Стартовая проверочная работа по русскому языку в 5 классе
Диагностическая работа по русскому языку для учащихся 5-х классов
Выполняя задания, либо обведите номер правильного ответа, либо запишите ответ в указанном месте. Затем запишите выбранный номер или записанный ответ в бланк тестирования справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке по образцу, указанному в бланке, без пробелов и запятых.
Часть 1
Укажите слово, в котором количество звуков и букв совпадает.
А) ёлка
Б) маяк
В) полынь
Г) съёмка
Укажите, какое слово из перечня подходит для записи в пустую ячейку таблицы.
В слове все согласные |
||
глухие |
мягкие |
|
кот |
печь |
|
очень |
||
А) цапля
Б) пойти
В) потоп
Г) радуга
Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог.
А) документ
Б) свекла
В) брала
Г) щавель
В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
А) бездонный, всмотреться, переувлажнить Б) разбежаться, контратака, израсходовать В) докрасна, по-русски, подснежник Г) нахлебник, сверхинтересный, подземный
Выберите все верные характеристики выделенного в предложении слова и запишите в ответ их номера.
Какой-то птицелов
Весною наловил по рощам Соловьев. Певцы рассажены по клеткам и запели, Хоть лучше б по лесам гулять они хотели: Когда сидишь в тюрьме, до песен ли уж тут? Но делать нечего: поют, Кто с горя, кто от скуки.
Это слово
А) имя существительное
Б) слово употреблено в именительном падеже, ед.ч., м.р.
В) слово в предложении является подлежащим
Г) имя прилагательное
Д) в предложении является дополнением
Найдите слово, в корне которого пропущена проверяемая безударная гласная. Запишите в ответ это слово, вставив пропущенную букву.
А) в…лшебник
Б) тр…мвай
В) выт…снить
Г) р…стение
Найдите слово, написание приставки которого зависит от глухости-звонкости последующего согласного. Запишите в ответ это слово, вставив пропущенную букву.
А) …дать
Б) и..печь
В) не…гибаемый
Г)…доровье
В каком слове следует писать букву Ы?
А) ц..ган
Б) конституц..я
В) ц…рк
Г) ц…фра
В каком слове следует писать букву Е? А) ключ…вая вода Б) камыш…вые заросли В) морж…вый ус Г) еж…вая семейка
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
(1) В один из таких дней я устроился в избе мельника.
(2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку.
(3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам.
(4) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле.
А) 1243
Б) 2314
В) 3142
Г) 4231
Укажите сложное предложение.
А) Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку.
Б) И блестел перед рулем винт, как медная розочка.
В) Я побежал в сени, достал мои варежки вязаные и натер себе и лоб и щеки
всю морду, одним словом.
Г) Ночью бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть.
В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения.
Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег.
А) Проснувшиеся лебеди
Б) Важно выплывали
В) Лебеди выплывали
Г) Выплывали из-под кустов
Укажите предложение с однородными сказуемыми.
А) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел
алым и влажным огнем.
Б) Мороз был страшный, но яблони выжили.
В) Осеннею свежестью, листвой и плодами благоухает сад.
Г) В нашем лесу растут сосны, ели, берёзы и осины.
В каком предложении необходимо поставить запятую (знаки препинания не расставлены).
А) Каштанка заскулила протянула лапы и положила на них голову.
Б) С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.
В) И никто в ней больше не жил и не ждал.
Г)В это время все здесь цветет и разрастается с невиданным даже для Африк и великолепием.
Перенесите ответы на задания 1-14 в бланк тестирования
Прочитайте текст и выполните задания 15-23
Ответ пишите в бланк тестирования справа от номера задания, начиная с первой клеточки.
Часть 2
Василий Сухомлинский
Скажи человеку «здравствуйте»
(1)Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. (2)Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.
(3)Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
(4)– Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.
(5)– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. (6)– Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
(7)– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын.(8) – Мы ведь совсем незнакомы.
(9)– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
(10)Вот и бабушка.
(11)– Здравствуйте, – сказал сын.
(12)– Здравствуйте, – сказал отец.
(13)– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
(14)И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. (15)Солнце засияло ярче. (16)По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. (17)В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.
(18)На душе у мальчика стало радостно.
(19)– Почему это так? – спросил сын.
(20)– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыбнулся.
15. Определите тип речи текста.
16. Прочитайте характеристику предложения № 1.
Предложение
повествовательное,
невосклицательное,
по
количеству
грамматических
основ
______________,
распространѐнное.
Какое
слово
пропущено в данной характеристике?
Из предложения № 15 выпишите грамматическую основу.
Найдите в тексте предложение с обращением, выпишите номер этого предложения.
Запишите антоним к слову МАЛЕНЬКИЙ из предложения № 1.
Запишите синонимы к слову РАДОСТНО из предложения № 18.
Из предложений 15-17 выпишите глаголы со значением «начало действия».
В предложении № 16 найдите словосочетания и выпишите их.
23. В каком предложении находится ответ на вопрос «Почему у мальчика на душе стало радостно»? Напишите номер предложения.
Перенесите ответы на задания 15-23 в бланк тестирования
Часть 3
Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
На опушк… леса замерла лисица. Только острые уши поворачиваю(т, ть)ся в разные стороны. Хищ…ница прислушивае(т, ть)ся к звукам утренн… леса ш…роху листьев голосам птиц шуршанию мышей. Она осторожно подбирается к добыч… и вот уже у её маленьких лисят есть вкус…ный завтрак.
Спецификация диагностической работы по русскому языку для 5 классов общеобразовательных организаций
Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня достижений учащимися 5 классов планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Условия проведения диагностической работы.
При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.
Время выполнения диагностической работы.
На выполнение всей работы отводится 90 минут.
Содержание и структура диагностической работы
Диагностическая работа состоит из трех частей. Первая часть включает 14 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных. Вторая часть состоит из 9 заданий с кратким ответом.
Третья часть состоит из задания с развернутым ответом.
тексту второй части предлагаются задания, проверяющие умения проводить анализ текста с точки зрения содержания и языковых особенностей.
тексту третьей части относится комплексное задание, проверяющее уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Распределение заданий по основным содержательным блокам
№ п/п |
Содержательные блоки |
кол-во заданий в |
варианте |
||
1 |
Фонетика |
2 |
2 |
Орфоэпия |
3 |
3 |
Лексика и фразеология |
2 |
5 |
Морфемика и |
1 |
словообразование |
||
5 |
Грамматика. |
2 |
Морфология |
||
6 |
Грамматика. Синтаксис |
6 |
7 |
Орфография |
4 |
8 |
Пунктуация |
2 |
9 |
Текстоведение |
3 |
Бланк тестирования
Часть 1
№ задания |
№ ответа |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
Бланк тестирования
Часть 2
№ задания Ответ
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Система оценивания диагностической работы по русскому языку.
Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа.
ЧАСТЬ 1
Номер задания |
Ответ |
Балл |
1 |
Г |
1 |
2 |
В |
1 |
3 |
Б |
1 |
4 |
Г |
1 |
5 |
А, Б, В |
2 |
6 |
В |
2 |
7 |
Б |
2 |
8 |
А |
1 |
9 |
А |
1 |
10 |
Г |
1 |
11 |
Г |
1 |
||
12 |
В |
1 |
||
13 |
А |
1 |
||
14 |
А |
1 |
||
ЧАСТЬ 2 |
||||
Номер задания |
Ответ |
Балл |
||
15 |
повествование |
3 |
||
16 |
односоставное |
3 |
||
17 |
солнце засияло |
3 |
||
18 |
№ 4 |
2 |
||
19 |
большой |
2 |
||
20 |
весело, |
приятно, |
1 |
балл за 1 пример |
отрадно |
||||
21 |
засияло, |
заиграли, |
1 |
балл за 1 слово |
затрепетали, запели |
||||
22 |
легкий |
ветерок, |
1 |
балл за 1 пример |
пробежал |
по |
|||
верхушкам, |
по |
|||
верхушкам деревьев |
||||
23 |
№ 20 |
2 |
||
ЧАСТЬ 3
Содержание текста.
На опушке леса замерла лисица. Только острые уши поворачиваются в разные стороны. Хищница прислушивается к звукам утреннего леса, шороху листьев, голосам птиц, шуршанию мышей. Она осторожно подбирается к добыче, и вот уже у её маленьких лисят есть вкусный завтрак.
Критерии оценивания текста
Указания к оцениванию |
Баллы |
Орфографические нормы |
|
Нет ошибок |
2 |
1-2 ошибки |
1 |
3 и более ошибки |
0 |
Пунктуационные нормы |
|
Нет ошибок |
2 |
1 ошибка |
1 |
2 и более ошибки |
0 |