Всероссийская проверочная работа по
русскому языку
5 класс, Вариант 14
Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Я искал кам..шки на дик..м пляж.. . Накануне был шторм волны переп..лзали(2) пляж., до белых(3) стен Приморск.. санатория. Сейчас море стихло ушло в свои пределы (об)н..жило ш..коладную, с син..м (от)ливом пол..су п..ска. Она отделена (от)бер..га вал..ком гальки.
Этот п.. сок влажный и такой твёрдый. (На)нём (не)отп..ч..тывался сле(т,д). Он был усеян сах..рными голышами зелено-голубыми камнями гла(т,д)к..ми ст..кля(ш,ж)ками, похожими на л..денцы, мёртвыми крабами гн..лыми водор..слями. Они изд..вали е(т,д)кий(1) зап..х.(4)
Я знал, что б..льшая волна вынос..т (на)бер..г ценные кам..шки. И вот я терп..ливо о(п,б)следую песч..ную отмель и свеж..й намыв гальки.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы.
– фонетический разбор (звуко- буквенный)
(2) – морфемный разбор (по составу)
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи)
(4) – синтаксический разбор
3 Поставьте знак ударения в следующих словах:
Облегчит, откупорит, дождалась, досуг.
4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Быстрыми шагами прошёл я длинную
«площадь» кустов.
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Вы сударь смеётесь надо мной
2)По мнению Павла такое прощать нельзя
3)Я хотел сказать, что эту музыку уже слышал
4)Какое прелестное существо воскликнула мама
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1)Ты разве умеешь прыгать?
2) Несколько лет Женя жил и учился в Ленинграде.
3)Мой друг я пишу эти строки в надежде на встречу.
4)Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор.
1)Ореховая заросль тут редела и расступалась.
2)Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе.
3)Ребята небрежно ответили на моё приветствие и прошли мимо.
4)Дожди не прекращались и море как бы поделилось на две части.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
(1)Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (2)Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам — лазутчикам пустыни. (3)Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (4)Из лесных болот берут начало реки. (5)И наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.
(6)Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей
(7)Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. (8)А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (9)Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за тысячи километров. (10)Это так называемые пыльные, или чёрные, бури.
(7)Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. (8)А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (9)Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за тысячи километров. (10)Это так называемые пыльные, или чёрные, бури.
(11)В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. (12)Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.
8 Определите и запишите основную мысль текста.
9 Какой факт, по мнению автора приводит к уничтожению лесов? Запишите ответ
10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5 текста. Запишите ответ.
11 В предложении 1-4 найдите слово со значением «природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауны». Выпишите это слово.
12 В предложениях 11-12 найдите антоним к слову «чистый» и выпишите его.
Ответы:
Я искал камешки на диком пляже. Накануне был шторм, волны переползали пляж до белых стен Приморского санатория. Сейчас море стихло, ушло в свои пределы, обнажило шоколадную, с синим отливом полосу песка. Она отделена от берега валиком гальки.
Этот песок влажный и такой твёрдый. На нём не отпечатывался след. Он был усеян сахарными голышами, зелёно-голубыми камнями, гладкими стекляшками, похожими на леденцы, мёртвыми крабами, гнилыми водорослями. Они издавали едкий запах.
Я знал, что большая волна выносит на берег ценные камешки. И вот я терпеливо обследую песчаную отмель и свежий намыв гальки.
2 Фонетический разбор
е-[й’]-согласный, звонкий, мягкий.
[э]-гласный, ударный.
д-[т]-согласный, глухой, твёрдый.
к-[к]-согласный, глухой, мягкий.
и-[и]-гласный, безударный.
Й-[й’]- согласный, звонкий, мягкий.
5 Букв, 6 звуков, 2 слога.
Морфемный разбор
‘пере’-приставка.
‘полз’-корень.
‘а’-суффикс.
‘л’-суффикс.
‘и’-окончание.
Морфологический разбор
Белых (стен)
1)Белых (стен)- имя прилагательное,
обозначает признак предмета: стен
(каких?)белых;
2)Начальная форма-белый; полное, во мн.ч., родит. падеже;
3)В предложении является определением.
Синтаксический разбор
Они издавали едкий запах.
Предложение повествовательное, невоскл.,
простое, распространенное.
Грамматическая основа: они(подлежащее);
издавали(сказуемое)
Второстепенные члены: (издавали) запах –
дополнение, (запах) едкий – определение.
3 Облегчит, откупорит, дождалась, досуг.
3 Облегчит, откупорит, дождалась, досуг.
4 Быстрыми(прил) шагами(сущ.) прошёл(гл.) я(мест.) длинную(прил.)
«площадь»(сущ.) кустов(сущ.).
5 «Какое прелестное существо!» – воскликнула
мама.
«П!»-а.
6 Мой друг, я пишу эти строки в надежде на встречу.
Это предложение с обращением <или> обращение <или> обращение в начале предложения.
7 Дожди не прекращались, и море как бы поделилось на две части.
7 Дожди не прекращались, и море как бы поделилось на две части.
Это сложное предложение <или> в предложении две грамматические основы.
8 Лес – Это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Надо охранять леса, не загрязнять. Лес- источник жизни.
9 К уничтожению лесов приводит невежество, нерадивость и жадность человека.
9 К уничтожению лесов приводит невежество, нерадивость и жадность человека.
10 Рассуждение.
11 Пустыни.
12 Грязных.
Сингаевская Наталья Валерьевна