Статья «Формирование профессионально ориентированных умений в процессе проведения профильных соревнований»

2
0
Материал опубликован 6 February 2023

Оразбекова Гулизат Багдатовна,

Кимкина Валентина Михайловна


t1675670898aa.jpg

Формирование профессионально ориентированных умений в процессе проведения профильных соревнований.

t1675670898ab.gif


В целях поддержки движения молодых геологов и довузовской геологической подготовки учащихся создан корпоративный фонд «Жас геолог». Движение «Жас геолог» направленно на развитие творческих и профессиональных способностей современной молодежи, а так же позволяет повысить уровень значимости геологоразведочной отрасли Казахстана в целом. «Жас геолог» учитывает в процессе своей деятельности необходимость подготовки кадров для геологической отрасли Казахстана, а также важность осознанного выбора будущей профессии подрастающим поколением.

В настоящее время функционируют множество кружков, в различных городах Казахстана. В ходе занятий ребята учатся работать с топографическими картами и геологическим компасом, измерять элементы залегания пород и строить геологические разрезы, находить минералы и составлять их описание, проводить гидрологические замеры и организовывать полевые стоянки, ходят в геологические маршруты и познают такую интересную, романтическую и не простую науку, как Геология.
На протяжении четырех последних олимпиад «Жас геолог», преподаватели специальных дисциплин КГКП «Геологоразведочный колледж» УО области Абай, были задействованы в качестве судей мероприятия. Это были не легкие трудовые будни, но интересная работа и опыт общения с детьми со всех уголков Казахстана и стран ближнего зарубежья.

t1675670898ac.jpg

В течение десяти дней, юные геологи, не только демонстрировали свои профессиональные знания в геологических науках, делясь своим приобретенным опытом по профильным дисциплинам, но и принимали активное участие в спортивных состязаниях и в творческих конкурсах. Кроме того, несмотря на очень плотную программу олимпиады, организаторы предоставляли возможность всем желающим экскурсионно посетить различные месторождения и побывать в курортной зоне Бурабая.

По моему мнению, кружковая работа с Юными геологами - это огромный вклад в будущее нации, так как ребята впоследствии осуществляют осознанный выбор будущей профессии, понимают, в чем ее суть и будет ли им это интересно. Кружковцы, прошедшие зачастую не одно соревнование, имеют пытливый ум, крепкие нервы, стойкую убежденность добиваться высоких результатов. Данные качества очень важны при формировании личности и характера будущего специалиста геологоразведочной отрасли, так как все поисково-разведочные работы ведутся в полевых условиях и без особых удобств.

Юные геологи Казахстана– это прогрессивная концепция геологического образования, материальная и моральная поддержка движения на федеральном и региональном уровнях.

Не смотря на достоинства проекта «Жас геолог», я считаю, что необходимо охватить кружковой работой более долгосрочную перспективу. Говоря о перспективе, хотелось приоткрыть сокровенные мысли по созданию нового движения, ориентированного уже не на школьников, а на полноправных студентов СУЗ-ов и ВУЗ-ов.

На протяжении последних трех лет, зреет идея создания студенческого движения, направленного на соревнования ребят во владении основными компетенциями по специальностям:

«05320100 Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых (по видам)»,

«05320200 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»,

«05320300 Гидрогеология и инженерная геология»,

«05320400 Геофизические методы поиска и разведки месторождений полезных ископаемых».

Данный проект до сих пор не запушен в жизнь по причине ежегодной актуализации типовых учебных планов и программ. Система образования в СУЗ-ах постоянно модернизируется и изменяется, а в связи с этим претерпевают изменения и профессиональные компетенции, по которым ведется подготовка студентов. В этом году утверждены типовые планы, составленные с учетом профессиональных стандартов, что дает нам возможность подобрать ряд компетенций, по которым будут проводиться полевые испытания в процессе соревнований. С моей точки зрения для перечисленных мной ранее специальностей подошли бы следующие компетенции:

Шифр и наименование специальности

Компетенция

Вид выполняемой работы

1

05320100

Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых (по видам)

ПМ 5. Маркировка и упаковка проб, ведение технической документации


Отбор пробы, маркировка и документирование

2

05320200

Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых

ПМ 4. Ремонт буровой и горной техники, автотранспортных средств

Сборка и разборка двигателя внутреннего сгорания.

3

05320300

Гидрогеология и инженерная геология

ПМ 2. Основные гидрогеологические и инженерно-геологические работы при проведении съемки

ПМ 2. Полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы

-Определение координат на местности, прямая и обратная привязка точки наблюдения, отбор литологической пробы методом режущего кольца.

-Гидрометрические испытания: определение скорости течения реки поплавковым методом и методом гидрометрической вертушки.

4

05320400

Геофизические методы поиска и разведки месторождений полезных ископаемых

ПМ 4. Обслуживание геофизического оборудования во время выполнения рабочих наблюдений


Подготовка к работе магнитометра и градуировка магнитометров


Проведение такого рода полевых соревнований даст возможность оценить уровень подготовки студентов большей части СУЗ-ов Казахстана, ведущих подготовку будущих разведчиков недр. А впоследствии, позволит выйти на мировой уровень и принимать участие в WorldSkills, тем самым создавать условия для студентов, которые хотят профессиональной самореализации.

На данный момент Геологоразведочным колледжем положено, пусть пока еще не большое, но начало. В конце 2022 года был проведен онлайн-конкурс профессионального мастерства студентов «Моя специальность – моё будущее» по направлению УМО «Геология и разведка МПИ».

t1675670898ad.png

(https://sgrk.edu.kz/wp-content/uploads/2022/12/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.pdf )

В процессе подготовки к конкурсу студенты смогли не только почувствовать вкус соперничества, но и увидеть уровень подготовки ребят обучающихся в других колледжах. Каждая предметно-цикловая комиссия нашего колледжа выдвинула своих активистов, которые смогли подготовить видео ролик о своей профессии и защитить презентационную работу (https://youtu.be/VJd8pFYsR44 ).

t1675670898ae.png

И все же хотелось бы видеть конкурсы проф. мастерства в полевых- реальных условиях, так как только выполнив свою трудовую функцию самостоятельно, в условиях приближенных к производству, студент сможет оценить ценность полученных при обучении знаний, умений и навыков.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации