания и интонации предложений № 1, 3, 14. Допущена 1 ошибка Допущено 2-3 ошибки Допущено 4 ошибки | 3 2 1 0 | 3 |
3 | Сформулированы критерии определения членов предложения. Составлена таблица. Приведены примеры (24-20 единиц/понятий) Сформулированы критерии определения членов предложения. Составлена таблица. Приведены примеры (19-15 единиц/понятий) или Материал оформлен в виде текста – даны определения. Сформулированы критерии определения членов предложения. Составлена таблица. Приведены примеры (14-10 единиц/понятий) или Материал оформлен в виде текста. Допущены ошибки в 2х определениях. Попытка систематизировать материал, много неточностей, неверно приведены примеры или их нет. | 3 2 1 0 | 3 |
4 | Расставлены недостающие знаки препинания. (19-17 знаков) Расставлены недостающие знаки препинания. (16-14 знаков) Расставлены недостающие знаки препинания. (13- 11 знаков) Расставлены недостающие знаки препинания. (10-7 знаков) Расставлено 6 и меньше знаков | 4 3 2 1 0 | 4 |
5 | Подчеркнуты грамматические основы в предложениях № 1, 5, 6, 7, 9, 14 (7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определите вид предложения по количеству основ (6 опред). (27-25 знаков/понятий) Подчеркнуты грамматические основы(7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определен вид предложений по количеству основ (6). (24-20 знаков/понятий) Подчеркнуты грамматические основы (7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определен вид предложений по количеству основ (6). (19-15 знаков/понятий) Подчеркнуты грамматические основы (7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определен вид предложений по количеству основ (6). (14-10 знаков/понятий) Подчеркнуты грамматические основы (7 основ). Указаны части речи (14 ч.р). Определен вид предложений по количеству основ (6). (9 и меньше знаков/понятий) | 4 3 2 1 0 | 4 |
6 | Указаны 3 предложения с однородными членами, обозначены в тексте. (11 од.ч.п) Указаны 3 предложения с однородными членами, обозначены в тексте. Допущены 1-2 ошибки Указано 2 предложения с однородными членами, обозначены в тексте. Допущено 3-5 ошибок Указано 1 предложение или неверно обозначены однородные члены предложения. Более 6 ошибок. | 3 2 1 0 | 3 |
7 | Схема предложения №2 построена Схема предложения №2 не построена | 1 0 | 1 |
8 | Указаны № 6,8,11 предложений с причастными оборотами, обороты обозначены в тексте. Дано объяснение постановки знаков препинания. Разобраны 2 предложения Разобрано 1 предложение Предложения и обороты не указаны | 3 2 1 0 | 3 |
9 | Указаны №10,12,13 предложений с деепричастными оборотами, обозначены их в тексте. Дано объяснение знаков препинания. Разобраны 2 предложения Разобрано 1 предложение Предложения и обороты не указаны | 3 2 1 0 | 3 |
10 | Указано предложение №14 с обращением, обозначено в тексте. Дано объяснение знаков препинания. Предложение не указано. | 1 0 | 1 |
11 | Синтаксический разбор выполнен (17знаков/понятий) Синтаксический разбор выполнен. 1-2 ошибки. Синтаксический разбор выполнен. 3-5 ошибок. Синтаксический разбор выполнен. Более 6 ошибок | 3 2 1 0 | 3 |
За задания 1-11 всего | 30 б. |
Критерии оценивания мини-сочинений
Задание № 12.
Таблица 5
№ | Критерии оценивания | Баллы |
К 1 | Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Учащийся понял содержание текста и дал развёрнутый ответ на поставленный вопрос. | 2 | |
Учащийся в целом понял содержание текста и дал развёрнутый ответ на поставленный вопрос, но допустил неточность в его интерпретации. | 1 | |
Учащийся не понял содержание текста и дал неверный ответ или пересказал текст. | 0 | |
К 2 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мысли | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Прослеживается композиция рассуждения, имеется членение на абзацы. | 2 | |
Работа не соответствует одной/двум из характеристик: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения, прослеживается композиция рассуждения, имеется членение на абзацы. | 1 | |
В работе отсутствует смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 0 | |
К 3 | Речевое оформление сочинения | |
В работе точно выражены мысли, использовано разнообразие грамматических форм, целесообразно использованы языковых средств выразительности. | 2 | |
Работа не соответствует одной из характеристик: точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических форм, целесообразное использование языковых средств выразительности. | 1 | |
Работа отличается затруднениями в выражении мысли, бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 | |
К 4 | Использование в работе разнообразных синтаксических конструкций простых предложений. | |
Учащийся использовал не менее 4 - 5 разнообразных конструкций простого предложения. | 2 | |
Учащийся использовал не менее 3 - 2 разнообразных конструкций простого предложения. | 1 | |
Учащийся использовал однообразные неосложненные конструкции предложений | 0 | |
Грамотность | ||
К 5 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 | |
Орфографических ошибок не более 2 | 1 | |
Орфографических ошибок 3 и более | 0 | |
К 6 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 | |
Пунктуационных ошибок не более 2 | 1 | |
Пунктуационных ошибок более 3 | 0 | |
К 7 | Соблюдение грамматических норм | |
Допущено не более 1 грамматической ошибки | 2 | |
Допущено не более 3 грамматической ошибки | 1 | |
Допущено 4 и более грамматических ошибок | 0 | |
К 8 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более 1 речевой ошибки | 2 | |
Допущено не более 3 речевой ошибки | 1 | |
Допущено 4 и более речевых ошибок | 0 | |
Максимальное количество баллов за мини-сочинение | 16 |
Максимальное количество баллов за всю работу – 46 баллов
Перевод баллов в отметки:
«5» – 46 – 43 б.
«4» – 42 - 33 б.
«3» – 32 - 23 б.
«2» – 22 и менее баллов