Статья «Психологическая поддержка родителей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью»

1
0
Материал опубликован 26 November 2018

Психологическая поддержка родителей, воспитывающих ребёнка
с умственной отсталостью.


 

Мирон Татьяна Викторовна,

психолог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными

и физическими возможностями здоровья,

ГКУСО МО «Можайский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних».


 

Умственная отсталость – это состояние, возникающее у детей в следствии поражения центральной нервной системы. Выражается оно в нарушении интеллекта и функций личности, помогающим адаптироваться в обществе. Такие нарушения психики бывают врожденными или рано приобретенными.

На сегодняшний день остаётся актуальным вопрос к проблемам современной семьи воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка – это главное событие в семейной жизни. В детях родители видят продолжение собственной жизни, связывают с ними свои мечты, надежды. Трудности психологического и материального порядка, неизбежно возникающие с появлением в доме малыша, обычно с лихвой окупаются теми счастливыми переживаниями, которые он им доставляет.

Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии. Специалистами установлено, что реакции родителей на диагноз "умственная отсталость" весьма индивидуальны и могут отличаться силой и характером проявлений, но вместе с тем в состоянии родителей обнаруживается и существенное сходство. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Первая же реакция на поставленный диагноз-ощущение вины, не заслуженность случившегося, возникает чувство тревоги за будущее.

Семьи, где растет ребенок-инвалид, часто не выдерживают этого испытания. Иногда случается так, что отец из нее выходит, считая, что все потеряно, что жизнь невозможна там, где жена целиком поглощена заботами и переживаниями, связанными с больным ребенком, у которого нет никакого будущего.

У отцов детей с ОВЗ зачастую наблюдается другая тенденция: отец не принимает ребенка с нарушениями по состоянию здоровья и постепенно отдаляется от семьи. Он холодно относится к ребенку, отказывая ему в любви и поддержке.


 

Подобное отношение к ребенку со стороны отца травмирует мать ребенка, понижает ее самооценку, способствует формированию невротичных черт личности и психосоматических заболеваний. Статус супруга в сознании матери снижается. Неприятие отцом ребенка становится причиной отчуждения жены от мужа. Женщина стремится восполнить своим материнским теплом отсутствие любви и заботы со стороны отца. Посвящая свою жизнь ребенку, она постепенно отдаляется от супруга, что приводит к разрыву супружеских взаимоотношений и разводу.

Такие семьи сталкиваются с целым рядом и других трудностей. Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за малышом, и возникают проблемы, как материального порядка, так и во взаимоотношениям взрослых. Происходит разрыв социальных и общественных связей, и семья, которой часто не к кому обратиться за поддержкой, чувствует себя отрезанной от окружающего мира.

Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Выделяют четыре фазы развития данного стрессового состояния:

1. «Шок»Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.

2. Развитие неадекватного отношения к дефекту. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.

3. «Частичное осознание дефекта ребенка»Возникает чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.

4. «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи»Родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.

Однако до четвертой фазы, несущей позитивный заряд в последующем развитии семьи, доходят далеко не все семьи детей с ОВЗ. Существует множество семей, которые так и не достигают стабилизации. На семью с ребенком с ОВЗ наваливаются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав трудностей, родители могут само изолироваться, они отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.

      Выделяют два аспекта деятельности психологической поддержки семей воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью:

- поддержка детей, имеющих отклонения в развитии,

- поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Целью психологической  поддержки является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, формирование педагогической компетентности родителей и создание системы психолого-педагогических условий, способствующих урегулированию детско-родительских отношений.

Одним из связующих звеньев данной системы сопровождения являются родители.

При работе с такими семьями следующие задачи:

формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности, страха;

развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

развитие детско-родительских отношений;

совершенствование коммуникативных форм поведения;

формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.  

         Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка, однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Исторически так сложилось, что различные проблемы жизнедеятельности лиц с проблемами в умственном развитии изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики, юристы, социологи, психотерапевты, а в последнее время экологи и диетологи.

Психологический уровень.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Деформируются: сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений; система отношений членов семьи с окружающим социумом; особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.

Все надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. На наш взгляд, это может быть обусловлено многими причинами, среди которых:

-психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка;

-наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;

-отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина — отец больного ребенка — обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Его жизненный стереотип, согласно нашим наблюдениям, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т. д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка.

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо значительнее. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми-инвалидами постоянно. Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности.

Виды психологической помощи семье, воспитывающей ребёнка инвалида:

Информирование: специалисты предоставляют семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.д.;

Индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям в поиске решений в проблемных ситуаций, в налаживании конструктивных отношений со своим ребёнком, а также процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектов будущего семьи, о возможностях развития и обучения ребёнка;

Семейное консультирование: специалист (психолог) оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого» ребёнка;

Индивидуальные занятия в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребёнка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

Групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других.

Рекомендации родителям детей с умственной отсталостью. 

Любить его и принимать как еще одного члена семьи, а затем обеспечить ему: 

Медицинскую помощь, если он в ней нуждается. 

Адекватную программу ранней стимуляции. 

Правильное обучение, чтобы развивать его интеллектуально и социально. 

Досуг, чтобы он мог общаться с окружающими и развлекаться. 

Работу, соответствующую его возможностям. 

Будущее - когда он станет взрослым

Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенных возникшими проблемами, пытаются разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании и работе родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства такие как, (общества «Даун Синдром»; «Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха»; «Общество помощи аутичным детям Добро», РБОО "Центр лечебной педагогики" (г. Москва), ПРОО «Благо Дарю», НОУПК "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства" (г. Санкт-Петербург), Семейный центр «Солнечный луч»
(г. Москва), Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» (г. Москва), Фонд «Новые шаги» (г. Санкт-Петербург)
и многие другие).

Однако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений и организаций в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной и беспомощной в отношении разрешения проблем своих детей.

Исходя из своего опыта работая в Можайском социально-реабилитационном центре сталкиваясь с такими детьми важно помнить, что умственная отсталость – это не страшный приговор, а лишь особенности в развитии, которые можно со временем преодолеть. Ребенок с интеллектуальными дефектами может вырасти вполне полноценным взрослым человеком, способным самостоятельно жить. И эта вероятность значительно высока при наличии у малыша семейной заботы, любящих и терпеливых родителей.

                
 

    Список используемой литературы:

Мастюкова У.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.

Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей Дефектология. - 1973. - №6

Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника. - Академия, 2000.

 Семаго M.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – Москва:  Издательство «АРКТИ» 2005.

Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.