12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
MAYYA19
2

Статья на тему «Как развивать самоконтроль, самооценку, самостоятельность и ответственность у первоклассников. Советы родителям»

Казакова Майя Геннадиевна,

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Петровска Саратовской области»

г.Петровск, Саратовская область

Как развивать самоконтроль, самооценку, самостоятельность и ответственность у первоклассников. Советы родителям.

Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой.
Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.
М.М.Пришвин

Мечта любого родителя - видеть своего ребёнка самостоятельным.

Как приятно, когда ребёнок сам проснулся вовремя, заправил кровать, не забыл поесть, точно дошёл до школы, не потерял деньги. На такого ребёнка можно положиться. Такая самостоятельность нужна ребёнку с первых школьных шагов, и именно в начальную пору открываются перспективы для её развития. Более того, в младших классах необходимо и завершить формирование этого важного качества. К концу обучения в начальной школе у ребёнка должны сложиться все основные приёмы самостоятельной учебной деятельности.

Всё дело в том, что у младшего школьника учебная деятельность является ведущей. В эту пору она определяет всё психическое развитие ребёнка, формирование его восприятия, внимания, памяти, мышления. Все интересы ребёнка, все его усилия связаны теперь со школой. Если начальная школа не выполнит этой задачи, то в средних и старших классах это будет вызывать большие трудности.

Детям нужно помочь выработать эту самостоятельность. Но как? Силой засадить за уроки, криком объяснить важность учёбы, подарить готовые домашние задания, чтобы облегчить им жизнь?

Эти методы популярны, но неверны. Как же помочь нашим детям, не разрушая при этом их личность?

Формирование самостоятельности связано с механизмами самоконтроля и самооценки ребёнка. Что же такое самоконтроль и самооценка?

Самоконтроль - это осознание и оценка ребёнком собственных действий, психических процессов и состояний. Он направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершённых ошибок.

Иначе говоря, с помощью самоконтроля ребёнок всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учёбе и труде.

Этапы формирования самоконтроля

1-й этап. Ребёнок должен научиться понимать и принимать контроль родителей и учителей;

2-й этап. Он должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей;

3-й этап. Ему необходимо научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью (её самоанализ, самооценка и самокоррекция).

Многие дети могут себя контролировать и заставлять делать уроки, только когда они чувствуют контроль взрослых, контроль со стороны. А если взрослых дома нет? Кто будет наблюдать, правильно ли они решили задачу, нарисовали картину, выучили стихотворение? Младшим школьникам просто необходим «помощник», иначе бы они сразу разочаровались, если что-то не получилось, бросили учёбу, и их внимание переключилось на что-то более интересное.

Ведь самостоятельность не означает полную свободу ребёнка при выполнении домашнего задания.

Руководить ребёнком, направлять его, но не делать работу за него - вот программа действий взрослого.

Нужно подвести ребёнка к мысли: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь». Но отмерять и отрезать ребёнок должен сам. Со временем он запомнит это правило и будет справляться с подготовкой и выполнением задания самостоятельно. Так же ребёнка нужно научить самостоятельно сравнивать свою работу с образцом, выявлять ошибки и исправлять их.

Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Родителям необходимо:

создавать “ситуацию успеха”;

возвышать самооценку детей в их собственных глазах;

хвалить даже за небольшой успех.

Самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия; способность совершать действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Как развивать самостоятельность?

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему:

- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

- По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Позвольте детям допускать и совершать ошибки.

В своей жизни ребёнок постоянно принимает решения, которые вы не можете предвидеть, и которые могут удивлять вас: решения о том, с кем дружить, что предпочитать из еды, о чем думать и пр. и пр.

Избавляйтесь от привычки все вопросы решать за своих детей. Особое внимание нужно уделить тому, что ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки. Не научившись нести ответственность (а не наказание!) за свои решения, ребёнок не научится и самостоятельности.

Что можно сделать для воспитания учебной самостоятельности?

Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным поинтересуетесь его успехами.

Хвалите ребенка за любую инициативу, которая показывает его положительное отношение к учебным занятиям: за красиво оформленную тетрадь, привлечение дополнительных сведений и т.п. Старайтесь, чтобы ваша оценка была позитивной, но объективной. Дети хорошо чувствуют ее несправедливость, но вместе с тем быстро привыкают к тому, что их захваливают. Поэтому, похвалив за положительные моменты работы, вместе с ребенком проанализируйте причины неудач. Если вы будете делать это часто, то постепенно школьник научится сам себя контролировать и оценивать.

Развивайте силу воли ребенка. Научите проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.

Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания - он должен сам научится их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,- ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования.

Дома, начиная готовить уроки, не зачитывайте ребенку сразу же все заданное. Сначала попросите самостоятельно вспомнить, только потом подскажите то, что он забыл. Хвалите за старание. Ни в коем случае не делайте уроки за ребенка!!! Вы не помогаете ему этим, вы портите ему жизнь. Не настраивайтесь долго "делать уроки с ребенком". Обсудите задание. Попросите рассказать, как именно он собирается его выполнить. Попросите показать вам готовое. И... уйдите.

Дайте ему время и место для самостоятельной работы. Пусть лучше потом нужно будет переделать, потратить немного больше времени, но ребенок уже будет шаг за шагом учиться самостоятельности оценивать свои силы и возможности.

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Воспитание ответственности

Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи;

Не надо торопить, позвольте выполнить ответственные задания в удобном для него темпе;

Сделайте так, чтобы ребенок на собственном опыте узнал, к чему ведёт безответственность;

Поручайте ему посильное дело;

Помните, что дети способны на большее;

Если ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать;

Постарайтесь сделать так, чтобы забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод воспитания:

Не усложняйте себе жизнь.

Принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.

Живите и радуйтесь вместе с ним.

Растите своё прекрасное создание, как цветок.

Растите вместе с ним — как родитель.

 

Список использованной литературы и источников

1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»: АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008

2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так? »: АСТ, Астрель; М.; 2008.

3. Захарова А.В. «Что такое самооценка». Журнал «Семья и школа», №8, 2000.

4. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.