Статья «Формирование профессионально ориентированных умений в процессе проведения профильных соревнований»
Оразбекова Гулизат Багдатовна,
Кимкина Валентина Михайловна
В целях поддержки движения молодых геологов и довузовской геологической подготовки учащихся создан корпоративный фонд «Жас геолог». Движение «Жас геолог» направленно на развитие творческих и профессиональных способностей современной молодежи, а так же позволяет повысить уровень значимости геологоразведочной отрасли Казахстана в целом. «Жас геолог» учитывает в процессе своей деятельности необходимость подготовки кадров для геологической отрасли Казахстана, а также важность осознанного выбора будущей профессии подрастающим поколением.
В настоящее время функционируют множество кружков, в различных городах Казахстана. В ходе занятий ребята учатся работать с топографическими картами и геологическим компасом, измерять элементы залегания пород и строить геологические разрезы, находить минералы и составлять их описание, проводить гидрологические замеры и организовывать полевые стоянки, ходят в геологические маршруты и познают такую интересную, романтическую и не простую науку, как Геология.
На протяжении четырех последних олимпиад «Жас геолог», преподаватели специальных дисциплин КГКП «Геологоразведочный колледж» УО области Абай, были задействованы в качестве судей мероприятия. Это были не легкие трудовые будни, но интересная работа и опыт общения с детьми со всех уголков Казахстана и стран ближнего зарубежья.
В течение десяти дней, юные геологи, не только демонстрировали свои профессиональные знания в геологических науках, делясь своим приобретенным опытом по профильным дисциплинам, но и принимали активное участие в спортивных состязаниях и в творческих конкурсах. Кроме того, несмотря на очень плотную программу олимпиады, организаторы предоставляли возможность всем желающим экскурсионно посетить различные месторождения и побывать в курортной зоне Бурабая.
По моему мнению, кружковая работа с Юными геологами - это огромный вклад в будущее нации, так как ребята впоследствии осуществляют осознанный выбор будущей профессии, понимают, в чем ее суть и будет ли им это интересно. Кружковцы, прошедшие зачастую не одно соревнование, имеют пытливый ум, крепкие нервы, стойкую убежденность добиваться высоких результатов. Данные качества очень важны при формировании личности и характера будущего специалиста геологоразведочной отрасли, так как все поисково-разведочные работы ведутся в полевых условиях и без особых удобств.
Юные геологи Казахстана– это прогрессивная концепция геологического образования, материальная и моральная поддержка движения на федеральном и региональном уровнях.
Не смотря на достоинства проекта «Жас геолог», я считаю, что необходимо охватить кружковой работой более долгосрочную перспективу. Говоря о перспективе, хотелось приоткрыть сокровенные мысли по созданию нового движения, ориентированного уже не на школьников, а на полноправных студентов СУЗ-ов и ВУЗ-ов.
На протяжении последних трех лет, зреет идея создания студенческого движения, направленного на соревнования ребят во владении основными компетенциями по специальностям:
«05320100 Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых (по видам)»,
«05320200 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»,
«05320300 Гидрогеология и инженерная геология»,
«05320400 Геофизические методы поиска и разведки месторождений полезных ископаемых».
Данный проект до сих пор не запушен в жизнь по причине ежегодной актуализации типовых учебных планов и программ. Система образования в СУЗ-ах постоянно модернизируется и изменяется, а в связи с этим претерпевают изменения и профессиональные компетенции, по которым ведется подготовка студентов. В этом году утверждены типовые планы, составленные с учетом профессиональных стандартов, что дает нам возможность подобрать ряд компетенций, по которым будут проводиться полевые испытания в процессе соревнований. С моей точки зрения для перечисленных мной ранее специальностей подошли бы следующие компетенции:
№ | Шифр и наименование специальности | Компетенция | Вид выполняемой работы |
1 | 05320100 Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых (по видам) | ПМ 5. Маркировка и упаковка проб, ведение технической документации | Отбор пробы, маркировка и документирование |
2 | 05320200 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых | ПМ 4. Ремонт буровой и горной техники, автотранспортных средств | Сборка и разборка двигателя внутреннего сгорания. |
3 | 05320300 Гидрогеология и инженерная геология | ПМ 2. Основные гидрогеологические и инженерно-геологические работы при проведении съемки ПМ 2. Полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы | -Определение координат на местности, прямая и обратная привязка точки наблюдения, отбор литологической пробы методом режущего кольца. -Гидрометрические испытания: определение скорости течения реки поплавковым методом и методом гидрометрической вертушки. |
4 | 05320400 Геофизические методы поиска и разведки месторождений полезных ископаемых | ПМ 4. Обслуживание геофизического оборудования во время выполнения рабочих наблюдений | Подготовка к работе магнитометра и градуировка магнитометров |
Проведение такого рода полевых соревнований даст возможность оценить уровень подготовки студентов большей части СУЗ-ов Казахстана, ведущих подготовку будущих разведчиков недр. А впоследствии, позволит выйти на мировой уровень и принимать участие в WorldSkills, тем самым создавать условия для студентов, которые хотят профессиональной самореализации.
На данный момент Геологоразведочным колледжем положено, пусть пока еще не большое, но начало. В конце 2022 года был проведен онлайн-конкурс профессионального мастерства студентов «Моя специальность – моё будущее» по направлению УМО «Геология и разведка МПИ».
В процессе подготовки к конкурсу студенты смогли не только почувствовать вкус соперничества, но и увидеть уровень подготовки ребят обучающихся в других колледжах. Каждая предметно-цикловая комиссия нашего колледжа выдвинула своих активистов, которые смогли подготовить видео ролик о своей профессии и защитить презентационную работу (https://youtu.be/VJd8pFYsR44 ).
И все же хотелось бы видеть конкурсы проф. мастерства в полевых- реальных условиях, так как только выполнив свою трудовую функцию самостоятельно, в условиях приближенных к производству, студент сможет оценить ценность полученных при обучении знаний, умений и навыков.