12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маслобоева Марина Леонидовна24
2

Статья на тему «Игровая деятельность в процессе обучения и воспитания школьников на уроке и во внеурочное время»

«Игровая деятельность в процессе обучения и воспитания школьников на уроке и во внеурочное время»

 

Учитель химии и биологии МБОУ СОШ №6

Маслобоева Марина Леонидовна

 

В начале своей педагогической работы, я, хотя и старалась выполнять все методические рекомендации по формам ведения урока, его структуре и содержанию, чувствовала, тем не менее, потребность в использовании еще какого-то способа усиления у детей познавательной активности и мотивации к учебе. Постепенно для решения этой проблемы я стала применять игровые моменты на уроке: сначала в виде небольших игровых пауз, затем – конкурсов и викторин, особенно в 6-х классах при изучении не очень любимой детьми ботаники. И, увидев положительные результаты, заинтересовалась вопросами игровой деятельности в процессе обучения и воспитания.

Сейчас я могу, на основе изученной литературы и собственного опыта, определить психологическую основу, назначение и методику организации игровой деятельности на уроке и во внеурочное время, сказать о плюсах и минусах использования игры в процессе обучения и воспитания в школе.

Как известно, с развитием цивилизации происходило удлинение периода взросления человека. И если, на начальных стадиях развития общества, игры не существовало, и дети рано включались в жизнь взрослых, то впоследствии, чем выше становились требования к члену общества, тем значительнее становилась роль игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра на уроке - это самостоятельная деятельность, которая вместе с тем учит общению, умению объединять усилия для достижения поставленной цели, дает общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Интересная игра повышает умственную активность ученика, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии, он узнает что-то новое, расширяет свой кругозор. Поэтому игровая деятельность является актуальной проблемой процесса и обучения, и воспитания.

Выделяют шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры. В процессе школьной учебы дети вовлекаются практически во все эти игровые формы.

Сейчас многие известные педагоги выдвигают проблему мотивов и потребностей на первый план. Разбирая психологический механизм игры, можно сказать, что главное здесь – стимулирование мотивационно-потребностной сферы ученика за счет выполнения эмоционально привлекательного действия. А это как раз то, чего зачастую не удается добиться при использовании других форм учебной деятельности. Поэтому, игра – действенный метод повышения качества образования за счет усиления познавательной активности и мотивации к учебе.

Но это, конечно, не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими, прежде всего традиционными методами. Кроме того, по своему опыту знаю, какие минусы может иметь игровая форма деятельности на уроке и какие ошибки чаще всего допускаются при ее подготовке и проведении:

иногда игра занимает неоправданно много места на уроке в ущерб другим формам учебной деятельности;

в игре может отсутствовать четко выраженная познавательная и развивающая составляющая;

зачастую игра имеет нечеткие правила, неодинаковые по сложности задания командам и, как следствие, необъективные результаты;

часто нарушается механизм игры, особенно в групповых и коллективных формах игр, что приводит к беспорядку;

при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество.

И, наконец, самая главная ошибка педагога: заставлять учеников играть! Участие в игре должно быть только добровольным.

Таким образом, использование на уроке игры должно быть, во-первых, мотивированным (т.е. соответствовать цели и задачам урока), во-вторых, тщательно подготовленным и, в-третьих, хорошо организованным. Все это надо учитывать и при организации внеурочной деятельности учащихся.

Что касается меня, то, по мере накопления опыта, игровые формы учебной деятельности, применяемые мною, становились более продуманными и разнообразными: помимо конкурсов и викторин, это теперь различного типа игры, турниры, спектакли. Расскажу о некоторых из них.

Лет десять тому назад телевизионная игра «Что? Где? Когда?» была на пике популярности и так как я, как и многие, была ее поклонницей, то старалась увлечь ею и учеников своего 10 класса. Сначала мы просто обсуждали прошедшие игры, а потом я провела игру между своим и параллельным классом: вместо команд знатоков и телезрителей у нас, между собой, играли две команды знатоков. Опыт оказался удачным: остались довольны и победители, и проигравшие. После этой, было много других игр. И сейчас я могу с уверенностью сказать, что наша версия игры, по подобию самой игры «Что? Где? Когда?», учит подростков слушать друг друга и отстаивать свою точку зрения, заставляет концентрировать внимание, думать быстро и четко, брать на себя ответственность, рассуждать логически, ценить интеллект другого участника и получать удовольствие от самого мыслительного процесса. Чем не «мозговой штурм», так популярный сегодня! Кроме того, многого стоит и пример самих телевизионных знатоков и членов клуба: высокий уровень образованности и интеллекта, чувство юмора, дух благородства и товарищества!

Поначалу вопросы моей игры были из разных областей знаний: некоторые я заимствовала из телеигры, материал для других искала сама. Так, например, я использовала такой готовый вопрос, пользующийся у детей неизменным успехом: «Какую знаменитую фразу из знаменитого произведения можно выразить математическим выражением «2b ≠ 2b»? («To bе or not to be?» - «Быть или не быть?». Фраза из трагедии В. Шекспира «Гамлет»). Иногда вопросы – и, зачастую, очень интересные – предлагали сами ученики. В одну из игр я включила вопрос, составленный мною по материалам книги «Среди запахов и звуков» М. Плужникова и С. Рязанцева о причинах смерти распятых на кресте людей. Этот вопрос послужил началом серии игр «Что? Где? Когда?» биологического, а затем и химического содержания, материал для которых я ищу, в том числе, и в Интернете. В настоящее время эти игры я представляю в форме презентаций, делая соответствующее зрительное и звуковое оформление, что, по моему наблюдению, усиливает эмоциональное восприятие игры. При проведении игры использую мультимедийное оборудование.

Если предыдущий пример игровой деятельности подходит для старшеклассников, то для учащихся 8-9 классов можно предложить другой вариант применения игровых технологий для образовательного и воспитательного процесса – спектакль «Сигарета и мы. Кто победит?», основным действием которого является судебный процесс над сигаретой, как символом курения. В ходе увлекательного и эмоционального разбирательства, построенного по правилам соревновательного судебного процесса, выступают: прокурор - с обличающими подсудимую речами; свидетели, подтверждающие его слова (химик, врач, косметолог, патологоанатом); пострадавший (курящий подросток); и даже адвокат, находящий слова оправдания для своей подзащитной. Вердикт «виновна» или «не виновна» выносят присяжные, выбираемые непосредственно перед спектаклем из числа зрителей. Судья просит их быть максимально объективными и вынести свое решение, основываясь на личном опыте и на полученной в ходе процесса информации. Это вовлекает зрителей в действие спектакля, а его участников заставляет быть еще более эмоциональными и убедительными, поскольку от этого зависит исход, а значит и мораль игры.

Постановка любого, в том числе и такого, спектакля, дело непростое и длительное. Но полученный воспитательный результат, по моему мнению, стоит того: и участники спектакля, и зрители получают много важной для них информации, причем без нотаций, в необычной и убедительной форме. А главное – игра подводит детей к самостоятельным выводам и их невольному проецированию на свое поведение. Я ставила этот спектакль только дважды, но повторяли мы его по два-три раза для разных зрительских аудиторий. И каждый раз присяжными выносился обвинительный вердикт и суд приговаривал подсудимую «к изгнанию из общества без права возвращения». То есть, действие спектакля всегда подводило детей к правильным выводам. Кроме того, хотя трудно сказать о зрителях, но, по крайней мере, никто из участников спектакля ряды курильщиков не пополнил!

Последнее время стараюсь привлекать к организации и проведению игр самих учеников, поскольку это, на мой взгляд, дает двойной эффект: пользу и удовольствие получают и те, кто готовит игру, и те, кто играет. На прошедшей предметной неделе викторину «Эти забавные животные!» для учеников 6 класса подготовили в виде презентации и провели два девятиклассника. Получилась очень веселая и добрая игра, так как организаторы смогли угадать, что будет интересно и понравится детям. А турнир по органической химии, между химико-биологической и математической группами десятиклассников, подготовил учащийся 11-ого класса.

Недавно в одной статье я прочитала, что только четверо из десяти педагогов постоянно или периодически используют в своей работе игровые формы деятельности, и решила узнать отношение самих учеников к игре. Для этого я провела анкетирование в классах, где работаю (было опрошено около 150 человек).

Анализ ответов учащихся дал следующие результаты:

игры на уроках нравятся почти всем учащимся, но особенно – учащимся 5-8 классов;

большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна;

дети больше всего любят групповую форму игр, по-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, желанием поделиться с ними мыслями, рассуждениями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей;

учащимся может не нравиться игра, если содержание игры не соответствует теме урока;

желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем;

большинству учеников нравится в игре побеждать, но побеждать честно.

Результаты этого опроса, как мне кажется, позволяют сделать вывод, что игра – это та форма учебной деятельности, в которой совпадают потребности детей и цели педагогов, а значит при грамотной организации игровых форм учебной деятельности, положительные результаты будут налицо.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.