Конспект открытого урока русского языка «Обращение» (8 класс)
Государственное образовательное учреждение
«Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»
Открытый урок русского языка в 8А классе на тему:
«Обращение»
Подготовила и провела:
Учитель русского языка
Смирнова И. А.
Саранск 2021 г.
Открытый урок в 8 кл. по русскому языку.
Тема урока: Обращение
Цели и задачи: 1. Повторить и закрепить знания о предложениях с
обращениями. Учить выделять их, самостоятельно строить (перестраивать), расставлять знаки препинания.
2. Развивать речь путем требования полных ответов; коррегирование
мышления на основе перестройки предложений с подлеж. в предлож. с
обращениями.
3. Развитие интереса к уроку русского языка путем подбора разнообразного материала
4. Взаимосвязь уроков русского языка с уроком чтения.
5. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Ход урока
Но не хочу, о други, умирать
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
А.С.Пушкин
1. Орг. момент
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, мои дорогие (запись на доске)
2. Сегодня на нашем уроке мы будем обобщать наши знания по теме:
"Обращение". Кто был внимательным, скажите, сколько обращений было использовано в моей речи к вам? (Коля, как ты считаешь?)
- Какие обращения ты запомнил? Назови. (Выходят к доске, находят
обращения и расставляют запятые)
- Сегодня мы будем говорить об обращениях, которые адресуются не только людям. В роли обращения могут выступать - явления природы. Животные, неживые предметы. От этого речь становится более яркой, эмоциональной, выразительной.
- Что же такое обращение? Где в предложении может находиться обращение?
Знаки препинания при обращении
- Давайте посмотрим, как вы усвоили нахождение обращения в тексте и
расстановку знаков препинания. К доске 2 человека (карточки). Найти
обращение и расставить запятые, объяснить.
1 ученик: "Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись"
2 ученик:
"Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя"
Работа с классом
На дом вам было задано выписать обращения из сказки А.С.Пушкина
"Сказка о попе и работнике его Балде". (Учащиеся зачитывают, называют обращения)
- Что такое обращение?
Проверка у доски
Учащиеся зачитывают, объясняют знаки препинания. Откуда взяты эти
строчки? "Зимнее утро", "Няня"
- К кому обращается автор в данных строках?
- Где находится обращение? Из скольких слов состоит обращение?
3. Материал урока:
Ребята, вы догадались, кто автор всех этих предложений? А.С.Пушкин.
- Кто мне скажет, какую дату, связанную с Пушкиным мы отмечаем в этом году?
А.С.Пушкин очень любил использовать в своих произведениях обращения, они позволяли создавать ему различные поэтические образы: картины природы, различных лирических героев, своих друзей. Любимое обращение у него "Мой милый друг", "любезный друг" (обращается внимание на эпиграф урока)
И не зря он так обращался, потому что он сам был прекрасным другом.
Продолжаем нашу работу над обращением. Мы говорим с вами, что обращение не является членом предложения, а служит для привлечения внимания, эмоционального настроения. (Саша намочил тряпку. Саша, намочи тряпку)
- Давайте поработаем над перестройкой предложения с подлеж. в
предложении с обращением.
А как бы Пушкин сказал? Я читаю предложение (1 чел. у доски, остальные на местах)
- Царь здоровается с красной девицей. (Здравствуй, красная девица)
Находим обращение, ставим запятую, где находится обращение, из скольких слов состоит?
- Голубушкам-сестрицам царь велит выбираться из светлицы. (Вы ж,
голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы).
-Князь Гвидон спрашивает гостей о том, чем они ведут торг. (Чем вы, гости, торг ведете?)
- Гвидон желает господам добрый путь. (Добрый путь вам, господа)
- Лебедь желает, чтобы князь был комаром (Будь же, князь, ты комаром)
- Итак, еще раз повторим, где же может находиться в предложении
обращение.
- Как выделяется обращение при письме?
-Откуда эти строчки? (Из сказки "О царе Салтане, о сыне его славном и
могучем Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди")
- К кому обращается автор в 1 предложении, 2,3.. .. называются слова (т.е. к людям).
- Ребята, вспомните сказку "О мертвой царевне и о семи богатырях" В ней Пушкин использует Целую главу, показывая нам обращение к природе (на доске)
А. "Свет наш Солнышко! Ты ходишь круглый год по небу, сводишь зиму с теплой весной, всех ты видишь под собой"
Б. "Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!"
В."Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч" (к доске выходят по одному человеку и объясняют знаки препинания, находят обращения, а класс внимательно следит за работой и исправляет)
- Кому может адресоваться обращение?
4. Закрепление
Самостоятельно работают по карточкам. Ваша задача состоит в том, чтобы вспомнить и вставить в текст пропущенные обращения; правильно поставить знак препинания, а заодно посмотрим как хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина
1. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.
2. Ей с поклоном старик отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка!"
3. Отпусти ты, старче, меня в море!
4. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Что тебе надобно, старче?"
5. Испугался старик, взмолился: "Что ты, баба, белены объелась?"
6. Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: "Ой, вы, гости-господа, долго ль ездили? Куда?"
7. Глядь - поверх текучих вод лебедь белая плывет: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!"
8. И царевичу потом молвит русским языком: "Ты, царевич, мой
спаситель"
9. Осердилася пуще старуха, по щеке ударила мужа: "Как ты смеешь,
мужик, спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою"
10.А народ над ним посмеялся: "Поделом тебе, старый невежа!"
11.Еще пуще старуха бранится: "Дурачина ты, простофиля"
Где находится обращение? Из скольких слов состоит обращение? Знаки препинания.
5. Итог.
Над чем работали на уроке? Что такое обращение? К кому оно может
адресоваться? Знаки препинания. Сегодня на уроке мы использовали для
работы произведения, какого автора? (А.С.Пушкина)
Д/з. Выписать из стихотворений, сказок Пушкина обращения (4-5
предложений).