Статистико-аналитический отчет по результатам диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа

0
0
Материал опубликован 24 April

t1745467844aa.png







ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»


Центр оценки качества образования и аттестации

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства



Статистико-аналитический отчет

по результатам диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа



t1745467844ab.png



Анадырь, 2024 г.


Составитель: Байбабаева Г.З., заместитель директора по вопросам оценки качества образования и аттестации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации».














Статистико-аналитический отчет подготовлен на основе анализа результатов диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа, проведенной ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» в период с 4 апреля по 4 мая 2024 года.























Содержание

1

Характеристика контрольных измерительных материалов диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров

4

2

Статистический анализ выполнения заданий диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров


8

3

Анализ результатов выполнения заданий диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров


15

4

Выводы и рекомендации

33

5

Приложение 1. Обобщенный вариант КИМ

38

6

Приложение 2. Перечень нормативных и иных документов

40

7

Приложение 3. Перечень элементов содержания, проверяемых при проведении оценки управленческих компетенций

42























1. Характеристика контрольных измерительных материалов диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров

Назначение диагностической работы определить уровень профессиональных компетенций управленческих кадров общеобразовательных организаций и выявить профессиональные дефициты.

Контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) обеспечивают возможность оценки уровня сформированности основных компонентов управленческих компетенций и способность их применять в решении простых (типичных) управленческих задач.

Для оценки профессиональных компетенций управленческих кадров проводилась диагностика с использованием КИМ, разработанных специалистами Академии Минпросвещения России.

Задания КИМ разработаны в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования и на основе Кодификатора проверяемых требований к результатам управленческих действий руководителей общеобразовательных организаций (далее – Кодификатор), разработанного специалистами Академии Минпросвещения России. Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых требований к результатам управленческих действий руководителей образовательных организаций (далее – ОО), установленных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.04.2021 №250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» (далее – Профессиональный стандарт).

Перечень профессиональных компетенций руководителя ОО на основе требований к должности и компетенций на основе функциональных областей управления отражает взаимосвязь трудовых действий руководителя образовательной организации, указанных в Профессиональном стандарте:

- с трудовыми функциями:

1. Управление образовательной деятельностью ОО.

2. Администрирование деятельности ОО.

3. Управление развитием ОО.

4. Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами.

и функциональными областями управления:

1.Управление процессами.

2.Управление ресурсами.

3.Управление результатами.

4.Управление кадрами.

5. Управление информацией.

Перечень знаний, умений руководителя общеобразовательной организации, проверяемых управленческой диагностикой, отражает взаимосвязь необходимых руководителю ОО знаний / умении для осуществления трудовых функций и функциональных областей управления.

В диагностическую работу были включены задания базового и повышенного уровня сложности различного типа:

- задания с выбором одного правильного ответа,

- задания с выбором нескольких правильных ответов (множественный выбор),

- задания на установление соответствия, задания на построение алгоритма (установление последовательности).

Количество заданий, относящихся к той или иной компетенции на основе трудовой функции, в варианте управленческой диагностики определялось исходя из количества элементов (знания, умения), необходимых для выполнения трудовой функции согласно Профессиональному стандарту руководителя общеобразовательной организации.

В таблице 1 представлено распределение заданий КИМ управленческой диагностики по блокам компетенций на основе трудовых функций.

Таблица 1


Блок компетенций

Количество заданий / уровень заданий

Максимальный балл

Б

П

В

Управление образовательной деятельностью ОО

3

1

1

7

Администрирование деятельности ОО

3

5

1

15

Управление развитием ОО

3

1

1

7

Блок компетенций

Количество заданий / уровень заданий

Максимальный балл

Б

П

В

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными

партнерами.

3

1

1

7

Итого

12

8

4

36


При проведении диагностики были использованы 4 аналогичных варианта, включающих 24 задания каждый. Обобщенный вариант диагностической работы, перечень нормативных и иных документов, на основе которых разработаны задания диагностики, приведены в Приложениях 1 и 2.

Продолжительность диагностики. Общая продолжительность выполнения диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров составляла 1 час 30 минут (90 минут).

Система оценивания отдельных заданий и диагностики в целом

Проверка правильности выполнения каждого задания производилось автоматически по эталону ответа.

Правильное выполнение каждого из заданий 1-12 (задания с выбором одного правильного ответа) оценивалось в 1 балл. Правильное выполнение заданий 13-24 оценивалось в 2 балла.

Каждое из заданий 13-15, 17, 18, 20 (задания с выбором нескольких правильных ответов) считалось выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: выбраны все верные ответы, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставлялся 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставлялся 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставлялся 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Задания 16 и 19 (установление соответствия) считались выполненными верно, если указаны все соответствия. Каждое соответствие оценивалось в 0,5 балла. При верном выборе одного соответствия выставлялось 0,5 балла, двух 1 балл, трех – 1,5 балла, четырех 2 балла.

Каждое из заданий 21-24 (установление последовательности / алгоритма) считалось выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставлялся 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставлялся 0 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий равно 36 (12 баллов за задания базового уровня сложности и 24 балла за задания повышенного и высокого уровня сложности).

Уровень профессиональных дефицитов определялся в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 27.08.2021 г. Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана» (см. таблицу 2).

Таблица 2

Результативность диагностики (выполнение заданий диагностики)

Дефицитарный уровень

менее 60%

высокий

от 60 до 80%

средний

от 81 до 99%

минимальный

100%

отсутствие дефицитов














2. Статистический анализ выполнения заданий диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров

В диагностике профессиональных компетенций управленческих кадров приняли участие 96 человек из 34 общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа, из них директоров – 28 (29,2% от общего количества участников) и 68 заместителей руководителей, что составляет 70,8% от общего числа участников диагностики. Статистика участия в диагностике в разрезе образовательных организаций и административно-территориальных единиц представлена в таблице 3, диаграмме 1.

Таблица 3

п/п

Наименование образовательной организации

Количество участников

Городской округ Анадырь

1

МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря»

5

2

МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»

8

Итого по городскому округу Анадырь

13

Анадырский муниципальный район

3

МБОУ «Центр образования п. Беринговского»

3

4

МБОУ «Центр образования с. Ваеги»

3

5

МБОУ «Центр образования с. Марково»

1

6

МБОУ «Центр образования с. Мейныпильгыно»

3

7

МБОУ «Центр образования с. Канчалан»

1

8

МБОУ «Центр образования п. Угольные Копи»

5

9

МБОУ «Центр образования с. Усть-Белая»

1

10

МБОУ «Центр образования с. Хатырка»

4

Итого по Анадырскому муниципальному району

21

Билибинский муниципальный район

11

МБОУ «ЦО с. Анюйск»

2

12

МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО»

4

13

МБОУ «НШ-ДС с. Илирней»

1

14

МБОУ «ШИ с. Омолон»

3

15

МБОУ «ООШ с. Островное»

2

Итого по Билибинскому муниципальному району

12

Городской округ Эгвекинот

16

МБОУ «ЦО с. Амгуэмы»

3

17

МБОУ «Начальная школа-детский сад с. Ванкарем»

1

18

МБОУ «ЦО с. Конергино»

2

19

МБОУ «Начальная школа-детский сад с. Нутэпэльмен»

1

20

МБОУ «ЦО с. Рыркайпий»

4

21

МБОУ «ЦО с.Уэлькаль»

2

22

МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»

6

п/п

Наименование образовательной организации

Количество участников

23

МБОУ «Ш-И поселка Эгвекинот»

1

Итого по городскому округу Эгвекинот

20

Провиденский городской округ

24

МБОУ «ООШ с. Новое Чаплино»

5

25

МБОУ «Ш-ИСОО п. Провидения»

4

26

МБОУ «ООШ с. Сиреники»

2

27

МБОУ «НОШ с. Янракыннот»

1

Итого по Провиденскому городскому округу

12

Городской округ Певек

28

МБОУ Центр образования г. Певек

4

29

МБОУ НШ с. Биллингс

1

Итого по городскому округу Певек

5

Чукотский муниципальный район

30

МБОУ «ЦО с. Инчоун»

1

31

МБОУ «Центр образования с. Лаврентия»

4

32

МБОУ «СОШ села Лорино»

2

33

МБОУ «ЦО с. Нешкан»

4

34

МБОУ «Ш-ИСОО с. Уэлен»

2

Итого по Чукотскому муниципальному району

13

Всего по Чукотскому автономному округу

96


Диаграмма 1

t1745467844ac.png


В таблице 4 представлены результаты выполнения диагностической работы в разрезе проверяемых компетенций, уровня сложности заданий, количества правильных ответов и среднего процента выполнения.

Таблица 4

задания

Проверяемые компетенции на основе трудовых функций

Уровень сложности

задания

Макс. балл за

выполнение задания

Количество верных ответов

Средний процент выполнения

1

Управление образовательной деятельностью ОО

Б

1

84

87,5

2

Управление образовательной деятельностью ОО

Б

1

72

75

3

Управление образовательной деятельностью ОО

Б

1

61

63,5

4

Администрирование деятельности ОО

Б

1

77

80,2

5

Администрирование деятельности ОО

Б

1

73

76

6

Администрирование деятельности ОО

Б

1

61

63,5

7

Управление развитием ОО

Б

1

63

65,6

8

Управление развитием ОО

Б

1

66

68,8

9

Управление развитием ОО

Б

1

64

66,7

10

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

Б

1

67

69,8

11

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

Б

1

78

81,3

12

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

Б

1

87

90,6

13

Управление образовательной деятельностью ОО

П

1 балл

11

11,5

60,9

2 балла

53

55,2

14

Администрирование деятельности ОО

П

1 балл

16

16,7

62,5

2 балла

52

54,2

15

Администрирование деятельности ОО

П

1 балл

18

18,8

58,3

2 балла

47

49

16

Администрирование деятельности ОО

П

0,5 баллов

8

8,3

60,2

1 балл

22

22,9

1,5 баллов

13

13,5

2 балла

35

36,5

17

Администрирование деятельности ОО

П

1 балл

16

16,7

47,9

2 балла

38

39,6

18

Администрирование деятельности ОО

П

1 балл

12

12,5

59,4

2 балла

51

53,1

19

Управление развитием ОО

П

0,5 баллов

10

10,4

70,8

1 балл

13

13,5

1,5 баллов

20

20,8

2 балла

44

45,8

20

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

П

1 балл

17

17,7

39,1

2 балла

29

30,2

21

Управление образовательной деятельностью ОО

В

1 балл

16

16,7

49

2 балла

39

40,6

22

Администрирование деятельности ОО

В

1 балл

35

36,5

37

2 балла

18

18,8

23

Управление развитием ОО

В

1 балл

17

17,7

33,9

2 балла

24

25

24

Управление

взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

В

1 балл

29

30,2

51,6

2 балла

35

36,5


Исходя из данных таблицы 4, можно констатировать следующее:

- подавляющее большинство участников диагностики успешно справились с заданиями базового уровня сложности №№1-12. Средний процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 63,5% до 90,6%;

- средний процент выполнения заданий повышенного уровня сложности колеблется в диапазоне от 39,1% до 70,8%;

- задания высокого уровня сложности вызвали затруднения у подавляющего большинства участников диагностики. Средний процент выполнения заданий высокого уровня сложности колеблется в диапазоне от 33,9% до 51,6%.

Максимальный балл участников диагностики составил 35 баллов (97,2% выполнения), минимальный балл – 2 балла (5,5% выполнения).

Средний балл выполнения диагностической работы составил 21,5 баллов, что составляет 59,7% выполнения.


В таблице 5 (диаграмме 2) представлены результаты диагностики по блокам трудовых функций руководителей общеобразовательных организаций.

Таблица 5

п/п

Трудовая функция

Номера заданий диагностической работы

Средний процент выполнения

1

Управление образовательной деятельностью ОО

№№1, 2, 3, 13, 21

67,2

2

Администрирование деятельности ОО

№№4, 5, 6, 14, 15, 16, 17, 18, 22

60,6

3

Управление развитием ОО

№№7, 8, 9, 19, 23

61,2

4

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

№№ 10, 11, 12, 20, 24

66,5


Диаграмма 2

t1745467844ad.png


Таким образом, по трудовой функции «Управление образовательной деятельностью ОО» средний процент выполнения диагностической работы составил 67,2%. Данный показатель самый высокий среди показателей по другим трудовым функциям. Средний процент выполнения заданий по трудовой функции «Администрирование деятельности ОО» составил 60,6%., по трудовой функции «Управление развитием ОО» 61,2%, по трудовой функции «Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами» – 66,5%.

В таблице 6 (диаграмме 3) представлены результаты диагностики по функциональным областям управления общеобразовательной организацией.

Таблица 6

п/п

Функциональная область управления

Номера заданий диагностической работы

Средний процент выполнения

1

Управление процессами

№№ 1, 7, 8, 10, 13, 14, 19, 20

65,6

2

Управление кадрами

№№ 5, 6, 17, 22

56,1

3

Управление ресурсами

№№ 2, 4, 15, 21

65,6

4

Управление результатами

№№3, 9, 16, 23

56,1

5

Управление информацией

№№ 11, 12, 18, 24

70,7


Диаграмма 3

t1745467844ae.png


Средний процент выполнения диагностической работы по функциональным областям управления распределился следующим образом:

- самый высокий результат выполнения диагностической работы характерен для функциональной области управления «Управление информацией» 70,7%;

- процент выполнения заданий функциональных областей управления «Управление процессами» и «Управление ресурсами» равен 65,6%;

- самый низкий процент выполнения диагностической работы характерен для заданий функциональных областей управления «Управление кадрами» и «Управление результатами» и составил 56,1%.





























3. Анализ результатов выполнения заданий диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров

Анализ результатов оценки уровня профессиональных компетенций управленческих кадров общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа и выявления профессиональных дефицитов осуществлён на основе результатов диагностики, проведённой ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» с 4 апреля по 4 мая 2024 года.

Для анализа результатов выполнения, а также для характеристики затруднений и учёта типичных ошибок были рассмотрены работы 96 участников диагностики профессиональных компетенций.

Для получения наиболее полного представления о качестве выполнения диагностической работы руководителями и заместителями руководителей общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа были проанализированы результаты выполнения каждого задания, представленного в диагностической работе.

Анализ результатов выполнения управленческими кадрами заданий, сгруппированным по содержательным разделам диагностики, позволяет определить диагностируемые знания / компетенции как не освоенные.

При проведении содержательного анализа результатов выполнения заданий диагностики профессиональных компетенций управленческих кадров и выявления типичных ошибок участников диагностики использовался демонстрационный вариант КИМ, представленный ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Таким образом, исходя из данных таблицы 4, можно сделать вывод, что лучше всего участники диагностики справились с заданиями базового уровня сложности №№1-12. Задания базового уровня сложности представляли собой задания с выбором одного ответа из представленного множества. Правильный ответ оценивался в 1 балл.

Приведём примеры этих заданий из демонстрационного КИМ.

Задание 1, проверяющее умение применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие разработку и реализацию образовательных программ, выполнили 87,5% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 1.

Объем части основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), формируемой участниками образовательных отношений от общего объема ООП НОО составляет (выберите верный ответ):

1) 40 %

2) 30 %

3) 20 %

4) 10%

Ответ: 3. Обоснование: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».


Задание 2, проверяющее знания санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, относящихся к деятельности общеобразовательной организации, выполнили 75% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 2.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20», предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся, имеющих задержку психического развития составляет (выберите верный ответ):

15 человек

12 человек

10 человек

8 человек

Ответ: 2. Обоснование: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).


Задание 3, проверяющее умение организовывать проведение самообследования организации, процедур внутришкольного контроля, внутренней системы оценки качества образования, мониторинга образовательных результатов обучающихся, выполнили 63,5% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 3.

Согласно Порядка проведения самообследования образовательной организации (далее ОО), целью проведения самообследования ОО является (выберите верный ответ):

установление качества реализации образовательных программ

обеспечение доступности и открытости информации о деятельности ОО

установление качества подготовки обучающихся

обеспечение оценки системы управления ОО

Ответ: 2. Обоснование: Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 (ред. от 14.12.2017) «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2013 № 28908)).


Задание 4, проверяющее умение формировать фонд оплаты труда и обеспечить своевременную выплату заработной, пособий и иных выплат работникам общеобразовательной организации, выполнили 80,2% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 4.

В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Укажите, какую долю Фонда оплаты труда организации рекомендовано направлять на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников ОО в 2024 году? Выберите верный ответ.

не менее 50%

не менее 60%

не менее 70%

не менее 80%

Ответ: 3. Обоснование: «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2023, протокол №11).


Задание 5, проверяющее умение реализовывать меры по предупреждению коррупции в общеобразовательной организации, выполнили 76% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 5.

Кем определяются основные направления государственной политики в области противодействия коррупции?

Президентом Российской Федерации

Федеральным Собранием Российской Федерации

Правительством Российской Федерации

органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Ответ: 1. Обоснование: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О противодействии коррупции», ст. 5.


Задание 6, проверяющее умение формировать организационную культуру, штатное расписание, планировать потребность в кадрах, организовывать подбор, приём на работу, допуск к работе, определять должностные обязанности, выполнили 63,5% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 6.

ТК РФ определяет права и обязанности работника. Выберите утверждение, не соответствующее обязанностям работника, согласно ТК РФ (выберите один верный ответ):

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка

бережно относиться к имуществу работодателя

участвовать в управлении организацией

незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей

Ответ: 3. Обоснование: «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023), ст. 21.


Задание 7, проверяющее знание Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность общеобразовательной организации, выполнили 65,6% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 7.

Выберите из предложенного перечня утверждение, которое согласно Федеральному закону от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», относится к компетенции образовательной организации:

прием обучающихся в образовательную организацию

реализация в полном объеме образовательных программ

соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации

создание безопасных условий обучения

Ответ: 1. Обоснование: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023), ст. 28.


Задание 8, проверяющее знание основ менеджмента в сфере образования, в том числе стратегического, кадрового, инновационного, проектного, финансового и менеджмента качества, выполнили 68,8% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 8.

Выберите к какому термину относится, согласно Руководству по проектному менеджменту (Национальный стандарт Российской Федерации), определение «Управленческое взаимодействие куратора, руководителя проекта, команды менеджмента проекта и команды проекта, которое позволяет интегрировать результаты последовательных работ и конечных результатов проекта» контроль проектной деятельности

контроль изменений проекта

руководство проектной деятельностью

руководство заинтересованными лицами проекта

Ответ: 3. Обоснование: «ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по проектному менеджменту» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1873-ст) . п 4.3.4.).


Задание 9, проверяющее умение формировать миссию и стратегию организации, определять целевые показатели развития общеобразовательной организации, выполнили 66,7% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 9.

Выберите утверждение, которое, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, относится к поддержке общественных объединений в сфере воспитания (выберите верный ответ):

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей

поддержка ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом

Ответ: 4. Обоснование: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Гл. 3, п.1.


Задание 10, проверяющее знание нормативных документов, регулирующих сетевое взаимодействие общеобразовательной организации, выполнили 69,8% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 10.

Выберите, какая позиция не указывается в пункте «Предмет договора», при заключении договора о сетевой форме реализации образовательных программ:

вид, уровень и (или) направленность образовательной программы

кем утверждается образовательная программа

период реализации образовательной программы

расписание занятий по реализации образовательной программы

Ответ: 4. Обоснование: Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»).

Задание 11, проверяющее умение управлять обеспечением информационной открытости и доступности общеобразовательной организации, выполнили 81,3% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 11.

В какой срок рекомендуется, в целях обеспечения открытости и доступности информации о системе образования образовательной организации (далее ОО) и в соответствии с рекомендациями Рособрнадзора, размещать на сайте ОО график оценочных процедур на учебный год, либо на ближайшее полугодие? Выберите верный ответ.

не позднее чем через 2 недели до начала учебного года/полугодия

не позднее чем через 2 недели после начала учебного года/полугодия

не позднее чем через неделю после начала учебного года/полугодия

не позднее чем через неделю до начала учебного года/полугодия

Ответ: 2. Обоснование: Письмо Минпросвещения России №СК-228/03, Рособрнадзора №01-169/08-01 от 06.08.2021 «О направлении Рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»), п. 2.2.


Задание 12, проверяющее знание технологий урегулирования конфликтов, выполнили 90,6% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 12.

Укажите, в какой срок со дня вручения работодателю копии решения комиссии по трудовым спорам он может обжаловать решение комиссии в суд. Выберите верный ответ.

недельный

пятидневный

десятидневный

месячный

Ответ: 3. Обоснование: «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023), ст. 390.



Семь заданий повышенного уровня сложности №№13-20 вызвали затруднения у подавляющего большинства участников диагностики. Исключение составляет задание №19.

Задания №№13, 14, 15, 17, 18 и 20 представляют собой задания с выбором ответов из представленного множества. Ответ на эти задания необходимо было записать в виде цифр (номеров) выбранных ответов без пробелов, запятых и иных знаков. Правильный ответ оценивался в 2 балла, если наряду с верным ответом (верными ответами) был указан один неверный ответ, выставлялся 1 балл.

Приведём примеры этих заданий из демонстрационного КИМ.

Задание 13, проверяющее умение управлять формированием и функционированием системы методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности, выполнили 60,9% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 13.

Обязанности и ответственность педагогических работников определены Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Выберите из указанного перечня все утверждения, относящиеся к обязанностям педагогических работников.

проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании

принимать участие в разработке образовательных программ

систематически повышать свой профессиональный уровень

защищать профессиональную честь и достоинство

развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу

Ответ: 135. Обоснование: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023), ст. 48.


Задание 14, проверяющее умение обеспечивать соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и охраны труда, выполнили 62,5% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 14.

Согласно Санитарным правилам в подвальном этаже допускается размещение следующих помещений для детей и молодежи (выберите все верные ответы):

тир

хозяйственное помещение

тренажерный зал

медицинский кабинет

книгохранилище

Ответ: 125. Обоснование: Постановление Главного государственного санитарного

врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573). Гл. II Общие требования.


Задание 15, проверяющее знание основ бухгалтерского учета и умение управлять деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов, выполнили 58,3% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 15.

Выберите из приведенного перечня все верные утверждения по ведению бухгалтерского учета:

бухгалтерская отчетность составляется за учебный год, отчетным годом считается период с 1 сентября по 31 августа календарного года

в организации формируется учетная политика для ведения бухгалтерского учета

для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств

перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером

первичные и сводные учетные документы могут составляться только на бумажных носителях информации

Ответ: 134. Обоснование: Приказ Минфина России от 29.07.1998 №34н (ред. от

11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте

России 27.08.1998 №1598).


Задание 17, проверяющее умение определять должностные обязанности сотрудников организации, выполнили 47,9% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 17.

Согласно разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих к должностным обязанностям социального педагога относятся (выберите все верные утверждения):

организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений

участвует в работе педагогического совета

организует вечера, праздники, походы, экскурсии

выступает посредником между обучающимися и учреждением, организацией, семьей

обсуждает с обучающимися актуальные события современности

Ответ: 245. Обоснование: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 №18638).


Задание 18, проверяющее умение организовывать работу по защите персональных данных обучающихся и работников общеобразовательной организации, управлять информационными ресурсами общеобразовательной организации, в том числе организовывать работу официального сайта ОО, выполнили 59,4% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 18.

Согласно Требованиям к структуре официального сайта образовательной организации, главная страница подраздела «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав» должна содержать следующую информацию о заместителях руководителя образовательной организации (выберите все верные утверждения):

стаж работы в должности

повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка (при наличии)

контактные телефоны

адрес электронной почты

наименование должности

Ответ: 345. Обоснование: Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 №831 (ред. от 12.01.2022) «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2020 №60867).


Задание 20, проверяющее знание нормативных документов по взаимодействию ОО с надзорными органами, умение организовывать взаимодействие с надзорными органами и органами государственного и ведомственного контроля (надзора) в сфере образования, выполнили 39,1% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 20.

Выберите из предложенного перечня все верные позиции, относящиеся к проведению документарной проверки контрольным (надзорным) органом в сфере образования (укажите все верные ответы):

срок проведения документарной проверки составляет 10 рабочих дней

документарная проверка проводится по месту нахождения образовательной организации

в ходе проверки могут запрашиваться письменные объяснения по вопросам, с указанием срока, который не может быть менее 2 рабочих дней

срок проведения выездной проверки не может превышать 5 рабочих дней

акт проверки направляется контролируемому лицу в течение 5 рабочих дней со дня окончания документарной проверки

Ответ: 135. Обоснование: Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 №997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования».


Задания №16 и №19 повышенного уровня сложности представляли собой задания на установление соответствия. Каждая верно выбранная позиция оценивалась в 0,5 балла. Всего за правильный ответ можно было получить 2 балла.

Задание 16, проверяющее умение осуществлять мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и результативности деятельности ОО и коррекцию на основе их данных этой деятельности, выполнили 60,2% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 16.

Установите соответствие между показателями мотивирующего мониторинга и мотивацией исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования:

Показатель

Мотивация

А) доля ОО, имеющих школьный театр, %

Б) образовательное равенство, %

В) достижение высокого уровня подготовки, %

Г) количество дипломов победителей и призеров заключительного этапа ВСОШ, ед.

1) снижение различий в результатах ОО

2) повышение качества общего образования, развитие способностей и талантов обучающихся

3) развитие талантов и способностей обучающихся

4) повышение объективности оценки образовательных результатов

5) повышение доли обучающихся с высокими результатами обучения

6) повышение качества воспитательной работы

Ответ: А-3, Б-1, В -5, Г-2. Обоснование: Распоряжение Минпросвещения России от 22.06.2023 №Р-139 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования».


Задание 19, проверяющее умение применять подходы и методы управления развитием ОО, обеспечивающие повышение качества образования и эффективность деятельности организации, выполнили 70,8% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 19.

Установите соответствие между условиями и ресурсами для внедрения и реализации в образовательной организации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников и их содержанием:






Условия/ресурс

Содержание

А) организационно- методические

Б) психолого-педагогические

В) материально-технические

Г) финансово-экономические

1) средства для организации видео-конференц-связи

2) наличие куратора реализации персонализированных программ наставничества

3) наличие наставников педагогов, которые имеют подтвержденные результаты деятельности

4) использование методик и технологий рефлексивно- ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам

5) выплаты компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности

6) разработка персонализированных программ

Ответ: А-6, Б-4, В -1, Г-5. Обоснование: Письмо Минпросвещения России №АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ №657 от 21.12.2021 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях», «Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников»).


Задания высокого уровня сложности №№21-24 также вызвали затруднения у подавляющего большинства участников диагностики. Полный правильный ответ оценивался в 2 балла, если наряду с верным ответом (верными ответами) был указан один неверный ответ, выставлялся 1 балл. В поле ответа необходимо было записать последовательность цифр без дополнительных знаков (пробелов, запятых и т.д.)

Задания высокого уровня сложности представляли собой задания на установление алгоритма действий.

Задание 21, проверяющее умение контролировать реализацию образовательной деятельности в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к устройству, содержанию и организации режима работы ОО, выполнили 49% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 21.

Установите алгоритм действий руководителя общеобразовательной организации (или уполномоченного им лица) при расследовании несчастного случая с обучающимся.

принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, в том числе аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц

немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и, при необходимости, доставку его в медицинскую организацию

принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования

принять меры по фиксированию до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия

проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, а также родителей (законных представителей)

Ответ: 21453. Обоснование: Приказ Минобрнауки России от 27.06.2017 №602 (ред. от 01.07.2019) «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность».


Задание 22, проверяющее умение организовывать систему делопроизводства и документооборота ОО, выполнили 37% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 22.

При неудовлетворительном результате испытания работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником (ч. 1 ст. 71 ТК РФ). Составьте алгоритм действий при увольнении работника не прошедшего испытательный срок.

издать приказ о расторжении трудового договора с работником не позднее последнего дня испытания

уведомить работника в письменной форме о намерении расторгнуть с ним трудовой договор в срок не позднее трех дней до даты расторжения с ним трудового договора

проверить соответствовал ли порядок установления испытания при приеме на работу трудовому законодательству

произвести все выплаты, полагающиеся работнику при расторжении трудового договора в связи с неудовлетворительным результатом испытания

включить информацию об увольнении в сведения о трудовой деятельности

Ответ: 32154. Обоснование: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023), ст. 71.


Задание 23, проверяющее умение разрабатывать стратегию обеспечения качества образовательной деятельности в ОО с привлечением участников образовательных отношений, выполнили 33,9% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 23.

Укажите порядок реализации программы продвинутого уровня профориентационного минимума в ОО.

заключить соглашение с партнером (партнерами)

определить ответственных специалистов по организации профориентационной работы из числа педагогических работников

назначить ответственного по профориентации (не ниже заместителя руководителя)

повысить квалификацию специалистов по программе ДПО (не менее 36 ак. ч.)

создать план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Ответ: 31524. Обоснование: Письмо Минпросвещения России от 21.02.2024 №АЗ-323/05 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», утв. Фондом Гуманитарных Проектов 30.01.2024).


Задание 24, проверяющее умение определять цели, ожидаемые результаты и форматы взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнёрами, в том числе сетевого взаимодействия, выполнили 51,6% участников диагностики.

Рассмотрим пример задания 24.

Установите алгоритм взаимодействия с организацией-участником при реализации основной общеобразовательной программы с использованием сетевой формы.

утвердить число обучающихся по основной общеобразовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы

предусмотреть использование сетевой формы реализации в образовательной программе, при необходимости внести изменения в образовательную программу

определить организацию-участника, реализующую часть сетевой основной общеобразовательной программы

заключить договор с организацией-участником

утвердить сроки реализации основной общеобразовательной программы с использованием сетевой формы

Ответ: 23514. Обоснование: Приказ Минобрнауки России №882, Минпросвещения России №391 от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»).


В таблице 7 представлены результаты выполнения диагностической работы в разрезе трудовых функций и уровней выполнения.

Таблица 7

Порядковый номер задания

Средний процент выполнения заданий

Процент выполнения в группах, достигших уровня

44 чел.

36 чел.

16 чел.

ниже базового уровня

базовый уровень

высокий уровень

Трудовая функция «Управление образовательной деятельностью»

1

87,5

72,7

100

100

2

75

59,1

83,3

100

3

63,5

45,5

72,2

93,8

13

60,9

36,4

81,9

81,3

21

49

30,7

59,7

75

Итого по ТФ

67,2

48,9

79,4

90

Трудовая функция «Администрирование деятельности ОО»

4

80,2

68,2

88,9

93,8

5

76

59,1

88,9

93,8

6

63,5

43,2

77,8

87,5

14

62,5

37,5

83,3

84,4

15

58,3

33

76,4

87,5

16

60,2

48,9

63,9

82,8

17

47,9

36,4

47,2

81,3

18

59,4

33

79,2

87,5

22

37

28,4

34,7

65,6

Итого по ТФ

60,6

43,1

71,1

84,9

Трудовая функция «Управление развитием ОО»

7

65,6

47,7

75

93,8

8

68,8

61,4

72,2

81,3

9

66,7

52,3

75

87,5

19

70,8

50

86,1

93,8

23

33,9

17

45,8

53,1

Итого по ТФ

61,2

45,7

70,8

81,9

Трудовая функция «Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами»

10

69,8

52,3

80,6

93,8

11

81,3

68,2

88,9

100

12

90,6

81,8

100

93,8

20

39,1

27,3

36,1

78,1

24

51,6

48,9

47,2

68,8

Итого по ТФ

66,5

55,7

70,6

86,9


В зависимости от уровня выполнения было выделено три группы участников диагностики:

- группа 1 – ниже базового уровня (от 0 до 20,5 баллов / от 0 до 57 % выполнения диагностической работы);

- группа 2 – базовый уровень (от 21 до 28 баллов / от 58,3% до 78% выполнения диагностической работы);

- группа 3 – высокий уровень (от 28,5 до 36 баллов / от 79% до 100% выполнения диагностической работы).

Первая группа участников диагностики – это самая многочисленная группа из 44 человек с высоким уровнем профессиональных дефицитов. Средний процент выполнения диагностической работы данной группой участников колеблется в диапазоне от 17% до 81,8%. Средний процент выполнения заданий в разрезе трудовых функций распределился следующим образом:

- трудовая функция «Управление образовательной деятельностью ОО» – 48,9%;

- трудовая функция «Администрирование деятельности ОО» – 43,1%;

- трудовая функция «Управление развитием ОО» – 45,7%;

- трудовая функция «Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами» – 55,7%.

Группа участников с уровнем выполнения диагностической работы ниже базового уровня демонстрируют низкие результаты выполнения заданий:

- базового уровня сложности №№3, 6, 7; средний процент выполнения колеблется в диапазоне от 43,3% до 47,7%;

- повышенного уровня сложности №№ 13-20; средний процент выполнения колеблется в диапазоне от 27,3% до 81,8%;

- высокого уровня сложности №№ 21-24; средний процент выполнения колеблется в диапазоне от 17% до 48,9%.

Вторая группа участников диагностики, следующие 36 человек, демонстрируют средний уровень профессиональных дефицитов. Средний процент выполнения заданий диагностической работы колеблется в диапазоне от 34,7% до 100% .

Средний процент выполнения заданий в разрезе трудовых функций распределился следующим образом:

- трудовая функция «Управление образовательной деятельностью ОО» – 79,4%;

- трудовая функция «Администрирование деятельности ОО» – 71,1%;

- трудовая функция «Управление развитием ОО» – 70,8%;

- трудовая функция «Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами» – 70,6%.

Участники диагностики с базовым уровнем выполнения демонстрируют хорошие знания по всем трудовым функциям. Лишь задания высокого уровня сложности вызвали затруднения у подавляющего большинства участников данной группы. Средний процент выполнения заданий высокого уровня сложности колеблется в диапазоне от 34,7% до 47,2%.

Третья группа участников диагностики – это сама малочисленная группа из 16 человек, продемонстрировавшие высокий уровень выполнения диагностической работы. Средний процент выполнения заданий диагностической работы колеблется в диапазоне от 65,6% до 100%. Данная группа участников демонстрирует минимальный уровень профессиональных дефицитов.

Средний процент выполнения заданий в разрезе трудовых функций распределился следующим образом:

- трудовая функция «Управление образовательной деятельностью ОО» – 90%;

- трудовая функция «Администрирование деятельности ОО» – 84,9%;

- трудовая функция «Управление развитием ОО» – 81,9%;

- трудовая функция «Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами» – 86,9%.

В таблице 8 представлены результаты выполнения диагностической работы в разрезе функциональных областей управления общеобразовательной организацией и уровней выполнения.

Таблица 8

Порядковый номер задания

Средний процент выполнения заданий

Процент выполнения в группах, достигших уровня

44 чел.

36 чел.

16 чел.

ниже базового уровня

базовый уровень

высокий уровень

Управление процессами

1

87,5

72,7

100

100

7

65,6

47,7

75

93,8

8

68,8

61,4

72,2

81,3

10

69,8

52,3

80,6

93,8

13

60,9

36,4

81,9

81,3

14

62,5

37,5

83,3

84,4

19

70,8

50

86,1

93,8

20

39,1

27,3

36,1

78,1

Итого

65,6

48,2

76,9

88,3

Управление кадрами

5

76

59,1

88,9

93,8

6

63,5

43,2

77,8

87,5

17

47,9

36,4

47,2

81,3

22

37

28,4

34,7

65,6

Итого

56,1

41,8

62,3

82,1

Управление ресурсами

2

75

59,1

83,3

100

4

80,2

68,2

88,9

93,8

15

58,3

33

76,4

87,5

21

49

30,7

59,7

75

Итого

65,6

47,8

77,1

89,1

Управление результатами

3

63,5

45,5

72,2

93,8

9

66,7

52,3

75

87,5

16

60,2

48,9

63,9

82,8

23

33,9

17

45,8

53,1

Итого

56,1

40,9

64,2

79,3

Управление информацией

11

81,3

68,2

88,9

100

12

90,6

81,8

100

93,8

18

59,4

33

79,2

87,5

24

51,6

48,9

47,2

68,8

Итого

70,7

58

78,8

87,5


Таким образом, исходя из данных таблицы 8 можно констатировать следующее:

Средний процент выполнения диагностики по функциональной области «Управление процессами» по всем участникам диагностики составил 65,6%. Наибольшее затруднение среди всех участников вызвало задание 20, проверяющее знание нормативных документов по взаимодействию ОО с надзорными органами и умение организовывать взаимодействие с надзорными органами и органами государственного и ведомственного контроля (надзора) в сфере образования. С ним успешно справились 39,1% участников диагностики.

Средний процент выполнения диагностики по функциональной области «Управление кадрами» по всем участникам составил 56,1%. Задание 17, проверяющее умение определять должностные обязанности сотрудников организации, выполнили 47,9% участников диагностики. Задание 22 проверяющее умение организовывать систему делопроизводства и документооборота ОО, выполнили 37% участников диагностики.

Средний процент выполнения диагностики по функциональной области «Управление ресурсами» по всем участникам составил 65,6%. Затруднение у большинства участников вызвало задание 21, проверяющее умение контролировать реализацию образовательной деятельности в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к устройству, содержанию и организации режима работы ОО. С ним успешно справились 49% участников диагностики.

Средний процент выполнения диагностики по функциональной области «Управление результатами» по всем участникам составил 56,1%. Задание 23, проверяющее умение разрабатывать стратегию обеспечения качества образовательной деятельности в ОО с привлечением участников образовательных отношений, выполнили 33,9% участников диагностики.

Средний процент выполнения диагностики по функциональной области «Управление информацией» по всем участникам составил 70,7%. Это самый высокий показатель среди функциональных областей. Подавляющее большинство участников диагностики успешно справились с заданиями указанной области.





















4. Выводы и рекомендации

К полученным результатам участников диагностической работы по оценке профессиональных компетенций управленческих кадров была применена шкала уровней выполнения (см. таблицу 9).

Таблица 9

Шкала уровней выполнения диагностической работы


п/п

Уровни выполнения диагностической работы

Баллы

Процент выполнения

Примечание

1

Высокий

28,5 - 36

79 - 100

Отсутствие или минимальный уровень профессиональных дефицитов

2

Базовый

21 - 28

58,3 – 78

Средний уровень профессиональных дефицитов

3

Ниже базового

0-20,5

0 – 57

Высокий уровень профессиональных дефицитов


Распределение результатов диагностической работы по уровням выполнения представлено в таблице 10 (диаграмме 4).

Таблица 10

Уровни выполнения диагностической работы

Количество человек

Процент от общего количества участников диагностики

Средний

балл

Средний процент выполнения

диагностической работы

Ниже базового

44

45,8

15,7

43,6

Базовый уровень

36

37,5

24,9

69,1

Высокий уровень

16

16,7

30

83,2


Таким образом, по результатам диагностики 43,8% участников выполнили диагностическую работу ниже базового уровня, средний процент выполнения составил 43,6%. Базовый уровень продемонстрировали 37,5% участников диагностики, средний процент выполнения работы составил 69,1%. Высокий уровень выполнения диагностики показали 16,7% участников, средний процент выполнения работы составил 83,2%.



Диаграмма 4

t1745467844af.png


Определение уровня профессиональных дефицитов в разрезе количества участников и процента выполнения диагностической работы представлено в таблице 11.

Таблица 11

Результативность диагностики

(выполнение заданий диагностики)

Количество участников

Процент от общего количества участников

Дефицитарный уровень

менее 60%

44

45,8

высокий

от 60 до 80%

36

37,5

средний

от 81 до 99%

16

16,7

минимальный

100%

0

0

отсутствие дефицитов



В диагностике профессиональных компетенций управленческих кадров общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа и выявлении профессиональных дефицитов приняли участие 96 руководителей из 34 общеобразовательных организаций региона.

Оценка уровня сформированности основных компонентов управленческих компетенций и способность их применять в решении простых (типичных) управленческих задач проводилась на основе требований к должности руководителя ОО и компетенций на основе функциональных областей управления.

45,8% (44 человека) руководителей общеобразовательных организаций региона продемонстрировали высокий уровень профессиональных дефицитов.

37,5% (36 человек) руководителей общеобразовательных организаций региона продемонстрировали средний уровень профессиональных дефицитов.

Средняя доля (%) выполнения заданий диагностики по блокам компетенций находится в диапазоне 60,6% - 67,2%:

- Управление развитием ОО 61,2%;

- Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами 66,5%;

- Управление образовательной деятельностью ОО 67,2%;

- Администрирование деятельности ОО 60,6%.

Наибольшие затруднения у участников диагностики вызвали задания:

- блока компетенций «Администрирование деятельности ОО» – задания №№ 14-18, 22. Средний процент выполнения этих заданий находится в диапазоне 37% - 62,5%;

- блока компетенций «Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами»» – задания №20 и №24. Средний процент выполнения заданий составил 39,1% и 51,6% соответственно;

- блока компетенций «Управление развитием ОО» – задание 23. Средний процент выполнения составил 33,9%;

- блока компетенций «Управление образовательной деятельностью» – задания 13 и 21. Средний процент выполнения заданий составил 60,9% и 49% соответственно.

В связи с полученными результатами диагностики управленческих кадров региона необходимо:

ЦНППМ:

скорректировать содержание дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами управленческих кадров общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа;

организовать постоянно действующий семинар для управленческих кадров общеобразовательных организаций региона;

включить в программу постоянно действующего семинара вопросы (см. Приложение 3), связанные с:

- управлением проектами в общеобразовательной организации, в том числе реализацией проектов в сфере цифровой трансформации ОО;

- формированием и представлением регулярной публичной отчетности о состоянии и перспективах развития ОО;

- предупреждением коррупции в ОО;

- организацией коррекционной работы и инклюзивного образования;

- обеспечением защиты прав и свобод обучающихся и работников ОО;

- определением перечня дополнительных общеобразовательных программ, основываясь на социальных запросах обучающихся и их родителей (законных представителей) и требованиях к условиям реализации образовательных программ;

- организацией ведения отчетности о деятельности общеобразовательной организации и ее представление заинтересованным сторонам;

- руководством формированием отчетности о деятельности ОО, анализом данных отчетов и коррекции деятельности ОО.

4. провести серию вебинаров по «западающим» актуальным темам:

- тенденции развития общего образования в Российской Федерации;

- Федеральные государственные образовательные стандарты;

- примерные основные и адаптированные образовательные программы;

- принципы, методы и технологии разработки, анализа и реализации образовательных программ для достижения запланированных результатов, в том числе практики управления реализацией образовательных программ;

- основы менеджмента качества.

Региональному методическому объединению секции «Руководители ОО»:

- включить в план работы РМО мероприятия по нивелированию выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в т.ч. в рамках стажировок по ключевым направлениям развития системы научно-методического сопровождения управленческих кадров;

- использовать сервис «ВКонтакте» для оперативного информирования управленческих кадров о проводимых мероприятиях.






















































Приложение 1

Обобщенный вариант КИМ

В обобщенном варианте КИМ используются следующие сокращения:

Функциональные области управления:

УП управление процессами;

УРС управление ресурсами;

УР управление результатами;

УК управление кадрами;

УП управление информацией.

Уровни сложности заданий: Б – базовый; П повышенный; В – высокий.


Проверяемые компетенции на основе

трудовых функций

Код

компетенций на основе функциональных областей управления

Коды проверяемых

элементов (знания. умения) по

кодификатору

Уровень сложности

задания

Макс. балл

за

выполнение задания

Примерное время

выполнения задания (мин)

1

Управление образовательной

деятельностью ОО

1.1. УП

1.1.1

1.1.2

1.1.3

Б

1

1-2

2

Управление образовательной

деятельностью ОО

1.2. УРС

1.2.1

1.2.2

1.2.3

Б

1

1-2

3

Управление образовательной

деятельностью ОО

1.3. УР

1.3.2

1.3.4

1.3.6

Б

1

1-2

4

Администрирование деятельности ОО

2.2. УРС

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

Б

1

1-2

5

Администрирование деятельности ОО

2.4. УК

2. 4.1

2.4.2

2.4.3

Б

1

1-2

6

Администрирование деятельности ОО

2.4. УК

2.4.4

2.4.5

2.4.7

Б

1

1-2

7

Управление развитием ОО

3.1.УП

3.1.1

3.1.2

3.1.3

Б

1

1-2

8

Управление развитием ОО

3.1. УП

3.1.4

3.1.5

Б

1

1-2

9

Управление развитием ОО

3.3. УР

3.3.2

3.3.3

Б

1

1-2

10

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

4.1. УП

4.1.2

4.1.3

Б

1

1-2

11

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

4.5. УИ

4.5.1

4.5.2

4.5.6

Б

1

1-2

12

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

4.5. УИ

4.5.3

4.5.5

Б

1

1-2

13

Управление

образовательной

деятельностью ОО

1.1. УП

1.1.6,

1.1.7

1.1.9

П

2

3

14

Администрирование

деятельности ОО

2.1. УП

2.1.1

2.1.5

2.1.14

П

2

3

15

Администрирование

деятельности ОО

2.2. УРС

2.2.10

2.2.11

2.2.12

П

2

3

16

Администрирование

деятельности ОО

2.3. УР

2.3.3

2.3.4

2.3.5

2.3.6

П

2

3

17

Администрирование

деятельности ОО

2.4. УК

2.4.10

2.4.11

П

2

3

18

Администрирование

деятельности ОО

2.5. УИ

2.5.1

2.5.2

2.5.6

П

2

3

19

Управление

развитием ОО

3.1УП

3.1.7

3.1.8

П

2

3

20

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

4.1. УП

4.1.7

4.1.9

П

2

3

21

Управление образовательной

деятельностью ОО

1.2. УРС

1.2.4

1.2.5

1.2.6

В

2

3-5

22

Администрирование

деятельности ОО

2.4. УК

2.4.14

2.4.15

В

2

3-5

23

Управление развитием ОО

3.3. УР

3.3.5

3.3.7

В

2

3-5

24

Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами

4.5. УИ

4.5.7

4.5.9

В

2

3-5







Приложение 2


Перечень нормативных и иных документов


Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 197-ФЗ.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 997

«Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования».

Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 996-р

«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Приказ Минпросвещения России от 06.04.2023 № 240 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».

Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»).

Приказ Минобрнауки России от 27.06.2017 № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».

Приказ Минфина России от 13.01.2023 № 4н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».

Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».

Распоряжение Минпросвещения России от 07.08.2023 № Р-170 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования».









Приложение 3

Перечень элементов содержания, проверяемых при проведении оценки управленческих компетенций в разрезе функциональных областей управления общеобразовательной организацией


п/п

Элементы содержания, проверяемые при выполнении диагностической работы

Функциональная область «Управление кадрами»

1.1.

Правовое регулирование трудовых отношений. Заключение и расторжение трудовых договоров с педагогическими работниками.

1.2

Обеспечение социальных гарантий работникам образовательных организаций (отпуска, больничные листы, продолжительность

1.3

Аттестация и повышение квалификации работников образовательных организаций; номенклатура должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций.

2. Функциональная область «Управление ресурсами»

2.1

Нормативно-правовое обеспечение финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.

2.2

Организация закупочной деятельности. Планирование закупок в соответствии с потребностями образовательной организации и оценка их эффективности.

2.3

Формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования. Методы контроля расходования фондов оплаты труда и материального стимулирования.

3. Функциональная область «Управление процессами»

3.1

Организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Интеграция программ разных уровней образования. Дополнительное образование. Инклюзивное образование.

3.2

Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации и всех участников образовательных отношений. Профилактика травматизма. Требования СанПиН процессов обеспечения образовательного процесса. Психологическая безопасность образовательной организации и всех участников образовательных отношений.

3.3

Нормативно-правовые основания внедрения форм общественного участия в образовании. Вариативные формы общественно-государственного управления образованием. Коллегиальные органы образовательной организации.

4. Функциональная область «Управление результатами»

4.1

Государственная итоговая аттестация (нормативное правовое обеспечение, формы и результаты)

4.2

Внутренняя система оценки качества образования (организация, инструменты, процедуры). Самообследование образовательной организации

4.3

Образовательные результаты обучающихся. Учет индивидуальных результатов обучения.

5. Функциональная область «Управление информацией»

5.1

Нормативные правовые основы работы с сайтом образовательной организации.

5.2

Правила взаимодействия с представителями СМИ. Информационная безопасность.

5.3

Нормативные правовые основы, правила и требования работы с информацией. Защита персональных данных всех участников образовательного процесса. Предоставление информации для всех участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.