Статья «Формирование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка дошкольного возраста»
Формирование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка дошкольного возраста
Десинова Галия Ряшидовна,
старший воспитатель МДОУ «Детский сад №91
компенсирующего вида» г.о. Саранск
Семья как определенная социальная общность волновала умы философов, психологов, педагогов, социологов во все времена. Но на сегодняшний день нет целостного определения понятия «семья». По мнению исследователей, семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка, в частности умственно отсталого ребенка. Основой семейного микроклимата являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. Социально-экономический и морально-психологический кризис в стране резко осложнил отношение к умственно отсталому ребенку в семье.
Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости занимает основное место.
Это общечеловеческая проблема, с которой сталкиваются родители любой страны мира. В настоящее время она приобретает все большую актуальность.
Долгие годы в нашей стране очень мало внимания уделялось вопросам, касающихся воспитания, а также психолого-педагогического диагностирования и коррекции детей с нарушенным интеллектом. Им навешивали ярлык «необучаемые» и помещали в психоневрологические интернаты, либо они находились в семейной изоляции, и родители испытывали огромные трудности в их воспитании, не получая реально почти никакой помощи со стороны специалистов и поддержки государства.
Данный вопрос рассматривался и освещался многими исследователями и специалистами, в первую очередь это Смирновой А.Н., Маллером А.Р., Мостюковой Е.М., которые в своих работах отразили многие аспекты семейного воспитания и все, что с ним связано.
Дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок активно общается со сверстниками и разыгрывает различные социальные роли. Он также является переходным в том плане, что подготавливает ребенка к будущей школьной жизни и общественному труду, и наиболее благоприятен для привития ребенку гармоничных черт личности. Дошкольник с умственной отсталостью в данном контексте тоже не должен быть исключением. Если воспитание нормального ребенка очень сложно, то воспитание неполноценного особенно трудно и ответственно. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если умственно отсталые дошкольники лишены правильного воспитания в условиях семьи, то недостатки умственного и физического развития углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. [2]
Поэтому очень важно, чтобы на первых порах жизни умственно отсталого ребенка, семья занимала главное и ведущее место.
В зависимости от всего вышесказанного выделяют четыре группы семей, характеризующиеся определенным стилем обращения с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, то есть когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем, коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребенка и ограничением социальных контактов.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, пытаются компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка. Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности дошкольника эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая система отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка в дошкольном возрасте чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений, как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям. [1]
Перечисленные факты указывают на множество сложных проблем в воспитании дошкольника с умственной отсталостью, раскрывают зависимость уровня социальной активности и адекватности его поведения от структуры семьи, семейного микроклимата и стиля семейного воспитания.
Воспитание умственно отсталых дошкольников в условиях семьи, должно складываться в систему мер, направленную на развитие у ребенка нравственных и духовных качеств, на формирование представлений об окружающей действительности, на привитие ребенку трудовых умений, умственных способностей и на укрепление общего физического здоровья. Отдельные звенья этой системы без тесной взаимосвязи друг с другом, не смогут обеспечить гармоничного развития личности у такого ребенка. Рассмотрим данные направления более подробно.
Воспитание умственно отсталых дошкольников в процессе игровой деятельности. В период дошкольного возраста игра занимает основное место в жизни ребенка. Она привлекает его и способствует всестороннему развитию. Создает активное, бодрое, радостное состояние, помогает как физическому, так и психическому развитию. Собирает, сосредотачивает внимание ребенка, воспитывает выдержку, приучает к занятости. Благодаря включению ребенка в игру удается ослабить многие его недостатки. Для умственно отсталых дошкольников ценны те игры и игрушки, которые пробуждают активность, инициативу, смекалку, самостоятельность. Игровая деятельность развивает познавательные способности ребенка, нравственные и духовные качества, способствует эмоционально- эстетическому развитию. Через игру умственно отсталых детей дошкольного возраста можно привлечь к самообслуживанию, выполнению домашних поручений, к бытовому труду. При воспитании и коррекции личности умственно отсталого ребенка невозможно отделить игру от обучения. Эти два процесса тесно взаимосвязаны друг с другом, так как они пробуждают интерес к деятельности у такого ребенка, развивают у него внимание, обеспечивают конкретно-наглядную основу обучения.[5]
Воспитание умственно отсталых дошкольников в трудовой деятельности. Трудовая деятельность в воспитании умственно отсталых дошкольников имеет особое значение, так как только в процессе труда родители смогут воспитать у таких детей трудолюбие, трудоспособность, сформировать трудовые навыки. Самый простой и доступный вид труда в дошкольном возрасте — самообслуживание. Следует, как можно раньше приучать ребенка с отклонениями в развитии всегда выполнять требования родителей. Это значительно облегчит формирование привычки у них, и будет наиболее коротким путем к образованию навыка. Умственно отсталых дошкольников можно обучать различным видам элементарной деятельности, не требующей сообразительности, и смекалки. Строгая упорядоченность и последовательность действий помогут им освоить разные виды полезной деятельности. Труд постепенно вызывает к жизни, воспитывает лучшие качества, исправляет многие недостатки. Дети становится активнее, увереннее, энергичнее, внимательнее, спокойнее и сообразительнее. [3]
Как воспитать у умственно отсталого дошкольника нравственные качества в условиях семьи. Главная цель в воспитании умственно отсталых детей - сделать их полезными гражданами нашего общества. Нравственные качества - это культурное поведение, честность, правдивость, трудолюбие, уважительное отношение к людям и общественной собственности. У умственно отсталых дошкольников в условиях семейного воспитания можно и нужно воспитывать положительные чувства и нравственные качества. Прежде всего, надо суметь вызвать у таких детей чувство доброты, чувство стыда, жалости, сочувствия и заботливого отношения к животным, людям. Овладение навыками культурного поведения позволит им приспособиться к жизни. Учитывая особенности умственно отсталых детей дошкольного возраста, нужно приучить их как можно раньше к сдержанности в отношении желаний и влечений. Очень важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку, воспитать в нем уважение к старшим, послушание. И помнить о том, что согласованность в действиях и требованиях родителей по отношению к ребенку — очень важный фактор.[5]
Физическое воспитание умственно отсталых дошкольников в семье. Центральная задача физического воспитания дошкольников сводится к тому, чтобы родители зорко стояли на страже жизни и здоровья ребенка. В первую очередь, родителям надо помнить об индивидуальных различиях таких детей. Для дошкольников с умственной отсталостью важное значение имеют специальные занятия по развитию моторики, функции равновесия, по коррекции прямостояния, ходьбы, развитию ритма и пространственной организации движений. С такими детьми крайне важно выполнять специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения, способствующие развитию физических качеств и укреплению ЦНС. Для этого следует, в системе семейного воспитания организовать охранительный режим, устранить причины, вызывающие возбуждение у такого ребенка. Дошкольникам с умственной отсталостью, прежде всего, необходимо усиленное питание, более длительный сон, строгий режим и гигиенический уход. Чем раньше начинается исправление недостатков в физическом развитии, тем успешнее они сглаживаются в последующем. Все это помогает формированию таких качеств, как сдержанность, организованность и четкость в работе. [4]
Эстетическое воспитание умственно отсталых дошкольников в системе семейного воспитания. Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в мире. Задачи включения в эстетическую деятельность умственно отсталых дошкольников в условиях семейного воспитания предполагает активное участие каждого из них в созидание прекрасного своими руками. У дошкольников с умственной отсталостью формируются предпосылки к овладению элементарной изобразительной деятельностью. Занятия рисованием помогут родителям совершенствовать у детей пространственные представления, овладеть элементарными графическими навыками. Изобразительная деятельность упражняет кисти рук ребенка, пальцы, воспитывает наблюдательность и расширяет его кругозор. Занимаясь ею, умственно отсталые дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, приучаются вырезать, держать кисточку, намазывать, наклеивать. У них развивается цветоощущение, организуется поведение, успокаивается нервная система. [5]
Интеллектуальное воспитание умственно отсталых дошкольников в семье. Интеллектуальное воспитание дошкольников с умственной отсталостью самым тесным образом связано с воспитанием и ростом всей его личности. Все изложенные выше пути и средства, ведущие к укреплению здоровья ребенка, к развитию у него самостоятельности, к укреплению его воли, к сознанию им нравственных обязанностей, к воспитанию художественного вкуса и художественного творчества являются вместе с тем путями и средствами развития его ума. Умственная деятельность, как и всякая другая, требует для своего развития совершенствование культуры, то есть известных усилий и систематического упражнения. Воспитание должно быть направлено к тому, чтобы такой ребенок постоянно испытывал потребность в напряжении мысли и убеждался в плодотворности этого напряжения. Родители должны стремиться к возбуждению в ребенке с умственной отсталостью любознательности, стремления наблюдать и отмечать интересные черты и эпизоды в многообразной жизни. Могущественнейшее влияние на умственное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью имеет развитие у них речи. Этому способствует чтение им литературных текстов, беседы по картинкам, сообщение простых и доступных их пониманию жизненных фактов. [3]
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, пониманию его характера, всей личности и поступков в целом. Изучение психологического климата семьи позволяет выявить тип воспитания ребенка, а также возможность прогнозирования влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное становление детей в дошкольном возрасте, что в последующем сыграет немало важную роль в адаптации такого ребенка как в семье, так и в обществе. Незнание или нежелание родителями знать основные закономерности процессов воспитания умственно отсталых детей, в дальнейшем, приведет к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния и очень пагубно повлияет на гармоническое развитие личности у таких детей.
Список литературы.
1.Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. Издательство «Академия», 2001.-192с.
2. Корельская Н.Г. «Особенная» семья – «особенный» ребенок. Издательство «Москва», 2003,- 227с.
3. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М.: Педагогика, 1972.-52с.
4. Мостюкова Е.М., Мостювкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Изд. центр «Владос» , 2005.- 408с.
5.Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. М.: «Просвещение», 1967.-62с.
8