Статья «Игровая деятельность дошкольников в процессе работы над созданием мультфильма»
Игровая деятельность дошкольников в процессе работы над созданием мультфильма
Гришина И.А.
Игра в жизни дошкольника – необходимое условие для его социализации. В игре происходит развитие самосознания ребёнка, формируется модель отношения к общественным явлениям, социокультурному наследию, труду, людям. В процессе игры ребёнок реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности.
В нашем детском саду организована студия детской мультипликации «Пчёлка». Обучение созданию мультфильмов строится в форме игры, где ребёнок проживает множество ролей, от сказочных, нереальных до ролей, в которых он пробует себя в различных профессиях.
Придумывая сюжет для мультфильма, дошкольники находят способы разрешения конфликта, трудной ситуации, в которую попали персонажи. Не всегда финал истории имеет счастливый конец. У ребёнка формируются такие понятие как «добро» и «зло», происходит осознание нравственных критериев: справедливость-несправедливость, отзывчивость-чёрствость, внешние и внутренние красота и уродство. В сочинительстве дети ставят себя на место сказочного героя. Для них придуманная история – мир их фантазий, отражающих внутренние впечатления, переживания, а порой и страхи. Здесь большая роль принадлежит педагогу. Необходимо понять ребёнка, услышать его, помочь развить сюжет так, чтобы сформировать у воспитанника гармоничную картину мира и повысить уверенность в своих силах.
На стадии раскадровки, ребёнок продумывает диалоги персонажей, уточняет и дорабатывает образ. Во время съёмки мультфильма вновь берёт на себя роли придуманных персонажей, через свои движения и мимику проигрывает походку и артикуляцию персонажа. Он перевоплощается в них, ставит себя не в позицию стороннего наблюдателя, а участника происходящих событий. Педагог должен предоставить ребёнку свободу перевоплощения. Осторожно следует давать советы, не навязывать своего мнения, чтобы дать фантазии детей раскрыться.
Съемка мультфильма не только возможность проиграть роль выдуманного персонажа, но работа в творческой группе, отображающей взрослую профессиональную деятельность. Дети могут быть режиссёром, оператором, аниматором. Режиссёр отвечает за весь процесс съёмки, на первых порах эта роль отводится педагогу. Оператор внимательно наблюдает за тем, что происходит в кадре, нет ли там лишних деталей, и непосредственно производит процесс съёмки. Аниматор «оживляет» персонаж, передвигая его отдельные части (руки, голову, лапы) в соответствии с замыслом. Работа в команде приучает детей быть собранными, внимательными, формирует умение договариваться, идти на компромиссы, находить общие решения.
И после того, как весь мультфильм отснят, озвучен и показан зрителям, дети продолжают играть созданными ими куклами-марионетками, придумывая новые сюжеты, ситуации, диалоги.
Анимация – уникальное средство для воспитания и развития ребёнка в игре. В реальный мир с его порой непростыми ситуациями дошкольник входит через мир фантазий и сказок.
Сафонова Елена Валерьевна
Сафонова Елена Валерьевна
Москвина Оксана Валентиновна
Ирина